КУРСК. Человеку нужен человек

Выпуск №2-252/2022, В России

КУРСК. Человеку нужен человек

Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина завершил юбилейный 230-й театральный сезон трогательной, по-настоящему семейной комедией «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Режиссеру Вячеславу Сорокину удалось создать спектакль, такой же искренний, честный, простой и понятный, каким и был драматург. Мастерство Вячеслава Сорокина состоит в том, что он, вольно или неосознанно, вступает с автором в мысленный диалог, настраивается на общий лад и очень тонко улавливает вампиловское настроение, мировоззрение, проникает в его душу. Настоящая жизнь - такая, какая она есть, простые человеческие судьбы, будничные чувства и переживания - вот что позволяет ему создать произведение, которое никого не оставит равнодушным. Несмотря на эгоизм, вздорные поступки, максимализм героев, их сосредоточенность на собственном мире, получился спектакль о безусловной любви, которой хватит на каждого зрителя и которую каждый, покинув зал, готов нести в свои семьи. Спектакль не просто «выдерживает сравнение» с блестящей советской экранизацией, знакомой, пожалуй, большинству зрителей, он, более того, получился даже светлее, добрее, нежнее. Интерьеры (художник-постановщик Александр Кузнецов) и музыкальное оформление (Павел Горбунов) подобраны в соответствии с оригинальной эпохой, однако без назойливого акцентирования на советской атрибутике. Это отличительная и очень располагающая черта спектаклей Вячеслава Сорокина - точно передать дух времени, создавая ощущение современности героев.

Вячеслав Сорокин подарил репертуару сразу два прекрасных спектакля: два состава постановки даже жанрово воспринимаются совершенно по-разному. Дуэт Виктора Зорькина и Михаила Тюленёва (Сарафанов-старший и Бусыгин) дарит истории более щемящее мелодраматическое звучание, а Иван Пилипенко и Дмитрий Баркалов дают насладиться духом советской лирической комедии. Еще одно умение режиссера - создать безупречный ансамбль, участники которого на протяжении всего действия работают друг на друга. И даже трудно назвать остальных действующих лиц второстепенными: личные истории всех персонажей действительно сплетаются в одну большую семейную историю с цепочкой бесконечно взаимодействующих событий. И взаимодействие это настолько естественное, что в правдоподобности зритель не усомнится ни на секунду, будто перелистывая вслед за Бусыгиным и Сильвой семейный фотоальбом Сарафановых.

Для Виктора Зорькина и Ивана Пилипенко роль Андрея Сарафанова - очередная жемчужина в творческом списке. Сарафанов-Пилипенко более экзальтирован, оторван от жизни. Герой вызывает улыбку сквозь слезы: где-то угловато-нелепый в своих попытках взаимодействовать с подросшими детьми и соседями (но угловатость мгновенно пропадает, стоит Сарафанову раскрыться Володе), неловко-растерянный в неприятии себя, в напрасной стыдливости. Этот персонаж проникновенно трогателен во внутренней борьбе человека, не готового вынырнуть из своего собственного тонкого мира, но отчаянно нуждающегося в этом. Встретив Бусыгина, он обретает спасение: именно Володя, оказавшийся родственной душой Сарафанова, становится мостиком между непостижимым творческим внутренним миром Андрея Григорьевича и реальностью. Для такого героя Владимир является «свежим взглядом», который смог уловить нечто, что в быту и повседневности Сарафановых просело, исказилось, подменилось. В финале Сарафанов-Пилипенко выходит из многолетнего оцепенения, а история об обретении близкого человека превращается еще и в историю обретения и принятия себя.

У Виктора Зорькина более выражен мотив не экзальтированного, а уставшего человека. Несомненно, мудрого и опытного, но все же недополучившего чего-то от жизни и особенно остро ощутившего это на склоне лет. Этот Сарафанов, недолюбленный и недолюбивший, не сумевший реализовать себя в самом главном. Горечь от осознания, что жизнь почти прожита, выматывает и поедает героя изнутри, делает голос тише, а поступь тяжелее. Чувство неизбывного одиночества, от которого не спасает ни большая семья, ни любимое дело, отпустит только в финале и выльется вместе со зрительскими слезами. Родственность и близость, мгновенно захлестнувшие героев, сплотившихся вокруг Сарафанова-Зорькина, потрясают и заставляют задуматься о своем понимании семейных ценностей.

Получаются абсолютно разные истории, и каждая достойна внимания и сопереживания. Исполнители роли Владимира Бусыгина - Дмитрий Баркалов и Михаил Тюленёв - тоже представляют двух совершенно непохожих, можно даже сказать, противоположных по духу юношей. Володя Дмитрия Баркалова производит впечатление классического хорошего мальчика. Робкого, доверчивого, только познающего жизнь, готового открыто идти на контакт. Каким-то чудом он попадает в компанию, засидевшуюся до последней электрички, да еще и связывается с сомнительным Сильвой. Да, этот Володя может шумно шутить и картинно заигрывать с одинокой обитательницей тихого дворика, но нет в этих юношеских шутках ничего вульгарного. Напротив, даже в недвусмысленных комплиментах случайной знакомой парень так же мил и трогателен, как в неловких разговорах с Ниной, к которой испытывает серьезные и оттого пугающие его чувства. Злой розыгрыш Сильвы он категорически не приемлет: выдавать себя за внебрачного сына Сарафанова ему и неловко, и неприятно, причем явно не из-за боязни попасться на лжи, а из осознания аморальности ситуации. Дмитрий Баркалов изобразил своего героя пусть и с правом на ошибку, но все же благородным рыцарем. Он рискует дорого заплатить за авантюру, в которую ввязался практически поневоле, ведь симпатия к Нине, прежде незнакомая сыновья любовь к Сарафанову и чувство долга перед новоиспеченным «младшим братом» одновременно становятся для него величайшим подарком и огромной ответственностью.

А вот Володя Михаила Тюленёва оказался в припозднившейся компании явно неслучайно. Он более дерзок, свободен, и, кажется, неоднозначные с точки зрения морали шутки ему не впервой. С Сильвой они даже не выглядят случайными знакомыми: очень уж быстро сближаются на одной волне. Предложение выдать себя за одного из Сарафановых парень, конечно, воспринимает с замешательством, но все же не так категоричен. Если Бусыгин-Баркалов теряется под угрозой разоблачения, то Бусыгина-Тюленёва не так просто раскрыть: он и нужную интонацию найдет, чтобы пристыдить проницательную Нину, и обиду сыграет, чтобы вызвать чувство вины у Сарафанова. Однако перед нами возникает история становления личности: чем больше точек соприкосновения возникает у Володи с Андреем Григорьевичем, чем сильнее он чувствует свою необходимость Нине и Васеньке, тем меньше вздорного и дурного остается в его сердце. Артист дает зрителю понять, что твердость характера, которую обретает его персонаж, совсем не то же самое, что жесткость в характере Володи, когда тот еще не прошел через очищение любовью. Его Бусыгин - тоже сильная личность, но становится он таким, лишь поборов беспечность и научившись серьезнее относиться к жизни и ценности человеческой судьбы.

Случайный попутчик Володи Семён по прозвищу Сильва, которому, по правде говоря, Бусыгин должен быть благодарен за резкие перемены в жизни, в двух составах тоже совершенно разный, и отношение к себе вызывает тоже разное, но в любом случае это яркое впечатление. Сильва в исполнении Сергея Тоичкина - вечно беспутный, вечно молодой, вечно пьяный. Легкий на подъем и ни к кому не привязывающийся, он решается на авантюры исключительно из желания поиска приключений, комфорта и состояния непрекращающегося праздника. Последствия для него самого и для окружающих мало заботят героя, потому что он, подобно бабочке-однодневке, живет сегодняшним днем и смело летит на огонь. А Семен в исполнении Сергея Малихова (уже не в первый раз успешно выступающего в качестве ассистента режиссера) не просто харизматичный гуляка, а весьма опасный доморощенный психолог, кукловод. Его радость по случаю выпить в приятной компании - неискренняя, напускная: совсем не то его интересует. А вот посмотреть, чем закончится спонтанно, но, без сомнения, гениально придуманная им комедия, - занимает его гораздо сильнее, чем накрытый Сарафановыми стол.

Замечательны и обаятельны молодые артисты труппы Дмитрий Рыжиков и Александр Курицкий в роли семнадцатилетнего Сарафанова-младшего - Васеньки. Им прекрасно удалось передать ощущение возраста и перевоплотиться в обуреваемого гормонами и жаждой любить и быть любимым подростка с ярко выраженным советским юношеским максимализмом, когда готов горы свернуть, а если что не так - уехать на тяжелую работу в нехоженые края. Сентиментальный, чувствительный, трогательный юноша так похож на своего отца, но еще не осознает этой сарафановской чуткости и ранимости. Совсем по-детски искренне радуется он появлению в доме Бусыгина под видом старшего брата. Потребность в обретении мудрого советчика, верного плеча, родственной души у Васеньки так же остра, как и у его отца.

Хороши и женские образы спектакля. Нина в исполнении Елены Цымбал и Дарьи Ковалёвой - волевая, в чем-то, как сейчас бы сказали, эмансипированная девушка, цельная и прекрасная. Актрисы хорошо передали внутренние противоречия героини, несущей ответственность за отца, но при этом горячо желающей построить свою личную жизнь, выпорхнуть из родного дома. Она самая «несарафановская» из своей семьи, в ней сильно рациональное начало, последовательность и прямолинейность, но это добавляет ей шарма. Интересна легкомысленная одинокая соседка Сарафановых Наталья: в одном составе гордая в своем одиночестве, но не избегающая интересных знакомств (Оксана Бобровская), в другом - «красавица, спортсменка, комсомолка», снисходительная к влюбленности школьника (Ольга Лёгонькая).

Не так много сценического времени у двух других героев - им отведено всего по одной сцене: это безымянный сосед Сарафановых (Андрей Колобинин и Максим Карпович) и жених Нины, симпатичный, но чрезмерно принципиальный и целеустремленный курсант летного училища Михаил Кудимов (Евгений Сетьков и Александр Аве). Но в своих сценах герои максимально раскрываются как со стороны сюжета, так и в плане очень верно подобранных мелочей. Оба персонажа, возникая перед нами единожды, успевают привнести и комическое, и трагическое в сцены. Эффектное появление Кудимова и напряженная сцена застольного конфликта раскрывают разные стороны его характера и способствуют самому эмоциональному за весь спектакль раскрытию главных героев в этой же сцене. Такое удачное соотношение жанровых оттенков, тонкое взаимодействие всех действующих лиц еще раз подчеркивает мастерство режиссера создавать безупречно цельное произведение.

 

Фото предоставлены театром 

Фотогалерея