"Я знал, что вы меня поймете..." / Евгений Мундум (Ярославль)

Выпуск №10-250/2022, Лица

"Я знал, что вы меня поймете..." / Евгений Мундум (Ярославль)

Ведущему актеру Волковского театра, заслуженному артисту России Евгению Константиновичу Мундуму 13 июня исполнилось 60 лет.

На сцене Российского академического театра драмы имени Федора Волкова Мундум сыграл немало ярких ролей. Театралы наверняка вспомнят его Незнамова и Горацио, Хаджи-Мурата и Хлестакова, Эдмонда в «Короле Лире», губернатора в «Корсиканке», Кикина в «Детоубийце», Зилова в «Утиной охоте», Вано в «Хануме», Илико в «Я, бабушка, Илико и Илларион», Дорна в «Чайке», старца Зосиму в «Братьях Карамазовых»... Вспомнят шесть его ролей в «Декамероне» по новеллам Боккаччо: Чепорелло, слугу Бернабо, Попа, Буфальмакко, Буфакуоко, священника...

В труппу Ярославского академического Евгений Константинович пришел в 1990 году. До этого в его профессиональной биографии были учеба в легендарном московском ГИТИСе на курсе Владимира Левертова, затем работа в театрах Риги, Москвы, Даугавпилса. А первый шаг в профессию он сделал, переступив однажды, в 1980-м, порог Ярославского театрального института. Учился на курсе Владимира Воронцова, о чем вспоминает с благодарностью.

Театральная судьба десять лет спустя вернула его в Ярославль. Именно здесь полнее всего раскрылось уникальное дарование артиста. Составляющие этого дарования - широкий диапазон возможностей при яркой характерности, впечатляющей и мгновенно западающей в память зрителя, острой оригинальности. Он не умеет быть незаметным на сцене. В каждой роли у него есть графически внятный план, искусство доводить движения души до предельной отчетливости жеста, взгляда, интонации... Жизнь его героев на сцене - всегда завершенный, отточенный, кажется, умело просчитанный артефакт.

Получил Евгений Константинович и признание театральных экспертов, критиков; ими справедливо замечено, что у Мундума «надетый по роли образ сидит на актере как влитой», а «его сценические и кинематографические образы сами врезаются в память».

... Когда думаешь о театральной стезе Мундума, сразу приходит в голову, что он - актер милостью Божьей - черпает свой ресурс на сцене прежде всего из каких-то первооснов «чистой» театральности, свободной от психологической или бытовой заданности. Может быть, поэтому у него получалось и получается сценически реализовать полярные задачи. Характерно, что когда-то, в самом начале своего театрального поприща Евгений Мундум сыграл в знаменитом в те времена на весь СССР Рижском театре юного зрителя две роли абсолютно разные, но связанные с этими первоосновами, - Пьеро в «Приключениях Буратино» А.Н.Толстого и Тома Сойера в инсценировке по Марку Твену.

При этом Мундум давно и уверенно находит себя и в психологическом театре, умеет он предъявить, если того требует пьеса, и специфические краски различного быта. Он безусловно эксцентричен, но умеет впечатлить и тонкой неврастенией; подчеркнуто интеллектуален, но охотно реализуется и на уровне гротескового гэга.

Ведущий актер ярославской драмы, лауреат областной премии имени Федора Волкова «За вклад в развитие традиций русского театра», он широко известен своими работами в спектаклях, пользующихся неизменным успехом у публики.

Театровед Маргарита Ваняшова выделяла среди ролей Мундума его Зилова в «Утиной охоте» по Вампилову. Актер удивительно соединял анекдот с трагедией. Ваняшова писала, что «в интерпретации Евгения Мундума Зилов - трагический герой разрушенной гармонии. Общего нестроения нашей жизни... Зритель открывает внезапно, что герой Евгения Мундума - «стареющий юноша» - безжалостный палач и убийца. Он убивает тихо, незаметно и бескровно. Убивает самого себя, убивает любимых и единственных, забывая об отце, участвуя в великой прохиндиаде жизни... Вздрагивая, загораясь, трясясь в лихорадке... Надрываясь и бесконечно оправдывая себя... Он - полу-Печорин, он и мелкий бес... Эти перепады Мундум играет филигранно, выстраивая точные психологические мотивировки. Играет всякий раз по-новому». Импровизационность существования М. Ваняшова предлагала считать самым дорогим в спектакле.

Артист находится в постоянном творческом движении, удивляя зрителей новыми работами. Критик Жанна Зарецкая высоко отзывалась об игре Евгения Мундума в постановке Романом Кагановичем пьесы Василия Сигарева «Каренин»: «Весь мильон терзаний, который прописал Алексею Каренину драматург Сигарев, Каганович укутывает в чарующей красоты пластическую ткань действия. Точнее, даже не укутывает, а прослаивает ею все эпизоды... Прежде всего воплощение получают чувства мученика Каренина, которого выдающимся образом играет Евгений Мундум... Каганович весьма безжалостен. Все его прекрасные мизансцены - диагноз психоаналитика, практически, приговор. Но артист Мундум вступает с режиссером в жесткое и крайне плодотворное художественное противостояние. В результате две сцены, которые должны бы, кажется, героя уничтожить в глазах публики, превращают его в натурального мученика. Первая - это когда распластанный у столба стола, Каренин-Мундум не как грозный обманутый муж, а как подросток, который вдруг лишился материнской любви только потому, что та вдруг обнаружила его смешные уши, кричит сквозь рыдания: «Я обстригусь! Я обстригусь!» Вторая - когда, отобрав у Сережи сломанного пупса, а точнее его «останки», герой сажает его себе на плечи, так что голова Каренина приобретает детские пухлые ручки и ножки, а весь персонаж становится куклой-младенцем. Складывается история не о старости как пытке, а о мужском инфантилизме как явлении столь же разрушительном для окружающего мира, сколь и трагичном для собственно героя, способном только раскачиваться на стуле, отчаянно твердя: «Да что же это такое?..»

В этой роли Мундума можно увидеть и сегодня.

Мне же в актуальном репертуаре особенно хочется выделить две роли актера. Это сторож Николай Федорович в спектакле режиссера Бориса Павловича «Циолковский» и профессор Бородин в «Страхе» А. Афиногенова, поставленном Арсением Мещеряковым.

В той и другой роли у Мундума есть особое задание: убедительно представить незаурядную личность, героя, наделенного особым складом ума и талантом человеческой значительности. Николай Федорович - народный мыслитель, по сути, калька с образа исторической личности - самобытного русского философа Николая Федорова, мечтавшего о всеобщем воскресении. В полуфантастической музыкальной феерии Павловича на Волковской сцене Николай Федорович Мундума - носитель, очевидное средоточие той идеи, которая задает космический масштаб событий в одном отдельно взятом провинциальном женском училище.

Бородиным владеет другая идея. Он у Мундума воодушевлен как ученый и потрясен как гражданин тем, что ему открылась пружина, определяющая социальное поведение людей в советском обществе. Мундуму и прежде приходилось играть носителей теоретического знания. Но теперь другое: он показывает, как знание становится - неожиданно для его обладателя - содержанием его собственного существования.

Мне вспоминается у Мундума давняя роль маниакального профессора Кругосветова в спектакле «Спириты» по пьесе Л.Н. Толстого «Плоды просвещения». Тоже профессор, но актер играл там только экспонат в галерее забавных и нелепых русских бар. Это были эксцентрические простофили, важничающие дуралеи, смешные не в качестве типичных представителей социального меньшинства, приговоренного историей к бесславному фиаско, а скорее, как живые гримасы яркого быта, допотопного - но и вечного.

В «Страхе» актер создает гораздо более содержательный, сложный образ. Тут понимаешь, какую профессиональную высоту он взял. Бородин в начале спектакля барствует, но по ходу действия он раскрывается как гуманист, гражданин и страдалец. Вызов, который бросает герой Мундума фатальным обстоятельствам, и его надлом - это то, что сыграно с огромной самоотдачей и впечатляет не просто как театральное событие, но и как некое важное и значительное жизненное откровение.

Наверное, широкому зрителю не меньше известен Мундум и своими ролями в кино и на телевидении. Он многогранен и востребован в телесериалах и кинорепертуаре авантюрно-криминального свойства, там, где требуются обаяние особого рода, острая характеристика, умение лаконично и притом исчерпывающе очертить особинку персонажа. На его счету и всякие воры в законе, криминальные авторитеты - и сотрудники органов, и даже один митрополит. Всего в послужном списке актера около 60 работ в театральных постановках и более 80 - в кинематографических проектах.

От всей души поздравляем Евгения Константиновича с юбилеем!

 

Фото предоставлены пресс-службой

Театра драмы им. Ф. Волкова

Фотогалерея