Новации и традиции "Радуги" / XXIII Международный театральный фестиваль «Радуга» (Санкт-Петербург)

Выпуск №10-250/2022, Фестивали

Новации и традиции "Радуги" / XXIII Международный театральный фестиваль «Радуга» (Санкт-Петербург)

Идея фестиваля с красивым названием «Радуга» возникла 23 года назад в ТЮЗе им. А.А. Брянцева. Тогда трудно было предугадать, выдержит ли он конкуренцию с другими форумами, заинтересует ли театральные коллективы из других регионов и за рубежом.

Поразительно, но все складывалось как нельзя лучше, поскольку в то время ТЮЗы не имели своего фестиваля, а так хотелось объединиться, почувствовать поддержку властей, чтобы на них обратили внимание и субсидировали альтруистов. Нельзя сказать, что на устроителей фестиваля посыпался золотой дождь, но правительство Санкт-Петербурга и Комитет по культуре услышали инициаторов тюзовского движения во главе с руководителем фестивального проекта Светланой Лаврецовой, обеспечив гостиницами и питанием участников смотра. Подключились к этой акции и Министерство культуры РФ, и СТД РФ, и АССИТЕЖ России.

Описывая кратко момент зарождения фестиваля и опуская многочисленные трудности, с которыми приходилось сталкиваться, я не собираюсь подводить итоги, поскольку это невозможно при его беспрестанном творческом движении, но хотелось бы поделиться впечатлениями от некоторых спектаклей, увиденных на «Радуге».

Не могу сказать, что все они были «радужными». Сегодня режиссерский театр разделился на две категории: постановщиков, игнорирующих идейный замысел драматургов и на основе литературного сюжета сочиняющих свои представления, и тех, кто продолжает традиции русского психологического театра, углубляясь в авторский текст.

Спектакль «Анна Каренина» режиссера Андрея Прикотенко по мотивам романа Л.Н. Толстого в Новосибирском государственном драматическом театре «Старый дом» я бы отнесла к жанру катастрофы. Это даже не осовременивание классики, бросающее вызов традиционной культуре, а дайджест. Красивая женщина Анна (Альбина Лозовая), «упакованная» по последней моде, влюбилась в военного и мучает законного мужа Алексея Каренина (Анатолий Григорьев) признаниями, будто жить дальше без любви Вронского (Александр Вострухин), на самом деле вполне ординарной личности, не может и просит о разводе. Получается весьма банальная мелодрама, лишенная истинных страстей, так как эмоции в спектакле режиссером не предусмотрены.

На пустой авансцене перед глухой стеной, символизирующей неодолимые препятствия, артисты докладывают текст, часто заменяя язык Толстого современным сленгом. В программке спектакля режиссер Прикотенко заявляет: «Историю, которую мы можем сегодня почувствовать в этом романе, невозможно передать языком Толстого... Надо менять язык, менять обстоятельства». Сказано - сделано. Новый век безумных скоростей предстает в масштабных видеопроекциях на экране. Бесконечные ДТП напоминают гонки по вертикали в американских фильмах. Санитарный вертолет доставляет раненого Вронского после самострела. Каренин, решив «заказать» любовника Анны, предлагает ему уехать на войну. Какую? Неважно. Вообще, во время спектакля приходится о многом догадываться. О чувствах Кити и Левина, Вронского и Анны, все-таки в финале бросившейся под поезд, а не погибшей в автокатастрофе, чего можно было вполне ожидать от крутого авангардиста, решившего опустить роман Толстого до китча.

Хозяева фестиваля представили «Антигону» по одноименным пьесам Жана Ануя, Софокла и фрагментам произведений Рои Хена в постановке известного режиссера Александра Морфова. Тут по крайней мере все было понятно в отношении Антигоны, восставшей против захватившего власть Креона и похоронившей бунтаря брата, зная, что за это ее ожидает смерть. Морфов избирает жанр мифологической притчи, соединяя прекрасное с безобразным, запрет и долг. Так первая часть спектакля предстает в виде красивой идиллии дружной семьи Эдипа и Иокасты. Здесь все дышит гармонией, детский смех на лужайке, голубая лошадь, синее небо Эллады (художник Семен Пастух). Но счастье недолговечно, а судьба изменчива. Роль оракула, разоблачающего несмываемый грех Эдипа, прижившего с родной матерью детей, исполняет Максим Подзин, рассказывая страшную историю под аккомпанемент маленького оркестра. Сочиненный режиссером пролог позволяет в дальнейшем провести красную черту между неподкупной совестью и авторитарной властью.

Когда прозрачный занавес открывается во второй раз, зрители видят совершенно другую картинку. Самодовольный и вальяжный Креон в мощном исполнении Бориса Ивушина, окруженный прихлебателями и молчаливыми слугами, восседает на царском троне. Слушает волшебную музыку, пьет вино, развлекается и держит в страхе весь народ, подозревая в каждом заговорщика. Жизнь удалась! И вдруг у него под боком, надо же такому случиться, племянница плетет козни. Каждую ночь убегает из дворца, чтобы предать земле родного брата, тем самым нарушая приказ не хоронить злодея, посмевшего критиковать власть. Впервые диктатор по-настоящему растерян. Что делать? Казнить дочь Эдипа? Но это может настроить против него демократов... В отличие от взбешенного дяди, хрупкая Антигона (Анна Слынько), похожая на сорванца в коротких штанишках, удивительно спокойна. Она уже сделала выбор и готова расстаться с жизнью, но не предать себя. Других доводов, кроме долга, у нее нет. В этом поединке силы и бескорыстия режиссер обращается к потустороннему миру. Тень мертвого Полиника (Иван Стрюк) блуждает среди живых, предупреждая о неминуемой каре небесной. Но чуда не происходит. Раздраженный упрямством Антигоны Креон решает ее казнить, поскольку не может допустить, чтобы кто-то им манипулировал. К тому же есть вторая племянница Исмена (Анна Мигицко). С ней-то уж точно можно договориться, поманив красивыми нарядами и богатыми женихами, и она в вихре танца под аплодисменты забудет казненную сестру.

Иллюзия соприкосновения с древним миром возникает в спектакле «Озор», поставленном Елизаветой Бондарь по рассказу Дмитрия Мамина-Сибиряка «Озорник» в Мирнинском театре (Республика Саха). С первой минуты представления ощущается загадочное давление чего-то неведомого, будто оказался на другой планете. Странные существа бродят по голой земле с застывшей черной нефтью и гудят, гудят, дрожа от страха. Это предки предков, ищущие землю обетованную. Сбившись в стаю, они устанавливают свой жизненный порядок, основанный на насилии. Древняя старуха, напоминающая колдунью (Елена Сафонова) подчиняет себе всех, включая безвольного Степана (Антон Бебин), по ее приказу запоровшего до смерти безобидного бобыля Спирку (Михаил Гончаров), не причиняющего никому зла.

Язычники пытаются выжить любым способом на суровой земле, им неведомо сострадание к ближнему. Слепая ненависть бушует у них в крови. Неудивительно, что беременные бабы с огромными животами рожают вурдалаков. Поэтому, когда между Спиркой и замужней Евдокией (Мария Заманкова) возникает нечто подобное влечению на уровне «глазного» романа, стая бьет тревогу, распространяет злые слухи и в конце концов расправляется с вольным Спиркой и красавицей Евдокией, превращая ее в рабыню. Актерский ансамбль настолько достоверно существует в атмосфере безысходности, исключающей доброе начало в человеке, что невольно вспоминаешь произведения Андрея Платонова с вывернутой наизнанку жизнью.

Художественно организованное пространство всегда неразрывно связано с режиссерским видением спектакля. Здесь очень важен контакт постановщика и сценографа, как в спектакле «Свидригайлов. Сны» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» между Георгием Цхвиравой и Булатом Ибрагимовым в Омском драматическом театре. Чтобы достигнуть желаемого катарсиса, они не просто меняют ход событий, но и додумывают некоторые эпизоды. Начиная с того, что помещик Свидригайлов приезжает в тюрьму, где сидит осужденный Раскольников, чтобы тот помог ему встретиться с сестрой и убедить ее в благородных намерениях провинившегося перед ней «злодея». Выгородка тюремной камеры по типу кинопавильона превращает немногочисленных зрителей в сокамерников, немых свидетелей драматической коллизии. Напряжение нарастает с каждой минутой. Кажется, Родион Раскольников (Артем Кукушкин) решил покончить с обидчиком сестры, бросаясь на него с кулаками, а Свидригайлов в исполнении Александра Гончарука, защищаясь и отступая, готов терпеть любые оскорбления, продолжая беспомощно улыбаться и по-собачьи заглядывать в лицо убийцы двух невинных женщин, так как понимает: если он не убедит Раскольникова, ему не жить. Свидригайлов все поставил на карту ради недоступного счастья и теперь, стоя на краю бездны, не боится взять на себя все грехи и расплатиться за них жизнью. И все-таки, услышав категоричное: «нет» от Дуни, он не желает уходить в мир иной раскаявшимся. Пусть его запомнят отважным кавалеристом, исполнившим чечетку перед тем, как пустить себе пулю в лоб.

Когда в двух шагах от тебя актер играет на разрыв аорты и, по сути, живет в художественном образе, то ничем другим, как великим перевоплощением это не назовешь. Когда во время спектакля эмоции зашкаливают и хочется верить, что искусство всесильно, даже самый незатейливый сюжет может вызвать бурю чувств, так как в его героях ты узнаешь себя.

Евгений Гришковец в рассказе «Планета» пишет о том, мимо чего мы проходим, не замечая, а если и замечаем, то не придаем этому особого значения, поскольку жизнь мчится с огромной скоростью и завтра будет как сегодня и вчера. Так что же это за «Планета» такая, рассуждает режиссер Мусалим Кульбаев вместе с главным исполнителем Андреем Ганичевым, персонаж которого изо дня в день существует однообразно, пытаясь найти что-то интересное в серых буднях. Вот красивая девушка стоит за окном. О чем она думает, кому звонит? Неизвестно. А так бы хотелось узнать... Вот старые фотографии, глядя на которые можно вспомнить, о чем мечтал в детстве, а потом, когда перевалило за тридцать, выбросил из головы... Вот путана сидит за стойкой бара, и к ней можно подойти, обнять и даже провести с ней ночь, а потом мучительно вспоминать ее лицо, продолжая каждое утро на автобусной остановке выглядывать ее...

Камерный спектакль «Планета» Национального молодежного театра Республики Башкортостан им. М. Карима настраивает на размышления о вынужденном одиночестве среди людей, которое можно победить только любовью. И тогда ты закружишься в вихре вальса с избранницей. И звезды станут ярче, и тебя оценят и поймут, и дорога домой не покажется такой уж скучной, потому что там тебя ждут.

Среди показанных на фестивале спектаклей я выбрала те, которые, на мой взгляд, дают наиболее полное представление о современном творческом процессе, включая авангардные постановки и классические. При этом сделала один важный вывод. Несмотря на бесконечные колебания трудного времени, рождающие множество проблем, художники не думают сдаваться, продолжая отстаивать гармоничного человека и победу разума над темными силами. И это самое главное.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея