ПРОКОПЬЕВСК. В городе N

Выпуск №2-252/2022, В России

ПРОКОПЬЕВСК. В городе N

В Кемеровской области прошел первый Международный театральный фестиваль-форум «Сверкающие грани театра». Открыл эстафету Прокопьевский театр драмы, представленный в афише сразу тремя спектаклями, впечатлениями о которых хотелось бы поделиться.

Первый - «Город Эн» по роману забытого российского писателя Леонида Добычина - уже известен театральной публике (long-list Национальной театральной премии «Золотая Маска» в сезоне 2020/21, участник программы «Маска Плюс» в сезоне 2020/21). Опередивший свое время Добычин прожил короткую жизнь, загадочно растворившись где-то в просторах Ленинграда. «Город Эн» - последний роман писателя, законченный в 1935 году, и повлекший за собой травлю автора. 25 марта 1936 года посреди погромного собрания в Ленинградском союзе писателей Добычин исчез. Ходит много мифов о судьбе писателя: от самоубийства до захватывающей истории перемещений в разные страны - но ни один из них не подтвержден документально.

Режиссер Артем Устинов, обращаясь к роману «Город Эн», выстраивает камерное интимное пространство, вытянутое в длину и обрамленное с двух сторон зрительскими рядами. Оно напоминает дорогу, упирающуюся в большой белый экран, на котором то транслируется текст романа, то идет сам Добычин - фигура в театре теней. Это создает эффект бесконечности и полнейшего растворения: физически пространство ограничено экраном, но за ним продолжается жизнь - идет и идет куда-то тень Добычина, писателя маленького роста, которому в глаза бил яркий свет (именно так объяснил сам Добычин свой уход с собрания в последнем разговоре с Вениамином Кавериным). Свет бьет в глаза и всем героям спектакля, обозначенным в программке общим определением «исследователи» (Ольга Гардер, Наталья Денщикова, Марина Королева, Светлана Попова, Гоча Путкарадзе, Дмитрий Ячменев). Они изучают самого Добычина и его эпоху - десятилетие его детства, описанное в романе с скрупулезным вниманием к мелким деталям. Сценическое пространство (художник Игорь Каневский) одновременно напоминает и музей, и коммунальную квартиру, и лабораторию: столы, на каждом из которых лампа, кипы бумаг и множество вещей. Под столами спрятаны лошадь-каталка, санки, швейная машинка - ими никто уже не пользуется, но они хранятся как артефакты личного архива. Исследователи периодически подносят к камере письма и конфетные фантики, открытки и фотографии - и они транслируются на экран, будто мы все разглядываем их под микроскопом.

Режиссер монтирует текст романа с вставками из воспоминаний о писателе, отчего он перестает быть литературным героем, а становится вполне реальной фигурой. Подчеркивается это и портретным сходством актера с писателем (в программке он обозначен просто: Главный герой - Михаил Дмитриев). Герой появляется в спектакле не сразу: сначала это кукла, собранная из старой одежды - кепка, очки, пиджак, потом - фигура в теневом театре, и только после - человек в живом плане. Героя тоже будто достают из пыльного ящика, постепенно оживляя, наделяя его кровью и плотью.

Спектакль начинается с трансляции стройного ряда текста - одной из глав романа - и движется через приметы времени и воспоминания, через вещи и мимолетные эпизоды. Тут намеренно нет нарративности, сюжет вообще не важен - все подчинено причудливым хаотичным законам памяти и искажению через призму детской оптики. Ближе к финалу один из исследователей зачитывает названия глав романа, каждая из них про чью-то смерть. Время неумолимо, оно растворяется и уходит в никуда, растворяется в пространстве, оставляя только ворох нестройных мимолетных образов, как растворяется в финале тот же текст, что мы видели в начале, - он несется на экране так быстро, что уже невозможно различить слов, буквы путаются, остаются только хаос и небытие.

В Прокопьевске состоялись еще и премьеры текущего сезона, вышедшие из лаборатории «Experiment 1, 2, 3» под руководством Павла Руднева. Оба спектакля поставлены по современной драматургии и обращаются к подростковой аудитории, что продиктовано и темой лаборатории - «Опасный возраст».

Мурат Абулкатинов решает текст Светланы Баженовой «Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю» как монодраму. Главная героиня Света (Александра Булатова) перемещается по темному пространству в рассеянном свете наощупь, как ежик в тумане. Спектакль начинается со сцены, в которой героиня задает бесчисленные вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?» - а на нее проецируются финальные титры какого-то фильма. Мир спектакля предельно минималистичен: черный кабинет с пятью экранами стареньких пузатых телевизоров, все перемены происходят за счет игры света (с которым Абулкатинов умеет работать виртуозно). Все действие - это вереница быстро проносящихся событий - тех, что за кадрами, за финальными титрами и, собственно, за жизнью. Понять, где именно находится героиня, невозможно. Место действие - крыша пятиэтажки, но где она на самом деле - жива или совершает переход в другой мир - определить нельзя. Все окружающие ее герои не присутствуют на сцене, они выражены аудиозаписями и игрой света. Лишь один из них (Гоча Путкарадзе) - тот, который помогает героине преодолеть одиночество, - появляется в ее мире. Сначала, как призрак, он проходит по диагонали навстречу Свете. Они слышат друг друга, но не видят, не могут столкнуться - это скорее фантазия, мечта. Но в финале они все-таки смогут обрести друг друга и преодолеть одиночество, но случился ли этот финал в реальной жизни или для того, чтоб преодолеть одиночество, надо умереть - этот вопрос режиссер оставляет открытым.

В спектакле «Рыба и шоколад» по пьесе Полины Бородиной Дмитрий Лимбос выстраивает мир двух противоположных стихий - девочки Маши из балетной школы (Екатерина Казаева) и мальчика Андрея из спецшколы для трудных подростков (Михаил Дмитриев). Это история современных Ромео и Джульетты, которые не должны были быть вместе, но все же оказались. Однако режиссер в большей степени подчеркивает сходства, чем различия между ними: от первой сцены, где они одинаково небрежно ведут себя в театре, несмотря на разницу воспитания, до обстоятельств их жизни - закрытые школы, жесткие взрослые, лишенные эмпатии, отсутствие родительского участия. Влечение, возникающее между героями - инстинктивное, животное. Оно построено на пластических этюдах (хореограф Наталья Шурганова), в которых герои обнюхивают друг друга, как собаки. Их встреча, их влюбленность - это нечто противоестественное, невозможное в заранее определенном мире, подчиняющемся строгим правилам. Возможность противиться устоявшемуся ходу вещей дает героям шанс обрести и друг друга, и себя... 

Фотогалерея