КАЗАНЬ. По волне моей памяти

Выпуск №2-252/2022, В России

КАЗАНЬ. По волне моей памяти

Пожалуй, никогда театр не обладал такой способностью к обновлению и перевоплощению, никогда он не был таким разнообразным, таким не равным самому себе, готовым принимать любые обличья, как в наши дни. Он не только беспрестанно порождает новые жанры, стили и формы, но и выплескивается за пределы театрального здания, осваивая все новые и новые пространства. Речь не только о театрализации политики, бизнеса, частной жизни благодаря масс-медиа и соцсетям, но прежде всего о стремлении самого театра расширить собственные границы. Объектом «театральной экспансии» чаще всего становится современный город с его историей, культурой, мифологией, топографией. Иммерсивные спектакли в знаковых, «намоленных» городских локациях, «заброшках», галереях, фабриках, подземных переходах, всевозможные спектакли-променады в последние годы стали неотъемлемой частью театрального ландшафта. Казань не является исключением.

Первой премьерой нового театрального сезона в Казанском ТЮЗе стала прогулка-импровизация «Пешеходы» в исполнении актеров Алексея Зильбера и Павла Густова. Спектакль был приурочен ко Дню города, который казанцы ежегодно отмечают 30 августа, и открыл 90-й, юбилейный сезон театра. Главный режиссер Радион Букаев инициировал проект «ТЮЗ в городе», автором и художественным руководителем которого является. На настоящий момент проект включает в себя три постановки: аудиоспектакль-променад «Ночной трамвай», представляющий собой путешествие по старой и новой Казани на трамвае №5а, в ходе которого через наушники зрители узнают историю главного героя, вписанную в карту города (драматург Зоя Рутер); моноспектакль «Счастливая Шарлотта», в котором о жизненных перипетиях Шарлотты Ивановны, известного персонажа чеховского «Вишневого сада», досочиненных драматургом Ириной Васьковской, рассказывает актриса Елена Калаганова в винном баре «Истина»; и наконец, прогулка-импровизация «Пешеходы», премьера которой состоялась 27 августа нынешнего года.

Надо сказать, что театральность присуща Казани изначально. Это город - уникальный во многих отношениях. Он живет одновременно в нескольких измерениях, представляя собой крутой замес национальных и культурных традиций, столичности и провинциальности, истории, сопряженной с бытием сразу нескольких государств - Волжской Булгарии, Казанского ханства, Татарстана, России, и современности, стремительно отвоевывающей пространство у обветшалых купеческих особнячков и обреченного деревянного модерна. За свою тысячелетнюю историю город накопил немало знаковых и символических значений разных планов. Он раскинул свои «декорации», словно приглашая стать участником театрального действа, - стоит только взглянуть на Кремль в вечерних огнях со сказочной мечетью Кул-Шариф, куполами Благовещенского собора, дворцами и башнями, или на озеро Кабан, по которому под огромным шаром луны, под крик муэдзина с минарета соседней мечети медленно плывут лодки; или на строгие классицистские формы Казанского университета. Но такой спектакль - удел экскурсоводов и туристов. У Алексея Зильбера и Павла Густова, прекрасная авантюрная юность которых пришлась на конец 80-х и 90-е годы, другая Казань, и с ней они знакомят своего зрителя.

В ходе предварительного «тендера идей», проведенного среди друзей театра, было отобрано 19 тем, на которые предстояло импровизировать исполнителям во время пешеходных прогулок: любовь, дружба, учеба, город, театр, свадьба, продажи и покупки, находки и потери, дети, 40˚, братья и сестры, музыка, кино, книги, путешествия, еда, страхи и фобии, животные, транспорт. Каждый раз перед началом путешествия зрителям предлагают вытянуть из бутафорского цилиндра записку с названием темы. Таким образом, элемент неожиданности изначально присутствует не только для зрителей, но и для самих актеров. Спонтанность - основной принцип предлагаемой «бродилки», которая тем самым полностью отвечает своему жанровому определению: «прогулка-импровизация». Очень многое зависит от воли случая в лице встреченных по дороге людей, уличных происшествий, поведения прохожих, городских звуков, погоды, настроения. Случай может повлиять на маршрут, на повороты сюжета, на сам характер возникающих у актеров ассоциаций. Алексей и Павел рефлексируют на заданную тему, рассуждают, вспоминают, делятся своими личными историями, шутят, рассказывают актерские байки и забавные случаи из собственной жизни. Они вооружены микрофонами, а зрители - наушниками, так что последние без всякого напряжения слышат голоса актеров на естественном акустическом фоне казанских улиц. Гудки автомобилей, смех и разговоры прохожих, грохот мотоциклов, пение уличных музыкантов становятся важной звуковой составляющей спектакля-променада.

В тот вечер, когда я стала участницей театральной прогулки, темой ее оказалась музыка. Мы отправились в путешествие из фойе театра, прошли через зрительный зал, мимо выстроенных на сцене декораций к «Пигмалиону», и покинули театр через запасной выход, очутившись под угловым эркером. Он навис над крыльцом, как ласточкино гнездо, - когда-то, как нам рассказали, там был кабинет прежнего главного режиссера, Владимира Чигишева. Этот парящий эркер - один из визуальных символов Казанского ТЮЗа. Навстречу нам попались торопящиеся на спектакль актеры - Дарья Бакшеева, исполнительница роли Элизы Дулиттл, и Роман Ерыгин, которому сегодня предстояло играть Генри Хиггинса. Тема театра, выполнявшая роль некой прелюдии, постепенно перетекала в тему музыки, а та, как в фуге, перебегала от одного голоса к другому, предоставляя каждому имитировать ее по-своему. Актеры начали со своих детских воспоминаний, когда родители впервые повели своих чад в музыкальную школу. Алексей сразу возненавидел фортепьяно, а Павел наотрез отказался держать руки, «словно зажимая в них яблочки». Но музыка другими путями вошла в их жизнь и заняла там такое место, что историй хватило бы не на одну прогулку. Маятник их подростковых музыкальных пристрастий бешено раскачивался от «Сектора газа» до The Beatles, от уфимского «Каира» до Виктора Цоя и группы «Кино». А на периферии сознания маячил «Ласковый май» с его непонятной притягательностью для девчонок. Алексей научился играть на гитаре и с такими же, как он, мальчишками, придя в ДК им. Вахитова, решил создать собственную группу под громким названием «Кремль». Тут произошел анекдотический случай, который, впрочем, мог закончиться трагически. Казань 90-х печально прославилась на всю страну уличными группировками и жестокими разборками. Гопники, облюбовавшие вестибюль Дома культуры, чтобы отогреваться здесь после своих подвигов, прослышали про группу «Кремль» и приняли музыкантов за представителей враждебной «кремлевской» группировки. Началась драка, ребята заперлись в репетиционном зале, и только вмешательство руководителя остановило потасовку. Мы слушаем этот рассказ, идя по улице Островского, на которой расположен театр, а затем пересекаем улицу Баумана - казанский «Бродвей». Слева от нас красивый зеленый дом, и воспоминания актеров совершают новый разворот: здесь когда-то был Дом культуры Горького, связанный с именем Валерия Колоколова, легендарной личности, первого казанского шоумена. В 80-е он был популярным диск-жокеем, в дальнейшем продюсером казанских музыкальных проектов, давших путевку в жизнь таким популярным российским исполнителям как Иван Рогозин, Марина Максимова (Максим), Саша Яковлев (группа «ЯК-40»), группа «Волга-Волга» и другие. Он был организатором первых рок-фестивалей в городе - «TEEN STAR», «Рок-Укол», телепередачи «РокПоп».

Между тем, мы поднимаемся в гору к университетскому городку и останавливаемся у здания обсерватории на площадке, которую горожане прозвали Колизеем. Здесь, как нам рассказали актеры, когда-то собирались хиппари, музыканты и поэты. Алексей Зильбер, к тому времени ставший профессиональным гитаристом, членом популярной в Казани группы «Дилижанс», участником фестивалей и рок-концертов, и Павел Густов были частью этой пестрой, веселой тусовки. Сегодня здесь царят безлюдье и тишина, сетует Алексей («Куда все это делось, скажите мне?»), и он гуляет здесь со своим маленьким сыном, потому что, удивительным образом, теперь это самое тихое место в центре города.

Затем мы выходим на Кремлевскую улицу и задерживаемся у знаменитой «Сковородки» - полукруглой площадки против главного здания университета, с памятником молодому Ульянову-Ленину. Это излюбленный пятачок студентов всех поколений, место встречи представителей казанского андеграунда 90-х. Мы слушаем новые истории о противостоянии длинноволосых неформалов с гитарами и гопников, о легендарных казанских музыкантах разных времен - блюз-рокере Камраде Листкове и его группе «Листья травы», саксофонисте Евгении Соколове, о великих «шанхайцах» - оркестре Олега Лундстрема, прибывшем в Казань в 1947 году и совершившем в городе джазовую революцию, и много-много других.

Пересекая «экватор», дойдя до середины маршрута, зрители получают право написать актерам вопросы, и - теперь уже не из цилиндра, а из бейсболки помощника - кто-то наугад вытаскивает вопрос, и тема совершает новый виток: музыка в театре. На обратном пути, проходя по «театральному кварталу», где находятся Большой русский драматический театр им. В.И. Качалова, ТЮЗ, дома, в которых живут певцы и артисты, мы слушаем истории о спектаклях ТЮЗа, в которых звучит живая музыка, о вокальных курьезах, о композиторах, пишущих музыку для театра, о спектакле «Ромео и Джульетта», в котором актеры Алексей Зильбер и Арсений Курченков исполняли на гитарах песни собственного сочинения.

Алексей Зильбер и Павел Густов очень разные. Алексей - человек-театр, заводной и задорный, он все время что-то изображает, смешит, каламбурит. Павел - более серьезный, философичный, но не менее азартный. Они отлично дополняют друг друга. Актеры вместе учились в Казанском театральном училище и вот уже 25 лет служат в Казанском ТЮЗе, будучи друзьями, партнерами по сцене, товарищами по гримерке. Стоит ли удивляться их сыгранности, легко передаваемым друг другу пасам, непринужденным подхватам эфемерных нитей разговора.

И незаметно, из частных историй, из остроумного трёпа, из разношерстного потока случайных воспоминаний и ассоциаций, сцепленных с хорошо знакомыми городскими локациями, стал воскресать образ времени, подниматься целый пласт жизни города, и молчаливые зрители - обратная связь технически не предусмотрена - тем не менее оказались активными участниками происходящего, потому что в каждом включился свой механизм воспоминаний, возродилось собственное ощущение места и времени, уникального хронотопа жизни казанцев. Так прогулка, не теряя своей театральной природы, превратилась в путешествие «по волне моей памяти». А гостей Казани она познакомила с еще одной ипостасью сложного, многоликого города, далекой от яркой бутафории туристических аттракционов. 

Фотогалерея