Пять пудов любви / XXII Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна»

Выпуск №10-250/2022, Фестивали

Пять пудов любви / XXII Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна»

Завершился XXII Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна». Едва ли не впервые в программе не оказалось «Чайки», но сказанные Чеховым слова о пьесе - «пять пудов любви» - могли бы стать эпиграфом к десяти фестивальным дням. Если не всё, то многое показалось выращенным из этого чувства и к нему же, к его высоте устремленным.

Любовь длится дольше жизни, она есть даже в смерти и останется после нее - об этом поставила Елена Сафонова «Вишневый сад» в Костромском государственном драматическом театре им. А.Н. Островского. Здесь живут так стремительно, отчаянно и шумно, будто с самого начала сад уже рубят, а струны все лопаются, лопаются. В пространстве длящейся беды надо как-то жить, чем-то утешаться, и люди укрываются в любви. В прологе Петя Трофимов (Андрей Щелкунов) «репетирует» будущую речь - ему хочется впечатлить Аню (Алёна Голубева), вот и берется изображать из себя увлеченного идеей человека, который выше чувств. Гаев (Дмитрий Рябов) обожает свою сестру и больно ему не столько за сад, сколько за Раневскую (Нина Маврина). Светлая, печальная взаимная нежность расцветает между Шарлоттой (Евгения Некрасова) и Пищиком (Сергей Чайка), который оказывается человеком с детской душой, беззащитной перед трагической горечью бытия. Заканчивается спектакль не смертью забытого Фирса (Андрей Москаленко), а его последним предсмертным сном - самым прекрасным фокусом Шарлотты.

Отзвук фантастического, иномирного и таинственного слышится во многих постановках фестиваля. В «Черном монахе» Молодежного театра-студии «Доминанта» (Губаха, Пермский край) чувство холода и чувство распада, дыхание небытия должны были утопить в себе происходящее. Изначально спектакль играли на территории заброшенной усадьбы. Здесь же «Черный монах» Дмитрия Огородникова обрел другие силы и другие слабости. Местом действия стал чуть ли не весь мелиховский сад. Обильная красота природы сокрушила замысел и в результате получилась история о том, как человек отгораживается от большой настоящей жизни сравнительно маленькой ложной идеей и так проигрывает себя.

По традиции, афиша составлена не только из спектаклей по произведениям Антона Павловича. Автором спецпрограммы «В гостях у Чехова» в этом году был выбран Достоевский. Липецкий академический театр драмы им. Л.Н. Толстого представил «Сон смешного человека». Режиссер и исполнитель главной роли - Максим Дмитроченков. Жанр обозначен как молитва, однако он скорее кажется своего рода сказанием, притчей или даже колыбельной. Действие клубится, почти лишенное направленного движения, но к концу заключенная в нем мысль обретает ясность и плотность: это напоминание о том, что люди должны любить друг друга. Христианское сплелось здесь с языческим, условное и образное с буквальным. Нет следов «разодранности нутра», столь характерного для Достоевского. Он обыкновенно «расчесывает раны», здесь же их словно заговаривают.

Театр «Чеховская студия» сыграл в рамках фестиваля «Дядюшкин сон» в постановке Рустема Фесака - спектакль об обманности жизни. Люди грезят о будущем и прошлом, с жадностью хватаются за мечту о счастье, но пустота их надежд себя вскоре обнаружит. Однако в этой истории реальность продемонстрирует не только свое несовпадение с тем, чего желалось, но и скрытую, самими героями незамеченную и неучтенную красоту. Здесь мать и дочь действительно друг друга любят. Князь (Юрий Голышев) оказывается не жалким посмешищем, а благородным человеком, мужчиной, в котором много настоящей силы. Москалева (Наталья Беляева) - роскошная женщина, и муж (Андрей Богданов) ее боготворит так, что позволяет собою манипулировать и готов даже казаться в обществе дураком, только бы порадовать и угодить. Узнав, что Зинаида (Екатерина Селивёрстова), обожаемая дочка, могла оказаться замужем за Князем - содрогается сердцем. Спектакль - бурный поток чистой воды и чистого прозрачного звучания, где смешное и горькое несутся вместе. 

Усть-Илимский театр драмы и комедии представил две постановки: «Каштанку» по Чехову и «Ангел мой» по «Бедным людям» Достоевского. Разные авторы, режиссеры и сами истории, но играют те же люди, и оттого в обоих случаях выходят спектакли честные, одухотворенные, сердечные. Причем строгие, без сентиментальной задушевности. В «Каштанке» Елены Журавлевой жизнь переливается, танцует, дышит. Не сосредоточенные на повадках животных, актеры играют характеры. Каждый безукоризненно точно и последовательно существует в своем интонационном и пластическом русле, которое при этом полно неожиданных изгибов. Гусь Иван Иванович (Павел Якимкин) кажется демонстративно рафинированным и самовлюбленным, но скоро в нем проявятся святое простодушие и умение быть нежным другом. Кот Федор Тимофеевич (Александр Гюрджян) презрителен, брезглив и самодостаточен, но когда в их дом пришла смерть, коротко погладил Каштанку (Елена Лобынцева) по плечу, уже зная, что предстоит ей пережить. А она, впервые увидев умирающего друга, не сразу загоревала - сперва заметалась в растерянности - как же это, как же?.. И возвращение к первому хозяину, столяру Луке (Валерий Округин) так естественно здесь: он ведь ее любил. Да и не по ней было цирковое счастье. Там хорошо, но чужое остается чужим навсегда, а родное - родным.

«Ангел мой» Елены Таксиди - не только о любви, но еще и о двух способах обходиться со своей долей. Макар Девушкин (Валерий Округин) сосредоточен на собственном страдании, оно лежит на нем плитой. Варвара же (Анна Шишкина) на несчастьях взрастает духом, пробивается цветком сквозь ту же плиту и сохраняет чистоту даже под грязевыми ливнями судьбы.

Герои спектакля «Дядя Ваня» Серпуховского музыкально-драматического театра, вероятно, были бы рады любым ливням, только бы жизнь заявила о себе, но ее будто нет ни внутри них, ни вокруг. Режиссер Павел Цепенюк меняет местами зал и сцену, актеры играют в партере. Они здесь лица не столько действующие, сколько ожидающие действия. Атмосфера обезвожена, всякая внешняя краска кажется выгоревшей. По звучанию спектакль похож на хрустящий шорох сыплющегося песка - равномерный, бесстрастный, тихий. Покой тревожит только дядя Ваня (Сергей Кирюшкин) с его обаянием, под теплотой которого тлеет невыносимая горечь. Нервная веселость легко переливается в отчаянье и наоборот. Он привык смешить, укрывая шутовством искренние чувства. И именно его любовь к Елене Андреевне (Анастасия Собина), сумевшая расцвести посреди стылой пустоты, становится центром и сердцем спектакля.

В последнюю очередь спектакль «Собака с дамочкой» Школы драматического искусства (Москва) в постановке Гоши Мнацаканова можно было бы назвать проповедью и нравоучением. Это какая-то комета, летящая по неожиданной, остроумно изломанной траектории. Спектакль экспрессивный, стремительный, необыкновенно смешной и озорной, но под веселыми дурачествами - тихое заповедование: людьми надо быть, людьми. И даже вывернувшись наизнанку, обретя эксцентричную острую форму, история о любви осталась историей о любви.

Спектакль Никиты Рака «Полететь на воздушном шаре» Тамбовского молодежного театра по водевилям Чехова тоже оказался вихристым по темпу, но внутренне обесточенным. Получился эклектичный красочный коллаж несогласующихся между собой решений. Наиболее целостным представляется эпизод по «Медведю». Обыкновенное дело - театр в театре, актеры страстно играют свои роли, но вдруг театральное оборачивается просто человеческим, и из изображаемой влюбленности вырастает настоящая. Вышел маленький обаятельный этюд о том, как своевольна жизнь, не желающая соблюдать приготовленные ей условности и формы.

В спектакле Дмитрия Юмашева «Случай на большой дороге» Дмитровского драматического театра по рассказам Чехова действие раскачивается от минора к мажору и обратно, выдерживая чувство меры в обеих тональностях. Устроившись на телеге, едут герои по свету (хотя она и стоит, создается ощущение движения). Дорога здесь, конечно, - образ жизни человеческой. Каждый оказывается поочередно то центральным персонажем, то молчаливым представителем трясущегося в повозке люда. Причем выразительность, живописность игры в таких переключениях не гаснет. Кажется, с равным упоением актеры пребывают во всех ипостасях персонажей. В спектакле есть интонация смирения. Он словно бы о том, что «у всякого свое горе есть», и радость тоже, но последняя из них больше (если не в жизни вообще, то по крайней мере здесь).

В рамках фестиваля также прошли спектакли «Игра в преступление. Достоевский» Независимого театрального проекта выпускников ГИТИСа (мастерская А.В. Галибина), «Самая большая маленькая драма» Тульского академического театра драмы (режиссер Дмитрий Краснов), «Карамазовы» Пермского театра «У Моста» (режиссер Сергей Федотов). Настоящим событием стала церемония открытия фестиваля «Рождение легенды» - поразительно легкая, остроумная, радостная. Тенор Олег Крикун и пианист, заслуженный артист России Алексей Гориболь представили концертную программу «PROЗРЕНИЕ», в которую вошли романсы Глинки, Даргомыжского, Чайковского.

Вечер памяти Олега Ефремова был отмечен постановкой «Любит, не любит, любит» студентов Мастерской О.Н. Малахова «Института культуры и искусств» МГПУ по пьесам советских драматургов - современников Олега Николаевича. Нежность и радость - вот, что такое этот спектакль. Впрочем, как и сам фестиваль, который, несмотря на холодную весну, получился теплым и просто хорошим.


Фото Галины ФЕСЕНКО

Фотогалерея