УЛЬЯНОВСК. О любви и войне

Выпуск №10-250/2022, В России

УЛЬЯНОВСК. О любви и войне

В репертуаре Ульяновского молодежного театра есть один спектакль, беспроигрышный с точки зрения администраторов. Если хочется привлечь зрителя, то надо поставить что-нибудь про любовь, желательно комедию. Вот такой спектакль - «Руководство для желающих жениться» - появился здесь в конце минувшего года, по сути, в ответ на просьбу администратора сделать что-нибудь «для людей». Но в итоге получилась не безделица, а умный компромисс между театральным и даже педагогическим экспериментом и вечным человеческим запросом на любовь, причем любовь «маленьких людей».

Маленьких - не значит неинтересных или незначительных, но, скорее, представляющих тот самый «глубинный народ», который писатели-классики знали несравненно лучше, чем современные изобретатели этого термина. Тема маленького человека давно интересует режиссера-постановщика спектакля Алексея Храбскова (он также художественный руководитель Молодежного театра, актер областного драмтеатра, театральный педагог). Внимательный зритель обнаружит в этой работе Храбскова некоторые рифмы с его предыдущими спектаклями, что неслучайно, поскольку он считает тему маленького человека главной темой своей театральной жизни. Поэтому важнее формальных совпадений тот интерес и сочувствие к маленькому человеку, который проступает сквозь форму комедии - или благодаря ей.

«Руководство...» - это три истории, объединенные общей темой. Литературной основой послужили рассказ Чехова «Пропащее дело», небольшая пьеса Эдуардо де Филиппо «Риск» и новелла О'Генри «Дары волхвов». Эти истории очень разные, каждая со своим национальным и историческим колоритом. Но то, что русская, итальянская и американская проза непротиворечиво выстроились в сквозное повествование, подчеркивает, что есть нечто выше времени и национальных границ, и это - тема любви и человеческих отношений.

Эти новеллы «завернуты» в текст чеховской юморески «Руководство для желающих жениться», где автор шутливо говорит о достоинствах брака, включая его доступность («Жениться можно богатым, бедным, слепым, юным, старым, здоровым, больным, русским, китайцам...»), и сопоставляет характер девиц на выданье с цветом их волос. Эту информацию, словно покрытую пылью мудрость ушедших веков, зачитывает Судья в мантии (Данила Мельников). Он делает это с такой комической серьезностью, что трудно удержаться от улыбки. На протяжении его пафосной речи периодически слышится стук какого-то молотка, дискредитирующий этот пафос и словно говорящий судье: что бы ты там ни молол, жизнь отменит все формулы, у любви свои законы, она все сделает так, как ей надо.

Есть знаменитые слова из 1-го послания апостола Павла коринфянам о том, что «любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине». Каждая из предложенных историй является комической иллюстрацией некоторых из этих утверждений. Миниатюра «Пропащее дело», которую разыгрывают Андрей Толстых и Ольга Мотина, - рассказ о том, как корыстный жених («ищущий своего», то есть чужого приданого) в итоге наказан за гордыню, за то, что «превозносится». Мини-пьеса «Риск» с поистине итальянским страстями в исполнении Станислава Пигалева, Людмилы Струновой и Александра Курамшина - о том, как для поддержания бесчинствующего огня страсти темпераментные супруги, образно говоря, бросают в пламя семейного очага не поленья, а прямо-таки динамитные шашки. Наконец, молодые супруги Делла и Джим (Ксения Устьянцева, Алексей Бабуркин) из новеллы О'Генри, желая порадовать друг друга рождественским подарком, из-за своей нищеты попадают в комическую ситуацию, но именно эти двое становятся образцом той самой бескорыстной и истинной любви из библейского текста. Это, пожалуй, самая трогательная часть спектакля, включая игрушечный танец Джима и Деллы: они двигаются, как фигурки из музыкальной шкатулки, и в этом есть что-то очень домашнее, уютное. Влюбленные супруги развлекают друг друга своим богатым воображением, не имея возможности развлечься более дорогим способом.

Создатели спектакля убеждают нас, что в любви есть и драма, и смех, которые нераздельны. Этот конфликт - во всех трех сюжетах, только разрешается он по-разному. Общее в них то, что смех сквозь слезы придает им глубину, а количество этих непременных ингредиентов определяют жанровый оттенок каждой из частей.

Спектакль внешне сделан очень просто, что говорит о хорошем вкусе его создателей. Сценография Надежды Курчатовой лаконична и самодостаточна: скамейка, которая быстро превращается в диван, два трехгранных стенда с декорациями, черная трибуна для судьи. Получился «актерский» спектакль, что в эпоху режиссерского театра само по себе тянет на эксперимент. Видно, что худрук доверяет своим артистам, а они доверяют ему, вникая в задачу и не выпячивая актерское эго.

«Руководство для желающих жениться» - веха в процессе строительства этого молодого, но интересного театра. Другая важная веха - недавняя премьера спектакля «Завтра была война» по одноименной повести Бориса Васильева.

Это нужный и актуальный спектакль. Действие происходит в 1940 году, когда люди жили в атмосфере страха, царившего в сталинском СССР накануне войны. Идеология осажденной крепости, навязанная партией и правительством, определяла предвоенный фон жизни, но не отменяла саму жизнь. Герои повести, девятиклассники средней школы, - обычные подростки: они думают о будущем и живут в настоящем. Это время первых влюбленностей и поцелуев, открытия стихов «упаднического поэта» Есенина; это время, когда девичий лифчик вдруг становится тесен, когда девочкам хочется быть не только комсомолками, но и женщинами, причем любимыми. Жизнь этого класса меняется с арестом отца Вики Люберецкой, видного советского руководителя. Вика подвергается травле как дочь «врага народа», которую она не выдерживает. Как говорит директор школы Ромахин, убивает не пуля, а дурное слово, равнодушие и казенщина.

Для Молодежного театра эта повесть стала материалом, мимо которого оказалось невозможно пройти. Именно такие вещи, очевидно, и стоит ставить в театре. В 2011 году Алексей Храбсков уже ставил «Завтра была война» со своим актерским курсом в Ульяновском госуниверситете. (Впоследствии выпускники одного курса не захотели расставаться и образовали труппу будущего Молодежного театра.) Два года назад театр начал работу над постановкой уже с новыми молодыми актерами. Но случился ковид и череда локдаунов, поэтому премьера состоялась только в конце апреля этого года. Повесть Бориса Васильева была впервые опубликована в журнале «Юность» в 1984 году, на излете СССР, а в 1987 режиссер Юрий Кара снял по ней одноименный фильм. Ульяновский спектакль, по замыслу создателей, должен был стать гражданским высказыванием, тревожным предупреждением.

Художественное оформление спектакля воссоздает интерьер школьного класса: два ряда парт, доска в центре, на которой, как постоянное напоминание, написано «Завтра была война». Над доской - черно-белый портрет усатого генералиссимуса, и все происходящее словно происходит под его присмотром и при его участии. Кстати, Борис Васильев был последовательным антисталинистом и в одном из интервью говорил: «Сталин был тупица. В армии он никогда в жизни не служил. Он не понимал, что такое армия. Он карту читать не мог...»

В спектакле идет важный разговор об истине. «Мы, советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас партия, - говорит мать Искры Поляковой (Людмила Струнова). - За нее пролито столько крови и принято столько мук, что спорить с нею, а тем более сомневаться - значит предавать тех, кто погиб и еще погибнет». «Но мне кажется, в школе нас не учат спорить», - отвечает Искра (Маргарита Пойда). По словам Искры, «истина должна быть живой». В итоге девушка приходит к выводу: «Надо учиться спорить». То есть - бороться с патологическим единомыслием, противостоять идейной и политической монополии.

Искра - центральный персонаж повести и спектакля. С одной стороны, она - продукт своего времени, убежденная комсомолка, говорит политическими штампами, верит наветам на Люберецкого (Станислав Пигалёв). Но беда, которая случилась с ее подругой Викой, лишает ее идеологической брони, пробуждает к росту, раскрывает в ней целостную личность, способную преодолевать сталинскую индоктринацию, способную понимать и сострадать. По сути, Искра осознанно борется с Системой, которую воплощает собой Валендра, то есть их учительница Валентина Андроновна (Евгения Тимченко). Сочувствие семье Люберецких становится идеологией здравого смысла не только для Искры, но и для всего класса, «легкими здорового человека». В итоге этот спектакль смотрится как история борьбы добра и зла, настоящих людей с ненастоящими. Недаром же один из учеников призывает колеблющихся одноклассников: «Мы должны быть настоящими, понимаете!» Под действием этого призыва весь класс приходит навестить согнутого горем Люберецкого-старшего.

В спектакле обращают на себя внимание несколько качественных актерских работ. Валерия Каменских играет беспечную, даже легковесную и внушаемую Зиночку, красавицу и кокетку, которая мечтает стать любимой игрушкой в руках любимого мужчины. Маргарита Пойда в роли Искры - это девочка с внутренним стержнем, личность, которая выламывается сквозь толщу идейного панциря навстречу истине, постигаемой в спорах, она человек искренний, как ее имя, и порядочный. Евгения Тимченко - училка Валендра, этакий чекист в юбке и с указкой, человек в футляре, в целом заскорузлый и даже жестокий («Враги используют сейчас любые средства, чтобы растлить нашу молодежь, чтобы оторвать ее от партии...»), но смерть Вики, причиной которой она во многом была, кажется, заставила даже ее усомниться в правильности генеральной линии. Мать Искры в исполнении Людмилы Струновой - не только ортодоксальный партработник, но и просто женщина, которая боится за жизнь дочери, да и за свою жизнь тоже. Александру Курамшину удалась роль Стамескина, вчерашнего хулигана, которого Люберецкий устроил рабочим на авиационный завод, но Стамескин не только охотно поверил в несуществующую вину своего благодетеля, но еще и кичится перед Искрой своими рабочими руками, он воплощение советского приспособленца.

В спектакле заняты студенты специальности «Актерское искусство» УлГУ. Приятно, что в этой «массовке» нет равнодушных лиц, чувствуется единое сценическое дыхание труппы. Голос от автора говорит, что мальчики из этого класса погибли во Второй мировой, как и Искра с ее матерью, погибли и все разнообразные таланты этих молодых людей, которые могли бы расцвети, если бы не война. Как полагает Алексей Храбсков, играть в этом спектакле - и честь, и удача для молодых актеров.

 

Фото предоставлены театром


Фотогалерея