Не стало Темура Чхеидзе

Выпуск №10-250/2022, Скорбная весть

Не стало Темура Чхеидзе

5 июня ушел из жизни Темур Нодарович ЧХЕИДЗЕ, замечательный режиссер, широко известный своими драматическими и оперными постановками. Он был одарен не только уникальным талантом, но и человеческой мудростью, позволявшей глубоко чувствовать природу личности, раскрывая через нее актерскую природу. Кажется, взгляд его огромных, удивительной красоты глаз всматривался в глубины души артиста ли, просто ли собеседника, извлекая оттуда еще не до конца осознанное самим человеком...

Темур Чхеидзе обрел популярность далеко за пределами родной Грузии в начале 80-х годов, возглавив Тбилисский академический театр им. К. Марджанишвили. Ученик Михаила Туманишвили, он мастерски сочетал традиции национального и европейского театра в своих спектаклях, но совершенно особый период творчества готовила для режиссера судьба в 1991 году - Темур Чхеидзе был приглашен режиссером в АБДТ, носивший в ту пору имя М. Горького, но уже в следующем году ставшем имени Георгия Александровича Товстоногова, руководителя курса Тбилисского театрального института в 40-х годах, на котором училась мать Темура Нодаровича. Товстоногов дважды звал его на постановки в Ленинград, но что-то не складывалось. К началу последнего десятилетия ХХ века художественный руководитель театра Кирилл Юрьевич Лавров приложил немало усилий, чтобы Чхеидзе приехал в северную столицу. Более десяти лет потребовалось Лаврову, чтобы уговорить Чхеидзе возглавить театр и, к счастью для труппы и зрителей, это произошло.

Без малого два десятилетия Темур Чхеидзе работал на прославленной сцене, ни в чем не противореча методике и принципам Г.А. Товстоногова, но и ни в чем не повторяя. Он бережно сохранял культуру репертуара, культуру партнерства, культуру общения со зрителем. Первым его спектаклем стал «Коварство и любовь» Шиллера, в котором произошло озарение: зрители увидели любимых артистов - А. Фрейндлих, К. Лаврова, А. Толубеева, В. Ивченко, Е. Попову и других - в совершенно новых, как будто еще неведомых мощи и блеске таланта. Поистине завораживающая атмосфера того спектакля десятилетия спустя звучит в душе незабываемой мелодией. Так начался поистине драгоценный период жизни театра после Товстоногова: Чхеидзе ничего не крушил, не переламывал - он шел от сложившихся традиций, трактуя их по-своему. Ненавязчиво, тонко, погружаясь в глубины... И потому, наверное, так ярко вспоминаются не только блистательные актерские свершения, но и атмосфера: мизансцены, музыка, сценография - продуманные, точные, мощные. «Салемские колдуньи» А. Миллера, «Любовь под вязами» Ю. О'Нила, «Призраки» Э. де Филиппо, «Макбет» Шекспира, «Антигона» Ануя, «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Мария Стюарт» Шиллера, «Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому...

Уже по одним названиям видны интеллектуальный и культурный уровень режиссера и круг близких ему проблем, которые в каком-то смысле отчетливее обрисовались с течением времени. Если же прибавить названия опер, поставленных Темуром Чхеидзе, это позволит глубже проникнуть в романтический и трагический одновременно мир его творческих и личностных пристрастий: «Игрок» С. Прокофьева, «Дон Карлос» Дж.Верди, «Летучий голландец» Р. Вагнера, «Скупой рыцарь» С. Рахманинова, «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича...

В конце 90-х Темур Чхеидзе давал интервью замечательному, рано ушедшему из жизни театральному критику Леониду Попову, в котором на вопрос, какими чертами должен обладать режиссер, ответил: «...юмором, слухом, вкусом (хотя о них не принято спорить), волей, не подминающей под себя, а той, которой все хотели бы подчиниться, коммуникабельностью - чтобы с ним хотелось работать». Всеми этими качествами он обладал сполна. Поэтому для нашего времени особенно остра потеря Темура Нодаровича Чхеидзе.

У Томаса Манна в «Иосифе и его братьях» есть образ колодца времени: не все остается в нем навсегда, что-то постепенно стирается, тускнеет. Но спектакли Темура Чхеидзе, как и его удивительные глаза, как его мягкая, доброжелательная улыбка, останутся, пока мы живы...

Фотогалерея