На краю земли / Театральный фестиваль «Арктическая сцена» (Мурманск)

Выпуск №10-250/2022, Фестивали

На краю земли / Театральный фестиваль «Арктическая сцена» (Мурманск)

«На краю земли» - название очерка Горького, написанного почти сто лет тому назад и посвященного Кольскому Северу. Давно уже представления о том, что за Полярным кругом только «белое безмолвие» и ледовая пустыня утратили значение для северян, мы разворачиваемся к югу и востоку, видим всю Россию и ощущаем себя ее частью. Тем не менее, театральную общественность волнует географическая удаленность Мурманской области, и фестиваль «Арктическая сцена», прошедший в Мурманске с 11 по 16 мая, поставил целью рассказать как можно больше о региональных театрах, представить их ярче, значительней в культурной жизни России. А это значит, получить возможности творческого обмена, гастролей, критического анализа своей работы - всего, что необходимо для развития, для будущего.

Еще одна задача, связанная с фестивалем, - провести творческий смотр всей деятельности мурманских театров с позиции соревнования, выявления лучших спектаклей, талантливых актерских работ, мастерства художников и многих профессионалов, работающих над спектаклями. Важно было понять, в чем заключается уникальность арктического вектора в развитии региональной театральной культуры. В качестве экспертов были приглашены авторитетные деятели культуры из Москвы, сформировано и альтернативное народное жюри, которое работало автономно.

В официальной программе приняли участие три профессиональных театра, представивших шесть спектаклей, а также Детская театральная школа, - всего восемь постановок. Привлекли к показам и любительские театры региона на основе видеоверсий спектаклей, чтобы они получили советы и оценки коллег и членов жюри.


Интерпретация классики по законам сценической условности

Фестивальная афиша отразила тематику спектаклей, а значит, направления в развитии театрального искусства региона. Практически половина постановок связана с интерпретацией классики - это «Маскарад» Лермонтова, «Пиковая дама» Пушкина, рассказы Чехова и сказка Андерсена «Снежная королева» в Театре кукол. В прочтении классической русской литературы режиссерами, владеющими разной школой, неповторимой творческой индивидуальностью, есть нечто общее: это условно-образное решение спектакля в контексте синтеза жанров разных искусств.

Фестиваль открылся спектаклем Мурманского областного драматического театра «Маскарад» (режиссер-постановщик Вадим Данцигер), жанр которого был представлен как мистическая драма. Это очень красивый спектакль, созданный на основе эклектики так, что совершенно незаметно, как разностильные элементы создают поэтический образ целого. Актеры играют в изысканных венецианских масках, которые сами по себе обладают мистическим смыслом. На театральной программке неоновыми буквами выведено название пьесы, и эта надпись на фоне масок создает впечатление ревю, варьете, мюзик-холла, подобия «магического театра» из романа Гессе. Искусство декаданса и ар-нуво соединилось с элементами готики, джазовой музыкой, мизансценой из фильма Линча «Твин пикс» (спасибо за подсказку журналистке Ольге Феофановой). Романтическая драма Лермонтова была переведена на язык пантомимы и танца (балетмейстер - лауреат премии «Золотая Маска» Ярослав Францев), причем и веселого чарльстона, и томного восточного. Художник по костюмам Жанна Усачёва создала изящные женские платья так, что в определенных мизансценах они, благодаря множеству мелких складок, напоминали античные туники, что и было обыграно в конце спектакля, когда маски подобно греческому хору выстроились попарно и скандировали текст как приговор. Художник-постановщик Борис Шлямин (лучшая сценография) разместил на практически пустой сцене драгоценные сияющие люстры, которые стали частью мистической метаморфозы: они опускались, поднимались, иногда вместе с актрисами, превращались в игорный стол, подобие рулетки, мебели... Сквозной темой «Маскарада» стала опасная игра, не только карты, но и флирт, игра чужой жизнью, любовная игра, красивая игра света и тени (художник по свету Павел Куделькин), игра вещей, когда маски с перьями преображались в веера. По сути, это праздничный образ нашего времени, симулякр, невероятно притягательный, эротичный, очень красивый, но внутренне пустой. Все персонажи - князь Звездич (Александр Покатнёв), баронесса Штраль (Олеся Трум, лучшая женская роль второго плана), Шприх (Андрей Шпеко), Казарин (Владимир Морев) и Нина (Марина Волкодав, Диана Михайлова), Неизвестный (Сергей Горбунов) вписались в эту игру, составили единый актерский ансамбль. И только Арбенин (Владимир Равданович), по замыслу режиссера, выглядит чужеродно. Он - романтический герой, эгоцентричный, скрывающий страстную душу, ярко индивидуальный среди безликих масок, с пустотой мира его примирила любовь. Это герой байронического склада - Манфред, Конрад. Его не слышат и не понимают, поэтому актер произносит текст заученно и монотонно, по привычке, сопровождая невыразительными жестами, присущими скорее докладчику. Лермонтовские стихи, богатые интонациями, эмоциональные, характеризующие тонкие нюансы психической жизни, - не прозвучали. Возможно, таков замысел режиссера, однако этот прием обедняет образ. Единственная сцена убийства Нины вовлекает зрителя в сопереживание, поскольку сыграна психологически достоверно. А ведь исполнитель Арбенина Юрий Михайлович Юрьев в знаменитом спектакле Мейерхольда считал эту роль «наитруднейшей в мировом репертуаре».

Спектакль Вадима Данцигера с позиции единства художественного образа и театральности совершенен, но от драмы Лермонтова осталась лишь фабула (диплом первой степени за спектакль).

Спектакль «Саквояж доктора Чехова» по мотивам известных рассказов «Попрыгунья», «Толстый и тонкий», «Мальчики», «Злой мальчик» в Мурманском областном театре кукол представил своеобразный карнавал персонажей, собравшихся у буфетной стойки на вокзале. Художник-постановщик Алевтина Торик (диплом «За решение художественного пространства» за спектакли «Саквояж доктора Чехова» и «Снежная королева», лучшие костюмы) дополнила образ множеством запыленных чемоданов, в которых «содержатся истории и судьбы» героев. Режиссер-постановщик Петр Васильев назвал спектакль «Саквояж доктора Чехова», а в афише фестиваля обозначен и необычный жанр: «чехарда из рассказов разных лет». Это определение композиционно обосновано. Сцены спектакля монтируются по принципу одномоментного изображения всех персонажей в начале повествования, когда завязываются отношения, знакомства, затем через промежуток времени все персонажи собираются, чтобы сыграть развитие историй, а в завершении - финал каждой и общая кода. Такое построение спектакля соотносится с образом многолюдного вокзала, его неизменными часами и буфетной стойкой, по которой курсирует игрушечный поезд. Восемь актеров управляют небольшими куклами, наделяют их своей речью, интонациями, эмоциями, сами актеры играют тех же персонажей по законам драмы, однако многие жесты и действия оставляют куклам. В этом есть смысл, в мире чеховских героев кукла замещает человека, обозначая искусственные и пошлые страсти («Попрыгунья», Ольга Ивановна - Лидия Федосенко, Дымов - Николай Мирошниченко, Рябовский - Денис Савельев), детскость и незрелость поступков («Мальчики», Отец - Владимир Пьянков, Мать - Наталья Петрунина, мальчики -Иван Песнев, Николай Мирошниченко), а иногда просто смешной сюжет («Злой мальчик», злой мальчик - Николай Мирошниченко, Лапкин - Иван Песнев, Анна Семёновна - Валерия Песнева). Белые фигурки тщательно исполненных кукол становятся уменьшенными копиями персонажей, напоминая о косной застывшей душе каждого героя. Меланхолию, тоску по идеалу вносит герой, играющий и доктора Дымова, и рассказчика, и Чехова (Николай Мирошниченко). Он последним уходит со сцены с бокалом шампанского, напоминая о том, как умирал Чехов, а затем игрушечный поезд, появившийся в финале, заставляет вспомнить, как тело великого писателя везли в вагоне-холодильнике с надписью «устрицы». Спектакль объединил сюжеты элегической интонацией, в которой множество оттенков, характерных для чеховских рассказов о суетной человеческой жизни. Интересную интерпретацию этой постановки на страницах журнала «Страстной бульвар, 10» (10-240/2021) предлагает театровед Алексей Макаров. Заметим, что спектакль был признан лучшим из всех, а Владимир Пьянков получил диплом за лучшую мужскую роль второго плана.

Трех наград удостоен премьерный спектакль Драматического театра Северного флота по мотивам повести Пушкина «Пиковая дама», который называется «Пиковая дама. Играем Пушкина». Обозначен и своеобразный жанр: «история, написанная мелом на зеленом сукне».

Режиссер-постановщик Александр Шарапко (лучшая режиссура) создал инсценировку с максимальным уважением к пушкинскому тексту. Внесюжетный персонаж «человек от театра» в исполнении Михаила Романенко (диплом за лучшую мужскую роль второго плана) комментирует события, читая известные стихотворения «Буря», «Бесы», «Молитва». Режиссерский замысел строится на акцентировании романтического двоемирия: в реальность вмешивается иррациональное начало. Они сосуществуют, переплетаются, вступая в роковую игру, которая становится центром драматургического конфликта и спектакля в целом. Неудивительно, что жанр постановки синтетический, он включает и мелодраму, и комедию, и клоунаду с элементами буффонады, и трагедию, хореографию... Мистическое начало интерпретируется через образы масок, одетых в одинаковые черные костюмы, это силы рока, страхи Германна, призраки ночи, бесы. Маски азартно танцуют, убыстряя темп спектакля. Спектакль интерпретирует историю в контексте озорной и опасной игры, центром которой становится образ Графини в исполнении Елены Варцевой (приз за лучшую женскую роль). В ее трактовке Графиня - и комическая старуха, и мистическая «чертова кукла», это она и «Мефистофель, и Наполеон». Рисунок роли Елены Варцевой основывается на пластике, свойственной кукле, в силу возраста Графиня малоподвижна, основным средством психологической выразительности становится мимика актрисы. Елена Варцева замечательно играет переходное состояние от настоящего к прошлому старухи. Как только ярко и чертовски весело загораются помолодевшие глаза Графини, можно верить, что когда -то от нее был без ума Ришелье!

Германн (Степан Акманов) убедителен как герой-любовник, но ему придется поискать краски для внутреннего горения и тяготения к силам зла.

Яркий, необычный по форме спектакль, динамичный, интересный и режиссерской трактовкой пушкинской повести, и актерскими работами, является несомненной удачей Театра Северного флота.


Арктический вектор

Во всех мурманских театрах в течение многих лет ставились спектакли, рассказывающие о «живущих на Севере», часто по мотивам произведений местных писателей. Это были пьесы на военную, флотскую тематику в Театре Северного флота, об истории края, интерпретации сказок местных саами. Заметим, что на Кольском Севере всегда был интерес к скандинавской и финской драматургии - это наши соседи по Баренц-региону. В Театре кукол ставились спектакли по мотивам книг Астрид Линдгрен, Эрленда Лу, интерпретации норвежских сказок. Сейчас на сцене тонкий и стильный спектакль «Снежная королева» (диплом второй степени режиссеру спектакля Петру Васильеву). В драматических театрах были постановки Ибсена, Стриндберга, Вуолийоки.

Вот и в программе фестиваля эта традиция обозначена спектаклем Детской театральной школы в постановке Елены Крынжиной по ее же пьесе «Дети военного Мурмана» и спектаклем Театра Северного флота по пьесе И. Штока «Туман над заливом».

Спектакль «Дети военного Мурмана» создан на основе воспоминаний детей, живших в Мурманске в годы войны, защитников города, тружеников тыла. Елена Крынжина при написании инсценировки прочитала огромное количество документов о жизни в разрушенном Мурманске. Бомбардировки не прекращались с 1941 по 1944 год, а в страшный день 18 июня 1942 года фашисты сбросили на город 12 тысяч бомб и уничтожили в одночасье 600 зданий. Спектакль Крынжиной - драма массового действия, в которой едва ли не сотня участников. Это преподаватели и ученики школы разного возраста, включая самый младший, профессиональные актеры (их немного). Режиссерская композиция представляет монтаж отдельных картин, характерных для жизни детей военного города: окончание школы, отъезд в эвакуацию и бомбежки, общение в классе, работа на заводе, выступление с кукольным спектаклем в госпитале. Массовые сцены сменяются лирическими - это линия любви выпускников Сергея Татаринцева и Татьяны Морозовой, ее просто и трогательно сыграли Дмитрий Голыгин и Юлия Дмитриевская (лучшая женская роль второго плана).

Художники (Татьяна Шорохова, Юрий Туркин) предложили сценографию и костюмы в эстетике довоенной и военной эпохи. Начало спектакля - плакатный образ детства конца тридцатых годов: вручаются аттестаты, звучат знакомые задорные песни. На сцене практически все участники спектакля в простенькой одежде, в пионерских галстуках, с моделями самолетов, шумят, танцуют, поют, мечтают - картина абсолютного счастья, которая сменяется трагедией: начинаются эвакуация, бомбежка, ужас и смерть. Каждая сцена в отдельности и все вместе воплощают эмоциональный образ уничтоженного детства. Бомбежки порождают психические травмы, трудно забыть, как маленькая актриса (Есения Кичнева) играет детскую истерику при звуках сирены. Дети теряют сознание во время работы на заводе, плачут от боли, каменеют, видя смерть родителей, голодают, утешают друг друга, рано взрослеют. Искренность детских переживаний, отсутствие наигранности создают атмосферу достоверности. Сильное впечатление производит звуковая партитура спектакля. Веселый гомон детей прерывается резкими звуками сирен, гулом самолетов, разрывом бомб, криками, плачем, создавая у зрителей эффект присутствия. Один из переживших войну свидетельствует: «А детство не помню - выпало детство. Его место война заняла». В финале все участники спектакля поют песню, известную каждому мурманчанину: «Прощайте, скалистые горы ...» (лучшее музыкальное оформление - Елена Паньшина на фоне буйно цветущего сиреневым и розовым иван-чая, напоминая нам, что именно дети - «цветы жизни», красивые, нежные, беззащитные. Диплом «Голоса памяти» получила режиссер-постановщик ДТШ Елена Крынжина и диплом «Лучшая режиссура». Жюри также присудило диплом первой степени спектаклю ДТШ «Картина по номерам» по пьесе Елены Крынжиной в постановке Марии Юрьевой.

Спектакль Театра Северного флота «Туман над заливом» (1943) имеет особую судьбу, он поставлен Александром Шарапко (диплом первой степени) по пьесе Исидора Штока, который во время Великой Отечественной войны был завлитом этого театра и создавал для него репертуар. По словам режиссера, текст был переписан, и трагикомедия с элементами водевиля превратилась в романтическую драму. В основе сюжета реальная история прославленного летчика ВВС Северного флота Захара Сорокина, который был сбит в воздушном бою, четыре дня по тундре добирался к своим, перенес ампутацию ног, но продолжил летать и сбивать фашистские самолеты. По замыслу и драматурга, и режиссера, акценты в этой истории сделаны не на героике, а на человеческих отношениях. Летчик Егорушкин в исполнении Дмитрия Пастера (лучшая мужская роль) не только повторяет подвиг Сорокина, но и сбивает еще два самолета, а доказательств предоставить не может, и в условиях войны из героя превращается в осужденного. Иносказание в названии пьесы «Туман над заливом» заключается в том, что война делает зыбкими прежде прочные человеческие отношения любви, дружбы, военного братства. Всё как будто в состоянии неопределенности, непонимания. Падчерица Егорушкина Сашенька (специальный диплом за исполнение роли Надежде Поздняковой) беременеет от любимого человека, но кто он: шпион ли, партизан ли, она не знает. Жена летчика Анастасия (Юлия Макуева) уходит из дома, поскольку мужа любит, но ему не нужна: он пьет и мечтает вернуться в строй. Друзья, командир (Александр Титовский, Алексей Макаров) проверяют факты, но не находят подтверждения, уходит взаимное доверие. В нашей беседе режиссер отметил, что он исследовал психологию человека в условиях близости смерти, непредсказуемости судьбы. Он стремился привлечь внимание к настоящим ценностям жизни. Поэтому запутанные ситуации сюжета в сценографии (художник Раиса Чебатурина) отразились в простых решениях: почти прозрачный задник с остовами печных труб, скудный быт на сцене и угол разрушенного бомбежкой дома, который разваливается к финалу драмы, это аллегория. Если говорить об атмосфере спектакля, то была задача показать, как в холодной неуютной среде все человеческое и живое становится более теплым, полноценным. Поэтому, считает режиссер и подтверждает исполнитель роли Сергеева, командира партизанского отряда Александр Башкиров, они любят играть эту драму: «Спектакль сделан с огромной любовью к Северу».

Последним в рамках «Арктической сцены» был показан спектакль «Папа. Адажио» по известной пьесе «Папа» современного французского прозаика и драматурга Флориана Зеллера. Режиссер Вадим Данцигер (диплом первой степени) определяет жанр постановки как «психоэксцентрику». Подробный анализ этого незаурядного спектакля можно найти в моей статье на страницах «Страстного бульвара, 10» (№ 8-238/21). К сожалению, обсуждение спектакля свелось к проблеме интерпретации больного сознания главного героя, хотя это и поверхностное прочтение. Пьеса Зеллера выводит на уровень ХХI века вечный сюжет мировой литературы о взаимоотношении отцов и детей от античности (Софокл) через Возрождение (Шекспир) и произведения Пушкина, Тургенева, Бальзака, Стриндберга, Гауптмана, Кафки, Фолкнера. Действие драмы Зеллера разворачивается в обществе эпохи постмодерна и характеризует его маргинальное состояние. Сценография отражает разрушающееся сознание героя: изменены масштабы привычных вещей. В условном мире неустойчивых величин Александр Водопьянов (лучшая мужская роль) на одном дыхании, психологически достоверно сыграл трагедию постепенной утраты человеком личности. Отсутствие катарсиса, по замыслу режиссера, оставило у зрителей чувство вины, ощущение безысходности. Умный, прекрасный спектакль, в котором закономерно и естественно соединились формы сценической условности и психологизм реалистического театра.

Все постановки были отмечены экспертным и альтернативным жюри, в этом нет натяжки - театры работали с полной отдачей. Однако закончился только первый этап фестиваля «Арктическая сцена», а второй предполагается в ноябре нынешнего года и уже с международным участием.

 

Фото Олега ФИЛОНКА

Фотогалерея