В формате Гоголя. И вне формата/ Театральный фестиваль «Играем Гоголя!»

Выпуск №1-121/2009, Фестивали

В формате Гоголя. И вне формата/ Театральный фестиваль «Играем Гоголя!»

Продолжив гоголевские торжества, проходившие по всей стране в честь 200-летия великого писателя, Омский государственный драматический Пятый театр устроил собственный гоголевский фестиваль, проведенный при поддержке губернатора и министерства культуры Омской области.

Как же было Сибири не откликнуться на гоголевский юбилей и не отметить его фестивальным проектом? Ведь Гоголь сегодня один из самых играемых классиков, а наша современная действительность полна гоголевских сюжетов и типажей, подтверждающих вечный кризис русского общества и неизменность русского человека. И мы уже давно нашего театра без Гоголя не представляем. Гоголь кажется бесконечным, бездонным. Его играют, играют, играют – и вновь хотят играть еще. Потому Пятый театр создал фестиваль «Играем Гоголя!» с импровизационной легкостью, пригласив на свою сцену репертуарные гоголевские спектакли соседних городов. Сам же оказался обладателем наибольшего количества гоголевских постановок в Омске – предложив их все в фестивальной программе.

В результате город получил настоящий праздник. На открытии фестиваля (как и в последующие дни) гоголевская атмосфера царила на всех этажах театра, где старосветские помещики угощали домашней наливкой и пирожками по старинным рецептам, а в руках зрителей можно было увидеть газету «Мiргородскiя вЪдомости». В этих гоголевских днях участвовал весь Омск, местные же школьники блеснули роскошной выставкой живописи, костюмов и литературных сочинений на гоголевские темы, с которыми можно было познакомиться тут же, в фойе. Сам фестиваль состоял из спектаклей, отнюдь не поставленных «к дате», а уже утвердившихся в репертуаре и являющих картину повседневного «гоголевского спроса» сибирских сцен.

Фестивальная программа обнаружила большой интерес сибиряков к мистическому гоголевскому Петербургу. Что подтвердил Омский академический театр драмы спектаклем молодого режиссера Тимофея Кулябина «На Невском проспекте» (см. «СБ, 10» № 10-90), где объединились четыре петербургских повести, а сюжет, по нынешней постмодернистской моде, вместил в себя «всего Гоголя сразу». Петербург здесь возникал как фантастический и мистический образ, где встречаются и корреспондируют друг с другом знаменитые гоголевские персонажи – майор Ковалев, Башмачкин, Поприщин, поручик Пирогов. Петербург возникал как вечный фантазм со своими образами-архетипами, и все они оказывались друг с другом заодно, являя нам действительно некий «гоголевский космос».

Константин Рехтин привез из города Тары, из Северного драматического театра им. М.А.Ульянова, трагифарс «С носом» (см. «СБ, 10» № 9-119), создатели которого также заявляли: «Играем всего Гоголя!». Гоголевские темы здесь также сливались в нечто неделимое, дополняя и оплодотворяя друг друга. Перетасованные сюжеты «Носа» и «Женитьбы» напоминали некие паззлы, из которых зрителю предлагают составить цельную картину гоголевского мира – на самом же деле приучая к тому, что «Гоголь везде», дробящийся и соединяющийся в любых комбинациях.

Всевозможные инсценировки, фантазии и «игры в Гоголя» считаются хорошим тоном у сегодняшних режиссеров, прививающих нам «комплексный» взгляд на его сюжеты. К тому же Гоголь безбрежен: он может и веселить нас, и дарить философский опыт – и каждый высказывается на его территории соответственно своему вкусу и устремлениям. Как, например, Михаил Заец, поставивший в Тюменском молодежном театре «Ангажемент» «Вечера на хуторе близ Диканьки»(см. «СБ, 10» № 6-116) - безоблачный образец массовых народных гуляний, которые можно показывать на любой городской площади в праздничные дни.

Хозяева фестиваля, задававшие на нем тон, показали Гоголя очень разного – настолько же, насколько непохожи друг на друга разные режиссеры, ставящие на этой сцене, открытой всевозможным направлениям и представляющей собою некую Омскую «розу ветров». В основном это была молодая режиссура, пробующая себя сейчас на всех сценах страны.

Марина Глуховская, продолжив тему вольных фантазий, представила «сентиментальное путешествие окрест Миргорода» под названием «Старосветская история», в коей господин N, автор очерков и заметок из миргородской жизни, рассказывает нам историю старосветских помещиков. Она же выступила и постановщиком спектакля «Фердинанд VIII», с которым соревновались «Записки сумасшедшего» Абаканского «Antiteatrа» в режиссуре Володи Гордеева. А молодой режиссер Даниил Безносов показал в Пятом театре до удивления традиционное прочтение Гоголя в своем спектакле «Мертвые души», названном просто и без затей «сценами из поэмы».

Безусловным же фестивальным триумфатором стала «Женитьба» Пятого театра, поставленная Анатолием Праудиным несколько лет назад, но до сих пор являющаяся любимым спектаклем омских театралов. Этот редкостно красивый спектакль, содержащий глубокие экзистенциальные размышления о человеке, с годами лишь набирает силу, ничего не утрачивая из своего образного и эмоционального ряда.

«Играем Гоголя!» – первый опыт Пятого театра в организации фестиваля русской классики. Поэтому я попросила рассказать о нем директора театра Александру Юркову, которой принадлежит идея создания фестиваля.

 

- Александра Илларионовна, первый фестиваль, который вы создали в Пятом театре, – это «Молодые театры России». Он пользуется большим авторитетом в стране.

- И в октябре 2009 года пройдет уже седьмой раз. А ведь в нашем городе не было никаких фестивалей до того, как мы придумали этот!

- Да, это крупный проект, на который, вероятно, у вас и так уходит много сил, однако вот вы придумали еще «Играем Гоголя!»…

- Но ведь дата-то какая серьезная – 200 лет Гоголю! К тому же это великий драматург, в пьесах которого столько замечательных ролей для актеров! Вот сейчас, например, мне кажется, не время пьесы «Гамлет». А для Гоголя – самое время. И я вижу, что гоголевскими темами и персонажами буквально заполнена наша жизнь, кипящая аналогичными фантасмагориями и авантюрностью. А этот фестиваль мы создали за очень короткий срок, всего за два месяца, просто пригласив на него близлежащие города – Тюмень, Абакан, Тару – и, конечно, Омский академический театр драмы. И ровно половину фестивальной программы составили спектакли нашего Пятого театра.

- На вашем гоголевском фестивале в залах не было ни одного свободного места…

- Да ведь у нас очень театральный город. К тому же наш театр – сам по себе удивительно теплый, намоленный, зритель его очень любит! И мы видели, как интерес к фестивальным спектаклям рос буквально день ото дня.

- Мне кажется, своим фестивалем вы подарили городу истинный праздник! И сейчас, когда он уже закончился, какие, на ваш взгляд, обозначились плюсы и минусы?

- Например, мы неожиданно выяснили, что в нашей фестивальной программе не было «Ревизора» (который так актуален для сегодняшнего момента) – и это было даже забавно. Ну и хотелось бы, конечно, расширять фестивальную географию.

- Кстати, Пятый театр можно сравнить с Театром им. Вл.Маяковского, где также идет наибольшее в Москве количество гоголевских спектаклей. Почему такой интерес? Ведь он появился, конечно, не ради фестиваля?

- Гоголя ставили разные режиссеры и в разные годы: несколько лет назад Марина Глуховская - «Старосветскую историю», Анатолий Праудин – «Женитьбу», которая считается одной из серьезнейших работ нашего театра. Потом Глуховская поставила и второй свой спектакль, по «Запискам сумасшедшего». А «Мертвые души» появились совсем недавно.

- Все знают, что ваш театр много ездит. На каких же фестивалях он еще не побывал? О чем мечтаете?

- В Эдинбург, например, хотелось бы. А вообще-то, мы сейчас очень востребованы. Например, был год, когда мы побывали на одиннадцати фестивалях! И если вы спросите меня, как нам это удалось, я скажу, что и сама не знаю. Но актерам это необычайно полезно! Ведь они обязательно должны как можно больше ездить и впитывать впечатления от окружающего театрального мира.

- Александра Илларионовна, вас как директора Пятого театра знает вся страна. К тому же вы очень притягательный человек: рядом с вами интересно находиться, говорить на самые разные темы, не только о театральных проблемах, набираться вашей энергетики… А ведь начинали вы свой путь с заместителя директора Омской драмы?

- Да, именно в Омском театре драмы я прошла неоценимую школу, работая в окружении его замечательных актеров и режиссеров, которые научили меня всему самому важному для моей дальнейшей жизни…

- Трудно ли самой быть директором театра? Ведь, казалось бы, совсем не женская профессия.

- Женщине, в силу ее менталитета, свойственно ощущение театра именно как своего дома, свойственно ощущение хозяйки, со всей ответственностью относящейся к своим стенам. Да, когда я прихожу в министерство, и вообще к начальству – я сугубо официальный директор. А своих актеров и всех людей, с которыми я в театре работаю, я чувствую своими партнерами. Иногда, как без того, приходится и кричать, и ругаться, чтобы достучаться до кого-то – но мне всегда жаль подобной траты времени и сил. И я стремлюсь добиваться всеобщего понимания в коллективе, выстраивая продуктивные партнерские отношения.

- Кстати, мне-то показалось, что вы вообще не склонны к повышению голоса и «распеканиям», напротив, у вас совсем иной стиль – элегантной и сильной светской женщины, владеющей любой ситуацией и умеющей разрулить ее безо всякого напряжения.

- Иногда не получается и тогда приходится прибегать к «искусству интонирования». Конечно, в театральной работе необходима постоянная «гимнастика ума», ведь театр – это маленькое государство, где и финансы, и хозяйство, и техника, и творчество, и живые люди. Словом, целое производство, в котором я все должна понимать, вплоть до бухгалтерии. И, не имея юридического образования, я должна знать все законодательные документы, а не имея режиссерского и актерского – хорошо разбираться в том, что происходит на сцене.

- Мне кажется, трудно работать без главного режиссера, на плечи которого могла бы лечь часть театральных забот.

- Безусловно. Но ведь все главрежи, что у нас работали, были москвичами, здесь появлялись лишь наездами, и все равно их взгляды были направлены в сторону Москвы. В подобном случае происходит некий самообман: директор говорит, что у него есть главреж, а душа и сердце главрежа все равно где-то там, в столицах. И у этого человека все равно нет настоящей ответственности за Пятый театр, а у Пятого театра нет уверенности в этом человеке и ощущения стабильности.

- Вы человек очень энергичный, у вас кладезь идей, и если уж вы осуществили первую пробу фестиваля русского классика, то почему бы вам не развивать эту линию дальше – не организовать, например, тургеневский, пушкинский, чеховский фестивали – независимо от крупных центральных форумов Москвы и Петербурга?

  • А что? Можно об этом подумать!

  • - Александра Илларионовна, фестиваль «Играем Гоголя» успешно завершился, но наверняка впереди новые эксклюзивные творческие проекты...

  • По окончании 18-го сезона с 29 июня по 4 июля театр совместно с финским театрально-информационным центром при поддержке Европейского Союза проведет летнюю театральную школу «Методы современного европейского театра». К участию в работе школы приглашаются артисты омских театров, а также студенты вузов и колледжей отделений актерского мастерства. Будут организованы мастер-классы, семинары, эскизные показы пьес финских и шведских драматургов. Все занятия спланированы в помещении Пятого театра. Школа пройдет в рамках программы сотрудничества в области культуры между Европейским Союзом и Россией и является частью проекта в сфере театрального искусства «Семена воображения». Автор проекта Риитта Сеппела. Пятый театр является единственным партнером программы за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Творческое сотрудничество продлится на VII Международном фестивале «Молодые театры России» с 24 по 31 октября. Планируются совместные постановки пьес финских драматургов Мики Мюллюахо «Паника» и Бенгта Альфорса «Лифтоненавистник», представленные в 2008 году на Лаборатории современной драматургии. В программе фестиваля презентация проекта, региональный форум и другие мероприятия. Афиша фестиваля будет представлена пятнадцатью театрами. Среди них «Ведогонь-театр» из Зеленограда, Театр музыки и поэзии под руководством Е.Камбуровой, польский театр «APART», Национальный молодежный театр республики Башкортостан и многие другие. Омичи увидят спектакли в режиссуре А.Кузина, И.Поповски, Г.Цхвиравы. Гостями фестиваля станут Александр Филиппенко в итальянском проекте «Фауст-мистерия», Анатолий Праудин, который проведет мастер-класс. В декабре в рамках фестиваля «Молодые театры России» будет показан спектакль Театра Наций «Рассказы Шукшина» с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. Так что впереди у Пятого театра по-прежнему интересная творческая жизнь.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.