Ушла вместе с театром / Светлана Отченашенко (Мариуполь)

Выпуск №10-250/2022, Вспоминая

Ушла вместе с театром / Светлана Отченашенко (Мариуполь)

Ее заваливали цветами везде, где бы она ни выступала - на родной сцене театра, на вечерах поэзии, на творческих встречах... Она была суперпопулярна, ее по-настоящему любила публика, окружала масса поклонников. Конечно, ее любили за талант, но еще за какую-то особенную лирическую интонацию, доходящую прямо до сердца. И за то, что в каждой роли, в каждом поступке присутствовало яркое, неповторимое личностное начало.

Светлана Отченашенко была действительно выдающейся личностью. «Ни единой долькой не отступалась от лица» ни в чем - ни в ролях, которых было множество, ни в гражданской позиции, ни в своих выступлениях и статьях (а она печаталась в центральных изданиях Советского Союза), ни в спорах с чиновниками от культуры. Была бескомпромиссна, чем, наряду с народной любовью, снискала немало недоброжелателей.

Она была народной артисткой Украины, одной из самых известных в стране, ведущей актрисой Донецкого академического областного драматического театра в Мариуполе. Несколько странное название связано с тем, что в 60-х годах ХХ века крупный промышленный город Мариуполь (тогда Жданов) мог претендовать на статус областного, статус не получил, но театр остался областным. Это один из старейших русских театров Украины, основателем которого был близкий родственник великого русского художника Архипа Куинджи, уроженца Мариуполя.

В 16 лет на почве нервного потрясения Светлана ослепла, полтавскую девочку спас московский профессор, но велел: никаких актерств, никаких эмоциональных нагрузок. Она не послушалась.

Выпускница Студии при Киевском театре им. И. Франко и Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, Отченашенко органично сочетала две национальные театральные школы - украинскую с ее поэтичностью, музыкальностью, сочной характерностью и русскую с тонким психологизмом.

Деятельному, активному складу ее натуры всегда соответствовал общественный статус - она была комсоргом, другими «оргами», народным депутатом, председателем городской организации СТД Украины. Но сколько неофициальных титулов можно было применить к явлению, личности по имени Светлана Отченашенко! Она была адептом высокого, взыскательного, настоящего искусства. Она была хранительницей, берегиней большого театра-дома.

Талантливая актриса была известна за пределами Украины, ее неоднократно приглашали театры Москвы и Ленинграда, но она на протяжении более полувека верно и преданно служила Мариупольскому театру.

Звездой мариупольской сцены Светлана стала вскоре после прихода в театр, отличавшийся тогда, в 60-е годы, очень сильной труппой. Она - молодая героиня, лирическая инженю сразу включилась в репертуар. Играла молодых современниц, сказочных персонажей, побывала в амплуа травести. Переломной, позволившей явить не просто обаяние молодости и красоты, но и черты творческой индивидуальности, стала роль Виктоши из «Сказок старого Арбата», которой восхищался сам автор Алексей Арбузов.

Определяющей чертой этой индивидуальности стала гордая женственность, немеркнущее женское начало. Ее героини так или иначе воплощали бунтарскую стихию, воспринимали свое женское предназначение как идеальное и страдали из-за того, что действительность не позволяла его реализовать. Роли к ней приходили своевременно, так, во всеоружии очарования, молодого задора она создала ряд образов в «комедиях плаща и шпаги»: Нису в «Дурочке», Диану в «Собаке на сене», Элену в «Рабе своего возлюбленного» Лопе де Веги, Анхелу в «Даме-невидимке» Кальдерона.

В период творческой зрелости к ней пришла совсем иная роль - народный, национальный характер: Настена из «Живи и помни» В. Распутина в постановке А. Утеганова.

Очень неожиданной была ее Агафья Тихоновна в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, признанная лучшей женской ролью на международном театральном фестивале. Комичность, нелепость внешнего облика героини сочеталась с трогательной верой - в настоящую любовь, наивную мистику, предзнаменования. В спектакле Станислава Непряхина актриса проникновенно играла поруганное чувство, невоплощенную мечту.

Вовремя пришли к ней и чеховские образы - Аркадина в «Чайке» и Раневская в «Вишневом саде».

Заслуженной артисткой Украины она стала рано - в 27 лет. Звание получила в один день со своим Мастером, главным режиссером театра Александром Утегановым. При нем Мариупольский театр в 60-80-е годы достиг небывалых творческих высот. На всю жизнь она, человек благодарный, сохранила признательность своему Учителю. А звание народной артистки подзадержалось, во многом из-за непокорного характера, официальные круги всячески тормозили присвоение.

В трудные 90-е Светлана Отченашенко вошла в роль директора театра. Ее на эту роль «распределил» коллектив. Вытянула театр из прорыва и через год и три дня (!) добровольно передала полномочия.

Говорят, характер - это судьба, она тому наглядное подтверждение. И на сцене, даже в небольших ролях, она всегда стремилась воплотить и характер, и судьбу персонажа.

Вехой на творческом пути актрисы стала роль Абби из пьесы «Любовь под вязами». Она сыграла в чистом виде трагедию любви, при этом вполне земную женскую страсть, чувственное страстное начало, присутствующее в пьесе Юджина О'Нила, увлекавшегося Фрейдом.

Недооцененной осталась блистательная «Чайка» Владимира Балкашинова, сейчас она, наверно, могла бы претендовать на «Золотую Маску». Эта «Чайка» действительно была комедией, как и обозначено у Чехова. На сломе эпох режиссер воплотил атмосферу идейных блужданий, кризисное состояние культуры. Светлана Отченашенко в острохарактерном, почти гротескном рисунке образа Аркадиной сыграла всё обольщение и проклятие театра. То, чем она сама жила на протяжении творческой биографии.

Счастливой сценической судьбы не имела и, наверно, лучшая ее роль - Мария Каллас в спектакле «Мастер-класс» по пьесе Т. Макнелли. Спектаклю, который киевские критики называли бриллиантом репертуара, в силу нетворческих причин была суждена короткая жизнь. Это был страстный, исповедальный, виртуозный спектакль о творчестве, о поисках истины и совершенства. Светлана воплотила тот способ жизни, который обозначен слегка переиначенной строкой Мандельштама: «Так пой же на разрыв аорты». Поражала изумительная пластика рук - то они простирались в мольбе, то стремились объять весь мир. Она не изображала культурный миф ХХ столетия по имени Мария Каллас. Это была исповедь актрисы Марии Каллас, которая становилась также исповедью актрисы Светланы Отченашенко - по поводу жестокости этой профессии, беспощадной к тем, кто наиболее преданно ей служит. Сценический образ наполнялся глубоким личным, личностным содержанием.

Актриса Отченашенко всегда оставалась перфекционисткой. В интервью говорила: «Это мучительная профессия, потому что ты никогда не обретешь статус мастера. Его могут присвоить только в служебной графе, для себя этого статуса ты никогда не обретешь».

Когда не было ролей, она готовила чтецкие программы. Одной из первых исполняла «Реквием» Анны Ахматовой, читала Марину Цветаеву, украинскую поэтессу Лину Костенко. Признавалась: «Эти программы помогают мне совершенствоваться, обретать себя через общение с высокой поэзией». Сделала моноспектакль на украинском языке, потрясающе воплотив трагический образ матери из поэмы А. Довженко «Мать». Она одинаково владела русским и украинским языками, для нее это была единая культура, связанная множеством взаимных токов, тонких капиллярных проникновений.

Созданные Светланой Отченашенко образы должны золотой страницей остаться в истории русского театра Украины. Если будет кому эту историю написать.

В марте 2022 года здание Мариупольского театра было разрушено. Рухнул и дом Светланы, на котором была установлена мемориальная доска памяти ее мужа, заслуженного деятеля искусств Украины, скульптора Ефима Харабета.

Несколько лет назад в стихотворении, посвященном Ефиму, Светлана написала:

 

Почему говорится: «Его не стало»,
Если мы ощущаем его непрестанно,
Если любим его, вспоминаем, если -
Это мир, это мы для него исчезли.
Неужели исчезнут и эти ели
И этот снег навсегда растает?
Люди любимые, неужели
вас
у меня не станет?..

В апреле 2022 года народной артистки Украины Светланы Отченашенко не стало...

Фотогалерея