Иллюзия жизни / "Сирано де Бержерак" в МХТ им.А.П.Чехова

Выпуск №10-250/2022, Премьеры Москвы

Иллюзия жизни / "Сирано де Бержерак" в МХТ им.А.П.Чехова

Егор Перегудов возвращает на сцену Московского художественного театра знаменитую пьесу Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Прошло более 20 лет после знаменитой ефремовской постановки, где роль философа и дуэлянта играл Виктор Гвоздицкий, и нам снова понадобился поэт на сцене.

Перегудов переносит время действия в начало XX века, приближая нас к Первой мировой, и таким образом вступает в диалог еще с одним спектаклем МХТ, идущим на Малой сцене - «19.14» Александра Молочникова. Форма тоже позаимствована оттуда. С самого начала мы присутствуем в кабаре, и местный оркестр (он же бравые гасконцы и все второстепенные персонажи сразу - студенты Школы-студии МХАТ) распевает зонги и рэп, рассказывая о тех, на кого не хватило «артистов» и о некоторых событиях. Перегудов протягивает ниточку от века XVII через начало XX в наше время. Осада Арраса превращается в одну из битв Первой мировой и невольно ассоциируется с днем сегодняшним. Связь времен режиссер дает и в сцене фехтовальных упражнений Сирано с гвардейцами, где он показывает свои умения во владении оружием разных эпох - от коротких мечей викингов и тяжелого оружия рыцарей до легкой учебной рапиры.

Все действие разворачивается на фоне фанерной стены с обрывками афиш, среди которых сохранилась лишь одна - с Роксаной (сценография Владимира Арефьева). Это тот самый образ Прекрасной дамы, придуманный Бержераком. И одной из главных тем спектакля становится именно поэтическое восприятие жизни, с его острым проживанием каждого момента.

Сирано Юрия Чурсина напоминает мальчишку-подростка, вечно лезущего на рожон. Он сам провоцирует дуэли, из которых выходит победителем. И одинаково хорошо владеет шпагой и тростью. Выбор оружия тоже оставляет за собой - кому-то хватит и нескольких слов, кого-то достаточно ткнуть тростью, а для кого-то и шпаги не жаль. Зависит от калибра противника. Таков стиль жизни, а потому неважно, сколько человек выскочит на него. Главное - лицом к лицу, и не дать задеть честь.

Мальчишество героя подчеркивает и костюм. В повседневной жизни он (как его бравые гасконцы) ходит в бриджах и курточке цвета хаки, а на выступление Роксаны надевает фрачную тройку, явно не по размеру. От того и выглядит несуразно, хоть и пытается казаться изящным.

При этом де Бержерак Чурсина харизматичен, умен и язвителен, порой трогательно-нежен и лиричен. Так что Кристиан проигрывает ему не только по части стихосложения и остроты ума, но и чисто внешне. Потому слова Сирано относительно размеров носа воспринимаются как выдуманная причина, по которой он не может признаться в своих чувствах.

Кристиан Кузьмы Котрелёва мил, но не более. И режиссер, лишая спектакль одного из главных конфликтов: что важнее - красота внешняя или внутренняя - только сильнее подчеркивает мысль о том, что уродство Сирано - всего лишь иллюзия, существующая в его голове, как, к слову, и красота Кристиана.

Поэту важен придуманный образ. Роксана для него - недосягаемый идеал, потому он и не стремится к реализации своей любви. Над ним имеет власть лишь то, что он сочинил, только вымышленные образы, чувства, эмоции побуждают его к творчеству. И только они для него реальны. А потому - чем дальше предмет любви, тем лучше. Ведь так легче говорить о чувствах.

Просьба Роксаны (Паулина Андреева) трансформируется в его воображении в идею устроить мистификацию. Сочинитель запрещенных трагедий, ценитель настоящего театра, де Бержерак просто не может устоять перед соблазном поставить самый длинный в мире спектакль. Иллюзия, воплощенная в реальность, обретает слова, актеров и место действия. И поэт чувствует себя демиургом. Тут он может все - захочет, и влюбленные будут вместе, станет скучно - и все прекратится. И как любая иллюзия, она все сильнее увлекает своего создателя. И, конечно, однажды должна закончиться. Но Сирано, кажется, помогают и пространство, и обстоятельства. И ни война, ни смерть Кристиана не способны эту мистификацию завершить. Но за нее де Бержерак платит, как минимум, мечтой о героической смерти. А де Невилет - смертью настоящей, ставшей расплатой за попытку вырваться в реальность. Ведь за пределами мира, созданного его другом-поэтом, персонаж пьесы жить не может. Именно погибшему Кристиану достанутся стихи Евтушенко о друге, «который стал врагом», подводящие итог этой странной истории на троих. И возвращающие нас в невеселую реальность.

Свою иллюзию создает и Роксана. Ведь о Кристиане она практически ничего не знает, да и его красоту тоже, по сути, придумывает. Как и свою любовь и скорбь о нем.

В спектакле возлюбленная Сирано - певица кабаре, что гораздо больше сближает ее с кузеном, чем с юным бароном. Героиня Паулины Андреевой поет, танцует, фехтует, рассекает по сцене на мопеде. Но несмотря на нарочитую резкость в душе остается романтичной девушкой, которой хочется, чтобы ей писали стихи, и мечтающей о любви. Иногда, правда, актрисе недостает умения проявить эмоции. Потому часто возникает ощущение, что Роксаной движет больше расчет, чем чувства. И желание получить свой идеал в реальности.

Любой в этой истории готов с удовольствием поддаться обману, даже крепко стоящий на ногах де Гиш (Игорь Золотовицкий). Стоит Роксане дать ему призрачную надежду, и он уже готов исполнить любую ее просьбу. А когда Сирано разыгрывает перед ним «лунное шоу», он довольно быстро втягивается в игру и, кажется, и впрямь собирается лететь на Луну.

В спектакле два финала. Первый - как и положено, смерть Сирано и прозрение Роксаны, второй - имена Хармса и Мейерхольда, Михоэлса и Бабеля, которые произносит Сергей Соломин. Имя де Бержерака, который «жизнь прожил как поэт», завершит этот скорбный список, вновь обнаружив связь времен.

 

Фото Веры ЮРОКИНОЙ

Фотогалерея