Мелодия судьбы / Алексей Пономарев (Тольятти)

Выпуск №10-250/2022, Лица

Мелодия судьбы / Алексей Пономарев (Тольятти)

«Банкрот», «Лес», «Бешеные деньги» А.Н. Островского, «Игроки» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Зыковы» М. Горького, «Касатка» А.Н. Толстого, «Романтики» Э. Ростана, «Пять вечеров» А. Володина, «Варшавская мелодия» Л. Зорина, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Хулиган. Исповедь» С. Есенина, «Пушкин» В. Безрукова, «Три мушкетера» А. Дюма - больше чем в сотне спектаклей в театрах России звучат музыка и песни, написанные Алексеем Пономаревым. Другой композитор уже давно был бы известен на всю страну. Но скромный, не медийный, не тусовочный, сосредоточенный на занятии любимым делом, он живет в своей системе координат, в центре которой - родной город Тольятти и любимый драматический театр «Колесо».

Впрочем, в детстве о театре Пономарев и не мечтал. Его отец, писатель-историк, и мама, корректор в редакции местной газеты, хотели, чтобы сын унаследовал от них любовь к музыке. В день, когда Алексей появился на свет, его отец подарил супруге кроме букета цветов еще и пианино «Ласточка». Точнее сказать, подарок этот был адресован Пономареву-младшему, судьба которого была предрешена. Дома - гаммы, с друзьями во дворе - песни под гитару, плюс музыкальный кружок в ДК, плюс влияние старшего брата, увлекавшегося радиотехникой и магнитофонными записями - отсюда любовь не только к классической музыке, но и к «Pink Floyd», «Queen», «Led Zeppelin», к отечественному року. Самое удивительное, что будущий композитор прошел мимо музыкальной школы! Окончив общеобразовательную, поступил в Тольяттинский политехнический институт, писал тексты и музыкальные пародии для студенческого театра эстрадных миниатюр, в котором аплодисменты срывали его друзья Игорь Касилов и Андрей Воробьев.

В армии Алексей служил в ракетных войсках стратегического назначения, играл в полковом оркестре на тромбоне, да так играл, что был переведен в Оренбургский военный клуб, в ансамбль песни и пляски. Демобилизовался он, можно сказать, музыкальным человеком. Вернувшись в Тольятти, попал под еще большее влияние Игоря Касилова, поступившего на актерский курс основателя и художественного руководителя театра «Колесо», народного артиста России Глеба Дроздова. Касилов и предложил Пономареву написать песню для его персонажа в студенческом спектакле «Приключения Чиполлино». Следом за песней адвоката Зеленого горошка одна за другой были написаны еще с десяток песен и мелодий - и спектакль, став музыкальным, вскоре вошел в репертуар театра «Колесо».

Когда Глеб Борисович Дроздов предложил начинающему композитору работу в музыкальной части театра, тот ответил, что только-только начал учиться на отделении духовых инструментов в музыкальном училище и образование для него сейчас важнее. Дроздов точку зрения молодого таланта оценил. Собрав в театре уникальный актерский коллектив и самобытную постановочную команду, он воспитал не одно поколение молодых артистов. Музыку к спектаклям Дроздова писали Муслим Магомаев, Ремир Левитан, Григорий Ауэрбах. Через пару лет Дроздов повторил свое предложение, и в январе 1995 года Алексей Пономарев стал заведующим музыкальной частью театра «Колесо». С тех пор, что бы ни происходило в жизни театра, он делал свое дело, разделяя с коллегами и радость успехов, и горечь неудач.

Так и не получив диплом музыкального училища, он через несколько лет вернулся к музыкальному образованию, окончив Тольяттинскую консерваторию по классу «академический вокал». К своему тенору Алексей относится без особого пафоса, предпочитает петь так называемым «композиторским» голосом, сочетая творческое одиночество с работой с музыкантами, пишет музыку не только для театра, но и для кино, телевидения, эстрады.

Не секрет, что в драматических театрах музыку часто воспринимают как одно из эмоциально-образных составляющих режиссерского замысла. При этом многие режиссеры побаиваются работать с композиторами, предпочитая музыкальный подбор из знакомых зрителю мелодий. Работа с чистого листа успеха не гарантирует. Более того, она чревата разочарованиями, тупиковыми и конфликтными ситуациями. Внутренний слух и такт у каждого свой, кто-то в работе над спектаклем самоутверждается, а кто-то отдает всего себя в сотворчестве. Работая с тем или иным режиссером, Алексей Пономарев старается забыть о собственном творческом эгоизме. В процессе работы у режиссера может измениться и замысел спектакля, и творческий ход. Какие-то написанные к спектаклю песни или музыкальные темы отойдут на второй план. Не все будет спето так, как хотелось бы. Главное, чтобы в итоге не было стыдно ни перед публикой, ни перед самим собой.

К музыкальному подбору композитор Пономарев относится как к некоему фастфуду, массовому блюду быстрого приготовления. Он не за приспособление уже известного, а за создание нового, не только за компьютерную, но и за живую музыку, за мелодии. Случалось, режиссеры просили его музыкально проиллюстрировать эпизод, создать на пару минут атмосферу. Бывало, композитор Пономарев писал музыку в двух вариантах - для спектакля и для себя.

Главным учителем в мире театра для Пономарева был Глеб Дроздов, масштабно мыслящий режиссер, ставящий перед театром сложные задачи. В эстетике и стилистике его спектаклей формировалось то, что музыковеды позже назовут творческим почерком композитора Алексея Пономарева. С Дроздовым он был на одной волне, понимал его с полуслова в работе и над комедийными, и над драматическими спектаклями. С особым волнением Алексей вспоминает их последнюю совместную работу - спектакль «Мария Стюарт» Шиллера, для которого написал цикл песен на стихи средневековых ирландских поэтов и даже вышел на сцену в образе менестреля. Собранный Глебом Дроздовым коллектив единомышленников и учеников Пономарев и сегодня считает идеальной творческой командой. Неслучайно, когда в 2008 году художественный совет театра «Колесо» в память об основателе театра, народном артисте России Глебе Дроздове учредил премию «Признание таланта», ее первым лауреатом стал композитор и заведующий музыкальной частью театра Алексей Пономарев.

Многому его научило и сотрудничество с народным артистом СССР, лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР Петром Монастырским, пришедшим в «Колесо» со своим взглядом на театр. В «Варшавской мелодии» для погружения в атмосферу ушедшей эпохи, для понимания того, чем жили советские люди, Монастырский использовал большой фрагмент видеозаписи выступления Булата Окуджавы - его концерта и общения со зрителями. Звучала в спектакле и музыка Шопена. В этом же чувственном и интонационном ключе проявил себя и композитор Пономарев. Написанная им для спектакля песня стала не просто запоминающейся, она стала знаковой!

В горьковских «Зыковых» жестокость и боль от разрушения привычного, но по своей сути старого мира была подчеркнута контрастно нежным романсом в исполнении Натальи Дроздовой:

«Я помню эти вечера,

гостей беспечных.

Оконных кружев веера

чертили вечность!

И мотыльки, летя на свет,

сгорали страстно.

Мы забывали про запрет

любви опасной...»

Автор этих строк - все тот же Алексей Пономарев. Хотя, конечно, поэт Пономарев и композитор Пономарев - явления разные. Что их объединяет, кроме таланта? Во-первых, все та же скромность. Поэтому композитор Пономарев так и не вступил в Союз композиторов, а поэт Пономарев не стремится в Союз писателей, время от времени публикуя свои стихи в интернете.

Песни он пишет по-разному: то на одном дыхании, то нелегко, то первой придет мелодия, то слова переплетаются одно с другим. Своих музыкальных произведений по полочкам не раскладывает, спроси у него про их количество - не ответит. Однажды пытался подсчитать спектакли, в которых звучит его музыка: досчитал до сотни, потом начал терять интерес к этой статистике.

Особо надо отметить волшебный мелодизм его музыкальных спектаклей для детей: сказку «Матушка Метелица», мюзикл «Конек-Горбунок».

В театре «Колесо» ему довелось стать единомышленником режиссеров самых разных творческих пристрастий: музыка Пономарева звучит в спектаклях Михаила Чумаченко, Сергея Мезенцева, Олега Скивко, Михаила Фейгина, Игоря Касилова, Бари Салимова...

Когда в Калужском драматическом театре Владимир Хрущев взялся за постановку музыкального спектакля «Три мушкетера», его не смущала популярность знаменитого советского телефильма. Доверившись замыслу режиссера, Пономарев создал собственную музыкальную версию этой романтической истории.

Старшим товарищем для Алексея стал актер театра «Современник» Василий Мищенко, поставивший в 2015 году в Тольяттинском театре «Колесо» спектакль по пьесе Александра Володина «Пять вечеров». И в день премьеры, и сегодня в роли Тамары - ведущая актриса театра «Колесо» Елена Радионова. Уже больше двадцати лет она - жена Алексея Пономарева, его муза, первый слушатель и первый критик...

При предыдущем руководстве на сайте театра «Колесо» не был упомянут ни один работавший в этом коллективе художник-постановщик, ни один композитор, ни слова не было опубликовано и об Алексее Пономареве. При этом на сайте Московского Губернского театра о нем рассказано довольно подробно. Сотворчество тольяттинского композитора с народным артистом России Сергеем Безруковым началось с работы над компакт-диском песен на стихи Сергея Есенина, потом был создан компакт-диск с его исполнением русских народных сказок, затем были написаны песни и музыка к идущим уже не один год спектаклям «Хулиган. Исповедь» и «Пушкин».

В 2019 году, понимая, насколько серьезно болен его старший товарищ, один из основателей театра «Колесо», народный артист России Виктор Васильевич Дмитриев, Алексей Пономарев поддержал его, написав и издав биографическую повесть «Виктор Дмитриев. Роль длиною в жизнь», создав на Камерной сцене театра его одноименный моноспектакль.

Не так давно в театре «Колесо» состоялся творческий вечер Алексея Пономарева с романтическим названием «Где-то есть берега». Его песни и романсы прозвучали в исполнении не только артистов театра, но и эстрадных певцов, группы «Пятый элемент», ансамбля гитарной музыки «Резонанс». Вспомнив работу с группой «Джинсы и кожа», Алексей представил свой новый проект - группу «Море дождей». Композитор в который раз признался в любви к своему театру, а театр в очередной премьере вновь ответит ему взаимностью.


Фото из архивов А. Пономарева и Тольяттинского драматического театра «Колесо» имени Глеба Дроздова.


Фотогалерея