Человек-эпоха / К 100-летию со дня рождения Александра Ривмана

Выпуск №2-252/2022, Дата

Человек-эпоха / К 100-летию со дня рождения Александра Ривмана

Сто лет назад, 17 октября 1922 года близ Винницы, в небольшом городке Хмельник родился режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР, почетный гражданин города Сызрань Александр Авраамович Ривман, спектакли которого и по сей день в памяти поклонников театрального искусства.

Родители, актеры-любители, с детства привили Саше страсть к театру. Пятнадцатилетним парнишкой в симферопольской школе № 40 он создал драматический кружок, который назвал театром одноактной пьесы и поставил в нем пушкинского «Каменного гостя», чеховский драматический этюд «На большой дороге», комедию Маяковского «Клоп». Вспоминая то время, он удивлялся высоте собственных творческих притязаний и смелости в работе над таким совсем не детско-юношеским репертуаром.

Семнадцатилетним влюбленным в театр романтиком Саша Ривман ушел на фронт, попал под Брянском в окружение, был несколько раз ранен, чудом выжил, всю жизнь носил в себе один из осколков и при этом никогда не считал себя инвалидом войны. Когда окончилась война, он, наконец, осуществил давнюю мечту, поступив в Киевский театральный институт.

Первые режиссерские работы Ривмана состоялись в театрах Каменец-Подольска, Коврова, Бельц. В Сызрань он приехал в 1956 году. И город, и театр настолько пришлись ему по душе, что жить без них он уже не мог. Прослужив режиссером в Сызранском драматическом театре имени Алексея Толстого полвека, став на долгие годы его негласным творческим лидером, Александр Ривман не стремился к должностям и званиям, несколько раз временно исполнял обязанности главного режиссера, в 1980-1986 годах работал главным режиссером, и даже выйдя на пенсию, продолжал ставить спектакли. Впрочем, не все в его творческой биографии складывалось гладко: случались и творческие кризисы, и недопонимания с партийно-советскими руководителями. Однажды обмолвился, что режиссеру небольшого провинциального театра как никому другому приходится изо дня в день бороться буквально за каждого зрителя, за то, чтобы на сцене царило искусство, а не развлекающий публику сиюминутный театральный ширпотреб.

Судя по архивным материалам, первый по-настоящему творческий взлет Сызранского драматического театра начался в 1954 году спектаклями Бориса Володарского и Константина Шахбазиди. Тогда же в театр пришел и Александр Ривман. «В Сызрани было все, - вспоминал он, - и удачи, и срывы, и надежды, и разочарования. Поначалу, как самый молодой режиссер, я ставил проходные, несовершенные в плане драматургии пьесы. И все же театральная провинциальность не для Сызрани. Да, рутина затягивала, но постепенно число таких компромиссов все же уменьшалось, хотя на протяжении многих лет в течение сезона мне приходилось выпускать по пять-шесть новых спектаклей, и они не могли быть одинаково удачными. В режиссерской профессии меня больше всего привлекает возможность показать на сцене внутреннее преображение человека. Не случайно мой учитель, народный артист СССР Константин Павлович Хохлов говорил, что режиссер должен взять камень и сотворить из него легенду...»

«Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова, «Дурочка» Лопе де Веги, «Деньги для Марии» В. Распутина, «Золотая карета» Л. Леонова, «Три сестры» А.П. Чехова, «Хищница» О. де Бальзака, «Последние» М. Горького, «Иркутская история» А. Арбузова, «Проснись и пой» М. Дьярфаша, «Куст рябины» С. Алешина, «Свидание в предместье» А. Вампилова - Ривману были близки русская и мировая классика, современная драматургия. Не заигрывая с публикой, он, что называется, растворялся в авторском замысле и в актерах, был приверженцем психологического театра. Требовательный к себе и к окружающим, и при этом бескорыстный, в чем-то даже наивный, был бесконечно предан театру, дневал и ночевал в нем. В его спектаклях раскрылись актерские таланты Бориса Карыгина, Ивана и Любови Скляревских, Сергея Белого, Зинаиды Мезиной, Веры и Константина Гуровых, Евгения Юрковского, Лидии, Андрея и Татьяны Дымовых...

Авторы популярных детективов Юлиан Семенов, братья Аркадий и Георгий Вайнеры, побывав в Сызранском театре на премьере спектакля по написанной в соавторстве пьесе «Ощупью в полдень», несколько дней спустя написали Александру Ривману письмо, сохранившееся в личном архиве режиссера. На трех страницах машинописного текста, отпечатанного с двухцветной - черной и красной лентой - подробный анализ премьеры с разбором актерских работ.

Больше двадцати лет продолжалось творческое содружество Александра Ривмана с куйбышевским драматургом Владимиром Молько. В 1965 году состоялась премьера «На одной земле живем» (по пьесе «Тридцать строк»), а затем на основе инсценировок Молько Ривман поставил «Дело Артамоновых» по роману Максима Горького, «Дочерний долг» по повести Евгения Панкова «Голубое озеро», «Огонь» по роману Александра Малышкина «Люди из захолустья», «Хромой барин» и «Пути-перепутья Вадима Рощина» по произведениям Алексея Толстого, «Ветер» по повести Бориса Лавренева. В 1974 году Семен Табачников писал на страницах «Волжской коммуны»: «Сызранцы пытаются средствами искусства говорить со зрителем о самых важных проблемах сегодняшнего дня, проникая в глубь психологии нашего современника».

В Сызранском драматическом театре Александр Ривман поставил более 160 спектаклей, в том числе и множество комедий, хотя не раз говорил, что этот жанр не очень-то и любит. Его режиссерское сердце было отдано А.Н. Островскому: «Доходное место» и «Последняя жертва», «Не было ни гроша...» и «Невольницы», «Бешеные деньги» и «Свои люди - сочтемся». В одной из рецензий на его спектакль «Бешеные деньги» читаем: «Режиссер, не позволяя себе излишних домыслов и отсебятины, добился такого впечатления, словно пьеса была написана современным драматургом, взявшим сюжет из жизни прошлого столетия, но обработавшим его с позиций нашего времени».

С болью в сердце Ривман репетировал спектакли на так называемую «военную тему»: «Русские люди», «Так и будет» и «Случайный вальс» К. Симонова, «Отпуск по ранению» В. Кондратьева, «Прости меня» В. Астафьева, «В списках не значится» и «А зори здесь тихие...» Б. Васильева... На репетициях он рассказывал, как воевал, как бежал в атаку, как раненный в живот, руками поддерживал вываливающиеся кишки. После этого актеры начинали иначе относиться к пьесе.

Режиссер, по его собственному признанию, с интересом наблюдал, как творчески растут его артисты. На сцене Государственного академического Малого театра играет заслуженная артистка России Татьяна Лебедева, в театре «Ленком» - народный артист России Сергей Степанченко, в Московском театре имени А.С.Пушкина - заслуженный артист России Владимир Николенко, много лет художественным руководителем Белорусского национального академического драматического театра имени Горького был народный артист Беларуси Борис Луценко.

Не верится, что уже больше десяти лет Александра Авраамовича Ривмана нет с нами. Вспоминая его, заслуженная артистка России, народная артистка Самарской области Лидия Георгиевна Дымова едва сдерживает слезы: «Он считал, что на сцене должна быть художественная правда, а не изощрения режиссера. Ривман - это человек-эпоха! Ходячая энциклопедия! Почетный гражданин Сызрани, он был скромен, только по праздникам надевал пиджак с орденами «Знак Почета», медалями «За отвагу» и «За доблестный труд». Тем, что я стала актрисой, я во многом обязана ему. У Ривмана не было понятия о рабочем времени, он готов был трудиться всегда. Мы в шутку говорили, что для него надо принести в театр раскладушку. Он жил только сценой!»

«Театр - искусство коллективное. Создание спектакля - труд многих цехов, - писал Александр Ривман в статье «Каждый спектакль - поиск». - Жажда творчества - вот главное для нашего коллектива!..»

Когда на один из капустников в Самарском Доме Актера артисты Сызранского театра вышли на сцену с плакатом «Театр имени Ривмана!», зал встретил их шквалом аплодисментов. Не случайно сызранская пресса цитировала драматурга Владимира Молько: «Если бы у театра в Сызрани не было имени Алексея Толстого, я бы не удивился предложению дать ему имя Александра Ривмана».

 

Фото из архива автора

Фотогалерея