ГУБКИН. Говорить о важном

Выпуск №10-250/2022, В России

ГУБКИН. Говорить о важном

В канун Международного дня театра в Губкине состоялось радостное и долгожданное для всех событие - торжественное открытие обновленного Театра для детей и молодежи, который после долгого перерыва гостеприимно распахнул свои двери. Капитальные работы в здании велись почти год, но ГТДМ оставался репертуарным театром и показывал спектакли на сценической площадке МБУК «ЦКР «Строитель».

Вернувшись в родные стены, Губкинский театр для детей и молодежи заиграл новыми красками. Сделать удалось очень многое: заменены все инженерные коммуникации, увеличена площадь основной сцены, установлено сценическое оборудование, поворотный круг. А впереди множество творческих замыслов, и радует, что они будут воплощены на преобразившейся сцене. На первом этаже оборудован малый зал на 45 мест. Для актеров это очень важно, поскольку новое пространство позволит разгрузить основную сценическую площадку. Теплый зал, красивое фойе, сверкающие люстры. Внутренняя отделка всего театра выполнена по специально разработанному проекту дизайнера-архитектора Марии Калашниковой. Кроме того, в нынешнем году запланировано обновление фасада и благоустройство прилегающей территории.

ГТДМ благодарен всем, кто «руку приложил» к возможности трудиться в новых комфортных условиях. И все же это внешняя сторона. А что внутри?

Губкин относится к категории малых городов, каких в России немало. И, конечно же, далеко не в каждом существует свой профессиональный театр. У нас он есть. Руководит им Ирина Пьяных, которая считает, что театральное искусство в современной России занимает особое место в духовно-нравственном развитии личности. По словам Ирины Николаевны, сегодня заметно повышается значимость театра как социально-культурного института, и главная цель их коллектива - создавать спектакли в разных жанрах, сохраняя классические театральные традиции.

В репертуаре Губкинского театра более 40 спектаклей, поставленных по произведениям отечественных и зарубежных классиков, современных драматургов. Восстанавливаются и старые спектакли, среди которых, например, «Шинель» Н.В. Гоголя. К этому произведению театр обратился не впервые, многие помнят постановку 2013 года, созданную режиссером из Барнаула Максимом Астафьевым. Тем интереснее увидеть новое прочтение «Шинели» в генеральном восстановлении главного режиссера театра Ирины Сухановой. Знакомый со школьных лет сюжет в интерпретации губкинских артистов становится современной историей, заставляющей задуматься, учит сопереживанию. Гоголь писал: «Я люблю добро, я ищу его и сгораю им». Спектакль захватывает, сюжетная линия обыгрывается с нежностью к Башмачкину (Назарий Мантур), вызывающему искреннее сочувствие и сострадание. Постановка «Шинели» пронизана добром и любовью к человеку, без которой, как известно, всякий голос останется лишь «медью гудящей да кимвалом бряцающим».

С началом нового века роль театра существенно изменилась. Он стал синтезом искусств, способным заставить зрителя посмотреть на себя в то зеркало, в котором отражаются все наши недостатки. Образный, метафорический, изысканный спектакль «Доходное место» по пьесе А.Н. Островского вызывает множество эстетических и этических ассоциаций. Вот что говорит о своем подходе к этой постановке Ирина Суханова: «Материальное благополучие создает иллюзию полного счастья и жизненного успеха при духовном крахе человека и общества. Я постаралась раскрыть несколько идейных планов, где вперед выходят взяточничество и социум, наполненный пороками и искушением. При этом оставила открытым вопрос: если каждый из нас оказался бы на месте Жадова, как бы он поступил? И здесь пустому, фальшивому миру противопоставляется чистая любовь».

На премьерном показе присутствовала Наталья Почернина, руководитель литературно-драматургической части БГАДТ им. М.С. Щепкина, заместитель председателя Белгородского отделения Союза театральных деятелей России. Она поделилась своим мнением: «Пьеса Островского в постановке Ирины Сухановой звучит не просто остро, современно, но ошеломляюще неожиданно. Как мне показалось, на первый план в спектакле выходит тема женщины в мире, где все покупается и продается. Где, как в другой пьесе драматурга, слово для женщины найдено: «вещь», а не человек». И где женщина решает: «Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой». Красное платье, невесть откуда райской птицей залетевшее в серый чиновно-бюрократический, безликий социум людей-манекенов, сначала кажется символом красивой мечты, а в финале оборачивается символом порока...»

В музыкальной комедии «Неудачный день» по одноименной пьесе М. Зощенко с тонкой иронией показываются такие человеческие пороки, как жадность, обман, лесть, хитрость, лицемерие. И что с того, что пьеса написана в далеком 1934 году? Идея ее из разряда вечных. Вот и Осип Мандельштам писал о Зощенко, что «своими рассказами он пытался образумить современников, помочь им стать людьми». Ирина Суханова точно схватила эту мысль: «Через комедийный жанр мы говорим о проблемах, которые близки каждому из нас и которые раскрываются в забавных и нелепых образах и ситуациях».

В начале апреля состоялась премьера спектакля «Веселый вечер» по произведениям Аркадия Аверченко, созданного Ириной Сухановой, которая к тому же является яркой характерной актрисой. Впервые в нашем театре представлен новый жанр - театральное кабаре. Постановка динамичная, музыкальная, интересна новой формой. Сценография, музыкальное оформление, хореографические композиции, световое решение вполне соответствуют творческому замыслу режиссера.

«Веселый вечер» - это юмористическое ассорти, включающее несколько рассказов: «Без ключа», «Загадочная телеграмма», «Наполеон Бонапарт», «Конец любви» и «Преступление актрисы Марыськиной». Режиссер нашла оригинальный способ, как объединить мини-пьески А. Аверченко в едином сквозном действии, создав театр-кабаре. Спектакль поставлен в кратчайшие сроки с огромным запалом любви, творческой радости и энергии, что явно ощущается в его атмосфере.

В спектаклях Губкинского театра нередко звучит вопрос о смысле жизни, и после них зритель чувствует духовное перерождение. В недалекой перспективе - открытие клуба любителей театрального искусства, в планах которого беседы о современном театре, обсуждение нашего репертуара и многое другое.

Мы всегда помним о наших главных зрителях - юных театралах. Окунаясь в этот волшебный мир, они учатся понимать, где добро, а где зло, как нужно относиться к окружающим людям, животным. Можно сказать, что искусство дает детям основы познания о мире и гармоничном существовании в нем. Театр дарит зрителю неподдельные ощущения и эмоции, формирует в человеке такие качества, как милосердие, любовь.

Большим успехом у ребят пользуются спектакли «Бамбуковый остров» по пьесе современного драматурга Анны Богачевой (режиссер Ирина Суханова), «Снежная королева» по пьесе Николая Коляды в постановке Сергея Денисова и Нины Лавровой, «Дюймовочка» по мотивам сказок Г.Х. Андерсена, восстановленная Ниной Лавровой.

Полюбилась детской аудитории интерактивная театрализованная программа «В поисках солнышка» (сценарий Ирины Сухановой) в рамках тематического цикла «МультиТЕАТР», направленного на возрождение на губкинских подмостках старых добрых советских мультфильмов в современной интерпретации. Ее продолжением стала «Операция «З» и другие приключения Гномовых». Дружная семья Гномовых хочет посмотреть мультфильм «Летучий корабль», но по сценическим канонам что-то точно должно пойти не по плану. А совсем скоро появится и третья часть программы - «Однажды в королевстве». В этот раз мальчишки и девчонки с Васей Гномовым отправятся в веселое путешествие вместе с героями некогда очень популярного мультипликационного фильма «Бременские музыканты».

Губкинский театр для детей и молодежи движется к своему 20-летию, которое будет отмечаться нынешней осенью. И тогда же коллектив примет участие в XII Всероссийском театральном фестивале «Актеры России - Михаилу Щепкину». Это налагает огромную ответственность, но все полны сил и желания показать себя с хорошей стороны. Иначе и нельзя. Вспомним слова Д.Б. Кабалевского: «Только любовь и привычка к подлинному искусству может стать надежным иммунитетом против пошлости, против дурного вкуса».

 

Фото из архива театра

Фотогалерея