Симфонические фантазии / 90-летие Симфонического оркестра Чувашского государственного театра оперы и балета и 55-летие балетной труппы

Выпуск №10-250/2022, Мир музыки

Симфонические фантазии / 90-летие Симфонического оркестра Чувашского государственного театра оперы и балета и 55-летие балетной труппы

Сегодня в нашей рубрике мы публикуем материал о двух событиях в Чебоксарах - 90-летии Симфонического оркестра Чувашского государственного театра оперы и балета и 55-летии балетной труппы.


Симфонические фантазии


17 мая 1932 года состоялся первый концерт Чувашского государственного симфонического оркестра, единственного в 30-е годы симфонического коллектива во всем Поволжье. Незаметно, без рекламы и широковещательных афиш вступил в жизнь коллектив, которому суждено было сыграть значительную роль в культурной жизни республики.

Руководил оркестром С. Габер - опытный музыкант, уроженец Варшавы, получивший образование в Польше и Германии. В Чебоксары он приехал после знакомства с заведующим Чувашским музыкальным техникумом композитором С. Максимовым, который подыскивал для работы хороших специалистов из разных городов страны. В одном из писем С. Габер писал: «Чувствую себя вполне компетентным в деле организации симфонического и духового оркестров... Заранее представляю себе работу в вашем техникуме, если это дело недавно начато. Будучи крайне заинтересованным в изучении чувашской народной музыки, я бы поехал к вам весьма охотно...»

Основной костяк первоначально очень скромного по составу коллектива сложился из студентов и педагогов Чувашского музыкального техникума. С первых лет своего существования оркестр отличался определенной культурой и профессионализмом, поскольку в нем работали высококвалифицированные музыканты, выселенные в 30-е годы из Ленинграда. В Чебоксары приехали виолончелисты Л. Остен-Сакен, М. Виноградов, А. Тимкин, скрипачи В. Замыко, Р. Молочников, Р. Тихомиров (впоследствии народный артист СССР, режиссер Ленинградского театра оперы и балета им. С. Кирова), альтист В. Крылов, гобоист Г. Конрад, дирижеры Г. Благодатов, И. Альтерман и многие другие.

Огромное впечатление произвело выступление оркестра в июле 1932 года на концерте Олимпиады чувашского искусства. Одновременно с созданием коллектива развивалась и чувашская симфоническая музыка. 6 июля 1932 года впервые прозвучала «Увертюра на чувашские темы» В. Кривоносова в оркестровке С. Габера. Позднее первый дирижер сделал оркестровки симфонической фантазии «Сарнай и палнай» Ф. Павлова, множество других партитур.

В 1932 году оркестр участвовал в декаде Чувашской музыки в Нижнем Новгороде, не раз выезжал с концертами по районам Чувашии, в том числе для выступлений на национальном празднике «Акатуй». В 1937 году с большим успехом прошли летние гастроли в Челябинске.

В начале Великой Отечественной войны, в связи с уходом на фронт ведущих исполнителей, концертная деятельность была временно приостановлена, но уже в 1942 году она возобновилась. Знаменательным событием стало участие нескольких бывших музыкантов Чувашского симфонического оркестра в Москве в историческом параде Победы 24 июня 1945 года. В сводном оркестре на Красной площади удостоились чести играть флейтисты Ф. Чемоданов и П. Денисов, кларнетист А. Александров, валторнист П. Григорьев, контрабасисты А. Токарев и М. Александров.

Сразу же после войны, в короткий срок, под руководством главного дирижера В. Ходяшева из небольшой группы музыкантов удалось восстановить полноценный состав симфонического оркестра, который весной 1946 года вновь начал концертную деятельность при Чувашской государственной филармонии. Сохранились многочисленные афиши, программки, фотографии, газетные статьи, рассказывающие о многогранной работе оркестра в послевоенные годы. Музыканты выступали в сельских клубах, парках культуры и домах отдыха, учебных заведениях и воинских частях, участвовали в лекториях и беседах для детей и молодежи. Произведения чувашских композиторов в исполнении оркестра записывались на радио и транслировались из Москвы.

В первые послевоенные годы в составе оркестра работал один из основоположников чувашской профессиональной музыки, композитор С. Максимов (альт). В группе скрипок играли будущие композиторы М. Алексеев и А. Петров, первый чувашский профессиональный музыковед Ю. Илюхин. С фронта вернулись скрипачи Е. Баранов, К. Иустинов, А. Дуняк.

Первоначально репертуар оркестра составляли такие популярные произведения, как увертюры к операм «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта. Вскоре в концертах зазвучали «Чувашская симфония» и симфоническая сюита «Сильби» на материале оперы «Нарспи» В. Иванишина, симфония Г. Воробьева, симфоническая картина «Туй» И. Люблина, увертюра С. Максимова. С каждым годом репертуар пополнялся произведениями русской и зарубежной классики, сочинениями современных композиторов. Успехом у слушателей пользовались солисты В. Замыко и Ф. Егоров (скрипка), В. Сумароков (виолончель), К. Волков (кларнет), позднее - П. Филиппов (виолончель) и А. Иванов (труба).

В Чувашском симфоническом оркестре, еще будучи студентами музыкального училища, начинали свой творческий путь наши земляки, ставшие потом известными музыкантами. Среди них заслуженный артист Чувашии, солист симфонического оркестра Московской государственной филармонии А. Александров (кларнет), народный артист России и Чувашии, солист Государственного академического симфонического оркестра А. Любимов (гобой), заслуженный артист России, солист Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского В. Галкин (валторна), заслуженный деятель искусств Чувашии, доцент Казанской государственной консерватории А. Геронтьев (флейта).

В 1959 году открылась новая страница в биографии симфонического оркестра. Когда в республике организовали музыкальный театр, он в полном составе влился в новый творческий коллектив. За прошедшие годы в репертуаре оркестра появилось более 150 опер, балетов, оперетт, музыкальных комедий. В разное время за дирижерским пультом в театре стояли Л. Волынский, Л. Святославский, М. Алексеев, Л. Ковалев, П. Филиппов, В. Павлов, А. Митрофанов, В. Важоров, Г. Максимов, А. Тихонов, С. Вантеев, Ш. Мегрелишвили, В. Соболев, М. Адамович, С. Кондрашев, С. Филиппович, С. Кисс, Д. Банаев, Л. Привалов. Около полувека пост концертмейстера занимал великолепный скрипач и педагог ЗШапиро.

В дни международных оперных и балетных фестивалей артистам оркестра посчастливилось работать под руководством таких известных российских дирижеров, как Г. Проваторов, В. Рылов, В. Катаев, А. Сиднев (Москва), Ю. Кочнев (Саратов), Л. Корчмар (Санкт-Петербург), Ю. Анисичкин (Воронеж), Т. Ахметов (Казань), В. Прасолов (Йошкар-Ола). За дирижерским пультом стояли и зарубежные музыканты - Р. Манфредини, Л. Куадрини (Италия), Х. Гмюр (Германия), Д. Тротен (Франция).

С оркестром неоднократно выступали выдающиеся оперные солисты И. Архипова, Е. Образцова, М. Биешу, В. Пьявко, З. Соткилава, А. Ведерников, В. Маторин, В. Ванеев и зарубежные гости К. Майрик (США), С. Фредерикс (США), Ф. Коссотто (Италия), В. Керр (Ирландия); солисты балета Н. Павлова, В. Гордеев, Н. Грачева, И. Лиепа, Ж. Аюпова.

Оркестр часто выезжал на зарубежные гастроли, в том числе на Европейский Рождественский фестиваль Иоганна Штрауса, а также в Италию, Испанию, Португалию, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, на Азорские острова. Дарил музыку слушателям Москвы, Уфы, Нижнего Новгорода, Калуги, Ульяновска, Сыктывкара, Саранска, Йошкар-Олы. Незабываемым стало выступление в Светлановском зале Московского международного Дома музыки на открытии II Всемирного Шаляпинского фестиваля, организованного фондом «Таланты мира» (гала-концерт «Парад лучших басов современности», 2016).

Сегодня с музыкантами работают главный дирижер, заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств Чувашии О. Нестерова и дирижер Н. Удочкин. Коллектив оркестра не ищет легких путей в своем деле, что подтверждают концертные программы последних лет. Они отличаются сложностью и большим разнообразием, включают в репертуар такие имена, как Моцарт, Бетховен, Дворжак, Чайковский, Прокофьев, Верди, Танеев, Рахманинов, симфонические произведения Брамса, Малера, Глазунова, Сибелиуса, Равеля, Гершвина, Бернстайна, а также чувашских композиторов.

 


 

Путь чувашского балета

 

История профессионального балетного искусства Чувашии началась 55 лет назад. Его будущие артисты постигали азы профессии в Ленинградском академическом хореографическом училище им. А.Я. Вагановой. В 1957 году группу талантливых детей из Чувашии отправили в знаменитую на весь мир школу танца, и уже в 1966-м они вернулись домой с дипломами профессионалов.

Жизнь чувашского балета началась с большого концерта. Воодушевленные горячим приемом зрителей, артисты взялись за постановки спектаклей, которые требовали высочайшего мастерства солистов и кордебалета. Так в репертуаре появились «Жизель» (билеты на пять первых показов распродали задолго до премьеры), «Шопениана», чувашские балеты «Сарпиге» и «Арзюри» на музыку Федора Васильева. А «первые ласточки» профессионального хореографического искусства Галина Васильева и Юрий Свинцов, Лариса Ивановская и Александр Федоров, Любовь Клементьева и Николай Никифоров, Маргарита Крылова и Нина Дульская, Владимир Иванов и Валерий Александров, Николай Михайлов и выпускник Пермского хореографического училища Константин Бирюков стали настоящими звездами Чувашии.

С 1997 года в театре проходит Международный балетный фестиваль, благодаря чему у артистов появилась возможность общаться и учиться у представителей современного музыкального театра со всего мира. В разные годы дорогими гостями фестиваля были народные артисты СССР Надежда Павлова (уроженка Чебоксар) и Вячеслав Гордеев, Илзе Лиепа и Надежда Грачева, Юлия Махалина и Мария Аллаш, Жанна Аюпова и Анна Дорош. Свои спектакли в Чебоксарах представляли ведущие российские и зарубежные коллективы - Театр фламенко Томаса де Мадрид (Испания), Балет Евгения Панфилова (Пермь), Эксцентрик-балет Сергея Смирнова (Екатеринбург), Театр балета Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург), Театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, московские театры «Корона русского балета» и «Новый Балет», театры оперы и балета из Самары, Нижнего Новгорода, республик Коми, Татарстан, Удмуртия, Марий Эл.

С чувашской труппой неоднократно сотрудничали известные хореографы-постановщики Михаил Лавровский, Вадим Бударин, Борис Бланков, Юрий Пузаков, Борис Мягков, Анатолий Емельянов, Анна Алексидзе, Давид Авдыш, Елена Фирсова-Васюкович, Андрей Меркурьев, Софья Гайдукова, Константин Матулевский. Серьезной школой хореографического мастерства стал балет «Лебединое озеро», который свел чувашскую труппу сразу с двумя звездными парами балетмейстеров. Премьеру 1980 года готовили заслуженная артистка России Нина Стуколкина (выпускница самой Агриппины Вагановой) и ее супруг, заслуженный артист России Алексей Андреев. Премьеру 1988 года - народные артисты СССР, блистательные солисты Мариинского театра Наталия Дудинская и Константин Сергеев, творческий союз с которыми можно назвать настоящим подарком судьбы.

Одна за другой на театральном небосклоне республики зажигались новые звезды балетной сцены. Ольга Серегина, Татьяна Андреева, Елена Лемешевская, Татьяна Альпидовская, Светлана Львова, Галина Никифорова, Айдар Хисамутдинов... Их имена вписаны золотыми буквами в музыкально-театральную летопись Чувашии, а образы, созданные за многолетний творческий путь, пленяют яркостью и многоплановостью. Современную сцену невозможно представить без Анастасии и Дмитрия Абрамовых, Марианны и Андрея Субботиных, Анны Серегиной и Алексея Рюмина, Ульяны Альпидовской и Фарходжона Камолова, Ангелины и Дмитрия Поляковых, Виктории Севоян и Юлии Рункиной. Многие годы художественное руководство труппой в руках Данила Салимбаева. Сегодня в репертуаре театра более 20 балетных спектаклей. Среди них шедевры мировой классики - «Дон Кихот», «Баядерка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», образцы современной хореографии - «Не дай мне уйти», «Барокко», «Титан'иЯ», «Болеро», «Симфонические танцы», «Золушка», национальные чувашские постановки - «Сарпиге», «Аттила. Рождение легенды», «Дорога лебедей».

Чувашский балет вступил в эпоху творческой зрелости. Сегодня, в юбилейный для него год, мы благодарим всех, кто начинал эту удивительную историю. Дорогие ветераны, без вашей самоотверженности и преданности великому искусству танца многое бы не свершилось, не удалось, не состоялось. Благодаря вашему таланту, невероятной самоотдаче и неиссякаемому вдохновению балет Чувашии стал гордостью не только республики, но и всей страны, ведь чувашскую труппу знают далеко за ее пределами.

Из многочисленных гастролей артистов самыми значимыми стали выступления в Каире на Днях культуры Чувашии в Египте (1995), Испании на Рождественском фестивале И. Штрауса (1999, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008), на фестивалях «В гостях у Ларисы Гергиевой» (Владикавказ, 2012), «Болдинская осень» (Нижний Новгород, 2014), «Эстетика танца» (Ярославль, 2017), «Волжские театральные сезоны» (Самара, 2016, 2020). Балетную труппу из Чувашии знают в Германии, Франции, Италии, Австрии, Швейцарии, Лихтенштейне, Беларуси и во многих уголках России. 

 

Фото из архива Чувашского государственного театра оперы и балета


Фотогалерея