ЯКУТСК. Героика суровых мест

Выпуск №10-250/2022, В России

ЯКУТСК. Героика суровых мест

Государственный академический русский драматический театр имени А.С. Пушкина расположен в центре Якутска, любим зрителями, радует их и классикой, и спектаклями об истории края, и современной драматургией. Сильная труппа, творческий союз с одним из интереснейших современных режиссеров Андреем Борисовым, возглавляющим Национальный Саха театр, талантливые молодые приглашенные режиссеры - таков сегодняшний день театра.

Два спектакля, увиденные мною почти на закрытии сезона, приятно удивили своей непохожестью, что говорит не только о желании учесть интересы самых разных зрителей, но и о стремлении коллектива продолжать серьезную работу по знакомству жителей города с непростой, героической и драматической историей сурового края.

Пьеса «Сорванец» написана Виктором Крыловым (1838-1906), драматургом, театральным критиком, начальником репертуарной части императорских театров. Именно эту пьесу разыграли в Якутске любители в 1890 году перед Иркутским генерал-губернатором А.Д. Горемыкиным. Представление можно считать началом русского театра в городе, и в память о нем к 130-летию постановки спектакля год назад (из-за пандемии выпуск премьеры был отложен) состоялся показ этой пьесы в Русском театре. Над спектаклем работала команда из Барнаула: режиссер Ирина Астафьева, хореограф Александр Пучков, музыкальное оформление принадлежит Екатерине Порсевой. К ним присоединились из Санкт-Петербурга художник спектакля Мария Рыкова и художник по свету Александр Рязанцев. С этой творческой группой театр встречается во второй раз. Вместе с ними выпущен очаровательный спектакль «Барышня-крестьянка» по А.С. Пушкину, который с большим успехом был представлен на театральных фестивалях.

«Сорванец» - пьеса милая и непритязательная. Отец троих дочерей Иван Закрутин принимает у себя в небогатом имении знатную даму Сурамскую с сыном Борисом (Боби), которого она хочет женить на одной из неиспорченных провинциальных барышень. Но Бориса не интересует ни ученая Вера, ни хозяйственная Надя, он увлечен младшей, Любой, вольнолюбивой, презирающей светские условности, живой, подвижной, насмешливой - настоящим сорванцом. Люба приглянулась и немолодому Петру Николаевичу, дяде Бориса. Все заканчивается к обоюдному удовольствию, мать соглашается с выбором сына.

Эта история дает простор актерским находкам, веселому озорству, позволяет актерам демонстрировать владение жанром, который определен как «балаганное представление в 2-х действиях».

Постановщик спектакля сразу предлагает свои условия игры. Появляется фронтмен в жилетке, цилиндре, с жесткими манжетами на голых руках и в воротничке на голой шее - ироничный Дмитрий Юрченко подчеркивает театральную природу своего персонажа, который становится своеобразным ведущим, сразу устанавливает некую дистанцию между действующими лицами и исполнителями, настраивает пришедших в театр на особый лад, приглашает актеров разыграть эту историю, где переживания и страсти не очень настоящие, где чувства, опасения немного преувеличены, где конфликты надуманы, а подлинными остаются молодая тяга героев друг к другу, неуемная жажда жизни.

Полноправным героем спектакля является и оркестр - контрабас (Степан Федоренко), балалайка (Иван Данилевский), баян (Михаил Погодаев), гитара (Владимир Кропотов), ударные (Алексей Хлыбов), вокал (Мария Ларина). Музыканты появляются в кепках с цветами - как положено «первым парням на деревне», а девица-вокалистка в кокошнике с косой.

Выходят все персонажи, чинно рассаживаются на стульях, а сорванец Люба выскакивает сверху, ловко спустившись вниз с высокой стены-задника. Марина Слепнёва, очаровательный Сорванец, вполне соответствует своему прозвищу. Ни минуты не стоит на месте, она, как говорится, огонь-девка, подвижная, смешливая, умеющая подшутить, подзадорить, прикинуться на мгновение паинькой и вновь готовая к проказам, хоть и вполне взрослая девушка, но ее непокорность, внутренняя свобода напоминают Дикарку Островского - такая же неудержимая, пленяющая жажда жизни, такая же полнота проживания каждого мгновения. Она завораживает приехавших мужчин, уставших от скучных условностей.

Три сестры - классическая сказочная традиция, перешедшая в большую литературу. Здесь Крылов не жалеет красок для изображений сестер Любы, а с помощью режиссера исполнительницы изображают вполне обычных барышень приемами преувеличения, гротеска, добиваясь яркого комического эффекта. Очень худая, затянутая в черное платье манерная «ученая» Вера Екатерины Нарышкиной и двигается, и говорит нарочито, подчеркивая свою «особость». Эта Вера невероятна смешна в своем желании казаться не такой как все, «неземной», ее движения почти танцевальны, и чем больше она стремится к строгой сдержанности, тем более нелепо выглядит. Сестра Надя в исполнении Ксении Зыковой - ее полная противоположность. Румяная, пышная хлопотунья, она глуповата и чересчур заботлива, а ее песенка-призыв к любви откровенно карикатурна. В ролях этих девиц актрисы демонстрируют и пластику, и владение жанром, и точное понимание природы комического.

На глазах меняется Боби в исполнении Евгения Кузмина, из маменькиного неуклюжего сыночка превращаясь практически в мачо, готового защитить свою любовь. Александр Сердюков играет Закрутина славным малым, рачительным хозяином и хорошим отцом. Барыня Сурамская у Веры Келле-Пелле - дама изящная и властная, но и она сдается под натиском искренней молодой любви, и ее преображение из спесивой барыни в любящую мать мило и органично. Владислав Мичурин играет молодящегося барина Осетрова в лучших традициях старого русского театра, изображая фата. Нельзя не отметить забавную Меланью в исполнении контрабасиста Степана Федоренко. Он надевает платочек - и готова хитрая Меланья. И совершенно очарователен Гриша Ильи Данилевского (баянист из оркестра), так остроумно отыгрывающий все пикантные ситуации, в которые попадает «подросток» двенадцати лет.

А.П. Чехов писал о В. Крылове: «Этот человек любит театр, и я верю ему, хотя я не люблю его пьес». Можно согласиться с классиком, если воспринимать незамысловатую и, конечно, вторичную историю, всерьез. Но поставленная современной талантливой командой, помноженная на реалии сегодняшней жизни, позволившая артистам похулиганить и продемонстрировать свое мастерство, включив даже рэп, пьеса становится поводом для веселого и забавного зрелища, которое дарит встречу с талантливой молодой и озорной труппой.

Спектакль «Запасной аэродром», поставленный по пьесе Владимира Фёдорова, давнего автора театра, назван «историей одной судьбы». Это трагическое повествование о далеком и таком недавнем прошлом, где героизм, подлость, предательство, верность, несправедливость и самоотверженность стянуты в тугой узел.

«Запасной аэродром» - исторический спектакль о строительстве аэродромов заключенными колымской, чукотской и якутской части ГУЛАГа. История, в которой пересеклось всё: и любовь, и ненависть, и надежда, и вера, и самые низменные человеческие качества, и самые высокие... Находясь в тяжелейших условиях, заключенные делали всё для победы в Великой Отечественной войне. Режиссер-постановщик - Андрей Борисов. Руководитель Национального Саха театра драмы имени П. Ойунского давно заворожил не только якутян, но и москвичей своими спектаклями-притчами. «Запасной аэродром» делится как бы на две части. Первое действие - экспозиция, рассказ о конкретном событии. Мужчины-заключенные отправляются за 200 километров за горючим для самолетов. Холод, бездорожье, но физически слабые люди получают практически невыполнимое задание, так как должны катить вручную тяжеленные бочки. А достраивать взлетную полосу аэродрома пригоняют женщин-заключенных. Тут и наглые уголовницы, и ошеломленные своим новым положением скромные интеллигентки, и летчица, и артистка... Пандус круто уходит вверх. На него закатывают вагонетки с камнями. Тут и вертухаи, и подлый, упивающийся властью оперативник Лаврентий Юдин (Дмитрий Юрченко).

Человечный, хоть и измотанный своей работой начальник Сергей Петрович. Исполнителю этой роли Степану Березовскому удается балансировать между строгостью, пониманием необходимости выполнения нелегкой задачи и человечностью, подчас кажущейся неуместной здесь. Как трепетно и в то же время сурово, по-мужски он ведет линию своей любви. Вот быстрым движением прячет платок Вероники, вот достает и жадно вдыхает его запах, вот разговор с Вероникой - о подготовке концерта, о насущных делах, но как в чеховских пьесах, за самыми простыми словами слышится рвущееся из сердца признание, трепет подлинного чувства.

Первое действие вмещает в себя очень конкретные события: бесчинства уголовниц, попытка насилия, драка женщин... Во втором действии само зрелище переходит в иной регистр - перед нами не документальная драма, а поэтический рассказ о трагических событиях. И когда женщины появляются в белых платьях, сшитых специально для них из парашютного шелка подругой по несчастью, чтобы одеть участниц концерта для прибывающих летчиков, перед нами уже не измученные зэчки, а мадонны, небесные девы. На своих хрупких плечах они вынесли и тяготы военного времени, и ужасы унижения, и несправедливость.

Женщины босые, а их туфли, оставшиеся на пандусе-дороге, сбрасывают вниз, в бездну, словно подписывая приговор, говоря о расставании с землей. И появление самолета и летчика, которого спасает только что построенный запасной аэродром - это уже не реальность, а некая сказка, вера в светлое будущее: прилетит однажды отважный летчик в стальной птице.... И летчик прилетает, словно с агитплаката - красив, весел, уверен, в восторге от новой полосы, от того, что может заправить самолет. Он увезет с собой раненую Веронику, и будет счастье.

Вместе с режиссером Андреем Габышевым Андрей Борисов выстраивает полумифическую сценическую историю, где грязь и ужас ГУЛАГа, отчаянье бесконечной войны перерождаются в светлую веру. Автор и режиссер любовно и убедительно показывают образы женщин, оказавшихся в условиях бесчеловечных. Актрисы театра играют судьбы, характеры, увлекая искренностью и подлинностью.

Искра Птицына, Ворона, военная летчица у Марины Слепнёвой резка, даже груба, но в ней чувствуется стальной характер и внутренняя сила. Лепила, фельдшер Алены Троевой сдержана, но даже вынужденная защитная броня не может заслонить ее душевной расположенности к людям. Мазила, художница Вилены Арбатовой - нежная московская девушка, которая поражает одухотворенностью и романтической верой. Монахиня Пелагеи Скитовой, Клюка, держится обособленно, но вера дает ей силы и готовность помочь тем, кому тяжелее. Ее суровость - от осознания своей миссии верой помогать ближнему. Забавна наивная тунгуска Люция Попова в исполнении Дайааны Тумусовой, в ней простота и сила. Словно диковинная птица среди них молодая актриса Москонцерта Вероника Карсавина Александры Салих. В ней нежность и женственность, лагерные будни словно не коснулись ее, она - существо из иного мира, олицетворение всего женского, забытого, вытравленного, но такого необходимого.

Спектакль словно выплескивается со сцены в зрительный зал. Справа и слева от сцены два деревянных настила. По ним заключенные катят бочки с горючим, по ним ходят участники этой истории. Они совсем рядом - деды, отцы, знакомые. Сердечно близкие люди, рассказ о которых делает нас мудрее и чище. «Забытый аэродром» стал еще одной ступенькой в постижении родной истории.

Вместе с замечательным спектаклем «Два берега одной Победы», поставленным Андреем Борисовым по пьесе Владимира Фёдорова, эти постановки составляют своеобразную дилогию, рассказывающую о вкладе Якутии в победу в Великой Отечественной войне. Живы люди, которые помнят рассказы близких о тех страшных, невообразимо тяжелых и героических временах. Недаром зрители утирают слезы, долго аплодируют, не спешат расходиться.

 

Фото Наталии ЧЕМАШКИНОЙ

предоставлены театром

Фотогалерея