Упражнения в гениальности / "Обратная сторона медали" в Театре им.Евг. Вахтангова

Выпуск №1-251/2022, Премьеры Москвы

Упражнения в гениальности / "Обратная сторона медали" в Театре им.Евг. Вахтангова

Театр имени Евгения Вахтангова начинает отсчет нового этапа своей истории. И вступает в него, не теряя собственного достоинства и уважения публики. Труппа обратилась в Министерство культуры с просьбой дать возможность какое-то время работать без художественного руководителя. Главный довод коллектива - Кирилл Крок как директор, Юрий Бутусов как главный режиссер и художественный совет театра в состоянии обеспечить нормальный творческий процесс. Во всяком случае - в обозримом будущем. Надо отдать должное министру Ольге Любимовой. Она приехала в театр, выслушала мнение коллектива и - случай практически уникальный в нынешней театральной повседневности - согласилась с аргументами вахтанговцев. Благоразумие и трезвая оценка ситуации позволили разрешить сложную проблему оптимальным образом. Нельзя не признать, что в данный момент отечественный режиссерский корпус не может выдвинуть фигуру, способную возглавить театр, больше десяти лет являющийся очевидным лидером в негласной табели о рангах российской сцены.

Так совпало, что первая премьера «новой истории» вахтанговцев состоялась буквально через три дня после знаменательной «встречи в верхах». Пьесу «Обратная сторона медали» Флориана Зеллера, одного из самых востребованных сегодня французских драматургов, поставил актер Эльдар Трамов, ассистировавший Римасу Туминасу на спектакле «Война и мир». Дебют Эльдара в режиссерском амплуа мог состояться несколькими годами ранее, когда Туминас собирался ставить спектакль «Мать и сын» - своего рода сюиту из фрагментов мировой литературы, объединенных общей темой. Тогда Трамов уже начал было репетировать отрывки, но в жизнь этот замысел воплощен не был. А через какое-то время Туминас предложил ему стать ассистентом на «Войне и мире».

Почему именно Трамову - актеру, не имеющему режиссерского образования, а не кому-то из своих многочисленных учеников? Все они оказались заняты собственными постановками? Или выросли настолько, что ассистентура даже на такой постановке их не прельстила? Не исключено. Тем не менее, рискнем предположить, что была и причина иного порядка - безграничная преданность Трамова родному театру и его исключительный внутренний слух. Он ловит малейшую неточность, не говоря уже о фальши, будь то актерская игра, световая и звуковая партитура. Возможно, именно этот профессиональный максимализм и пришелся по душе Туминасу. Как бы то ни было, Римас Владимирович еще в ходе работы над романом Толстого благословил своего соратника на самостоятельную постановку.

Выбор Трамова пал на «Обратную сторону медали» Зеллера, которая в России ни разу не ставилась. Написана она еще в 2016-м, на два года раньше «Сына» - последней части знаменитой «семейной трилогии» («Мама» - 2010, «Папа» - 2012), прочно обосновавшейся на отечественных подмостках. Эта пьеса демонстрирует нам драматурга, не похожего на автора увенчанных разнообразными наградами «Мамы-Папы-Сына». Да, перед нами снова психологический триллер на бытовой почве, но на сей раз не макабрический, а ироничный. Зеллер словно забывает о своей неизбывной мизантропии. Не стремится загнать своих персонажей в глухой угол, откуда нет выхода, разве что в психиатрическую клинику или небытие. Наоборот, искренне им сочувствует, позволяя находить вполне приемлемые способы решения проблем, которые он обрушивает на их головы. И даже разрешает себе шутить и смеяться вместе с ними.

Единственное, в чем драматург остается верен себе, так это в пристрастии к внутренним монологам. Он и на этот раз отмеривает их с неописуемой щедростью. Впрочем, чрезмерными они не выглядят: в том положении, в каком оказались герои, только самому себе и можно признаться, что ты чувствуешь на самом деле. Ситуация, как это обычно и бывает у Зеллера, обыденна. Даже банальна. В гости к «академической» паре (он - солидный литературный редактор, она - преподает всемирную историю в университете), уже лет двадцать пребывающей в добропорядочном и скучном браке, является давний друг семьи, только что покинувший умницу-жену ради юной сексапильной красотки - то ли барменши, то ли стриптизерши.

Белое и черное. Мечта и реальность. Лицевая сторона, выставляемая на всеобщее обозрение, и оборотная, которую нужно понадежней спрятать от посторонних глаз. Сценограф и автор костюмов Максим Обрезков и художник по свету Александр Матвеев оперируют только двумя цветами. Но так искусно, что они играют десятками оттенков, передавая тончайшие нюансы переживаний персонажей. Всполохи синего и красного в «немых сценах» только усиливают впечатление. На сцене ничего лишнего. Антрацитово-черное кресло - «камера-одиночка» - где время от времени уединяются герои, чтобы поговорить с собой по душам. Кипенно-белый диван - арена для гладиаторских боев по схеме двое против одного (больше трех человек на нем просто не уместится). И сервировочный столик, уставленный бутылками и бокалами, на дне которых персонажи пытаются найти истину. Каждый - свою.

Очаровательная дурочка Эмма (Ася Домская пунктиром намечает в своей героине «архетип» Мерилин Монро) совсем не так глупа, как кажется на первый взгляд. Она понимает: чтобы заарканить стареющего бонвивана, уставшего от семейной рутины, большого ума не требуется. Однако добычу нужно удержать на аркане как можно дольше, и одних только длинных ног для этого недостаточно. Оставшись наедине с собой, Эмма стирает с лица привычную гримаску капризной куколки и с аптекарской точностью взвешивает - нужно ли ей завоевывать расположение высокоумных друзей своего избранника, и как ей, девушке из низов, этого добиться. С хозяином дома все просто и ясно. Превратить его жену из злейшего врага в надежного союзника куда сложнее, но находчивая барышня и с этим справилась поистине гениально.

Темпераментный Доминик (Игорь Карташёв сделал своего героя эдаким постаревшим Элвисом Пресли) должен доминировать во всем и над всеми. Двадцать лет он демонстрировал свой идеальный брак, хотя в действительности у них с женой было мало общего. Из года в год тратить отпуск, чтобы лазить по обожаемым ею горам, вместо того, чтобы валяться на пляже и плескаться в море! Неудивительно, что, когда сжатие достигло предела, пружина распрямилась, вдребезги расколошматив образцово-показательную «витрину». Доминик в рисунке Карташёва - школяр, сбежавший с уроков в луна-парк. Но для Доминика наслаждение обретенной свободой будет полным, только если у его торжества есть зрители. Он и в гости напрашивается не столько для того, чтобы легализовать свою пассию, сколько хочет вызвать зависть у старого друга. Возлюбленная - самая юная, какую только удалось раздобыть. Новый «прикид» - самый экстравагантный, какой он может себе позволить. Новая квартира - с самой шикарной верандой во всем Париже, откуда открывается самый прекрасный вид на Эйфелеву башню. Летний отпуск - на самом роскошном морском курорте в самом уютном домике на самом синем побережье. И даже себе Доминик не признается, что на самом деле совсем не так счастлив, как хотел бы...

А что же лучший друг Даниэль? Герой Евгения Князева претерпевает все муки ада, положенные человеку инфантильному. Редактор крупного издательства, он живет в мире большой литературы (для поддержания разговора он намерен выяснить у Эммы, любит ли она Бальзака!), тем и счастлив. Кургузый пиджачок и брюки, которые ему откровенно коротки, судя по всему, помнят Даниэля достаточно юным, и он пребывает в счастливой уверенности, что сей комплект одежды его стройнит и молодит. Во всем, кроме профессии, он беспомощен и нерешителен, как дитя малое. И его вполне устраивает, что функции строгой «няни» взяла на себя жена - умная, решительная и достаточно деликатная, чтобы не дать своему питомцу заметить размеры «манежика», в котором тот существует. Он, возможно, так и умер бы в счастливом неведении, если бы не авантюра Доминика. С этого момента Даниэль попадает в мертвую зыбь гамлетовских вопросов. Чего стоит их с Домиником дружба? Что делать с желаниями, которые пробудила в нем Эмма? Как сохранить свой «манеж», такой привычный, удобный и уютный? Он найдет ответы. И убедит себя в том, что выиграл партию. И даже сочтет себя гением.

Изабель (Яна Соболевская) не станет его разуверять. Как и муж, она играет сразу на трех шахматных досках. Но Даниэль, ведомый своей инфантильностью, все три партии решает одинаково - отказавшись от журавля в небе ради синицы в руках. А Изабель принимает вызов и приводит каждую из партий к блистательному эндшпилю. Вот кому в гениальности не откажешь. Ей с самого начала был не по душе этот визит. С женой Доминика они одного поля ягоды, а тут девица с пониженной социальной ответственностью, зато во всем блеске юности и безмозглости. Университетской даме за-бальзаковского возраста - пусть с идеальной фигурой и отменным вкусом - на этом поле конкурировать практически невозможно. Но Изабель не из тех, кто сдается без боя. Не оплакивать свой возраст, а сделать молоденькую вертихвостку подружкой для походов на фитнес. Не скрипеть зубами от злости, видя в друге дома дурной пример для своего мужа, а по капле вливать ему в уши сомнения в безоблачности и незыблемости его собственного счастья. Не истерить по поводу перспективы оказаться брошенной женой, а при каждом удобном случае дипломатично наводить на мысль, что сладостное опьянение юной страстью неизбежно заканчивается тяжким похмельем, которое солидному мужчине совсем не к лицу. Или просто напомнить этому мужчине, что вы с ним когда-то и в самом деле любили друг друга. Яна Соболевская вместе со своей героиней демонстрируют блистательное сочетание в прекрасном поле ума, решительности и... все побеждающей женственности. Не в этом ли и заключается секрет нашей гениальности, милые дамы?

В первом режиссерском опыте Эльдара Трамова, безусловно, прослеживается сильное влияние Туминаса - та же сдержанность в решении мизансцен, та же лаконичность графического решения пространства. Есть даже «человек театра» (героиня Светланы Йозефий обозначена просто - Она), вмешивающийся в происходящее в нужный момент. Но в отличие от Туминаса, режиссера-философа, Трамов ищет себя как режиссер-практик. Судьбы конкретных людей его волнуют больше, чем экзистенциальные обобщения. «Копирование» работ выдающихся предшественников - неотъемлемая часть постижения ремесла. Трамов не боится быть учеником, будем надеяться, что у него хватит смелости стать мастером. Во всяком случае, заявка сделана.

 

Фото Валерия МЯСНИКОВА

Фотогалерея