ТАМБОВ. Вечная тема на сцене Молодежки

Выпуск №2-252/2022, В России

ТАМБОВ. Вечная тема на сцене Молодежки

Казалось бы, парадокс: театр, созданный для подрастающего поколения Тамбова и усиленно набирающий яркий молодежный репертуар, вдруг обращается к материалу о последних днях восьмидесятилетней старухи. Правда, этот материал - шедевр великого писателя Валентина Распутина. Его повесть «Последний срок» - из разряда произведений, затрагивающих вечные темы, что касаются каждого человека и о которых надо задумываться с юности. Это произведение, как вечевой колокол, что будит сердце, бередит ум, заставляет заглянуть в темные уголки собственной души. Ибо взывает обратить взор к страшной для человеческого общества, особенно сегодня, проблеме - распаду семейных отношений.

Премьера «Последнего срока» Тамбовского молодежного театра прозвучала, как высокая чистая нота, завершающая определенный период становления ТМТ. Достижение этой планки говорит о том, что театр окончательно отряхнул младенческий пух птенца, став сильной, гордой птицей. Да, в репертуарной афише уже были спектакли, прозвучавшие прелюдией к этому полету. Но именно «Последний срок» показал, что птица готова к покорению самых высоких вершин.

Валентин Распутин считал повесть «Последний срок» своей главной книгой. Он поднял в ней тяжелейшую и невероятно актуальную проблему, которая к тому же от десятилетия к десятилетию становится все острее и острее. Распутинский гений еще в семидесятые годы прошлого века отметил и высветил в этом произведении одну из самых болезненных тем для России. Это отчуждение родных душ, изменение понятий морали и нравственности, распад семейных уз. Для нашей страны с ее традиционным семейным укладом это особенно страшно. Разрыв между поколениями, уход в одиночество приводят к лишению смысла жизни. Суетность заменяет осмысленность существования, оборванность родственных отношений приводит к духовному оскудению.

Эту тему Распутин считал наиважнейшей, поэтому ему хотелось ее донести не только через прозу. Писатель лично сделал инсценировку «Последнего срока» для театра. С той поры многие театральные коллективы брались за этот материал. Есть среди спектаклей и шедевры, как, например, постановка в Охлопковском театре в Иркутске. Но это вовсе не останавливает стремления режиссеров осваивать материал в разных уголках России. Для каждого из них также приходит свой определенный срок, когда режиссер понимает: возможно и нужно найти личностный подход к распутинской прозе, определить особые акценты. А когда есть еще и замечательные актеры, способные воплотить замысел, то это становится тем моментом истины, который связывает в узел все составляющие.

В спектакле «Последний срок» Тамбовского молодежного театра все предельно оголено, и действие приближено к зрителю. Режиссер Михаил Егоров и художник Евгений Никоноров пригласили публику прямо на сцену. Постановка получилась предельно камерной. Но так и должно быть - спектакль исповедальный. А исповеди чуждо большое пространство. Черный куб сцены, как изба, где зрители сидят вдоль стен и невольно становятся соучастниками разыгрывающейся драмы. Все действие происходит в центре сцены вокруг выхваченного светом круглого деревянного подиума. Он и стол, и кровать, и жизненный круг главной героини, завершающей свой путь на земле.

Чтобы попрощаться с матерью (Людмила Кожаева), сын Михаил (Дмитрий Елтунов) созывает в родной дом брата Илью (Александр Демидов) и сестер Варвару (Дарья Синюкова), Люсю (Татьяна Глазкова) и Татьяну (Татьяна Хвостова). Но младшая любимица матери Танчора не приезжает и не откликается телеграммой. А мать ждет и надеется. Для Анны младшая дочь - тот Ангел-Танчора, что является ей и до последнего поддерживает, дает силы встать, когда в доме собираются дети.

Только вот для них эти два дня - мучение. Они-то приехали хоронить, а мать ожила и даже манной каши попросила. И за двое суток общения оказалось, что родные люди стали далеки друг от друга, давно живут сами по себе: Варвара хлопотами о семье в своей деревне, Люся с Ильей и вовсе стали городскими, с иными жизненными запросами. Поначалу, кажется, и Михаилу в тягость умирающая мать. Только его терпеливая и нежная жена Надя (Надежда Петрушова) да их дочка Нинка (Яна Парамзина) близки старухе и заботятся о ней.

Режиссер очень удачно подобрал актеров на роль детей Анны. Каждый четко рисует характер своего героя, передавая его нервозность из-за неожиданно сложившегося обстоятельства. Дети-то думали выполнить долг, похоронить мать и разъехаться, а тут пришлось общаться. Только это уже не общение, а придирки друг к другу, да склоки, выливающиеся в конце концов в заявление Михаила, который готов корову отдать тому, кто возьмет к себе мать. Да только вот нет желающих. Для Дмитрия Елтунова роль Михаила тоже можно назвать покорением новой вершины актерского мастерства. Артист весьма убедительно показывает, что у этого бесшабашного выпивохи есть и сердце, и характер прийти к покаянию.

Для Анны разлад между детьми - страшнейшее испытание. Правда, есть у нее две отрады: думы о Танчоре да подруга Мирониха (Елена Федорова). Соседка, вот кто давным-давно стал ей самым близким человеком. Она такая же бедолага. Дети ее забыли, не пишут. У Миронихи осталась только корова, которую она постоянно разыскивает и «подруга дней суровых», с которой можно поделиться сокровенным и вспомнить о былом. Диалоги-подначки двух старух - виртуознейшая игра актрис. Эти сцены смотрятся на одном дыхании. И зрители оживают и радуются вместе с Анной, для которой рассказы Миронихи будто манна небесная, согревающая душу. Они - ее принадлежность к миру родной деревни.

Образ старухи Анны в «Последнем строке» называют одним из сложнейших в современной русской драме. Ведь даже само имя Анна несет в себе библейское значение - благодать. Людмиле Кожаевой (которую театралы очень давно не видели в больших ролях ее родного Тамбовского театра драмы, несказанно благодарны ТМТ за эту предоставленную артистке возможность), удалось сыграть не просто достоверно, а задеть каждого зрителя за живое. Актриса в своих простых монологах и диалогах передала всю широту и глубину этого женского персонажа, да так, что он невольно соотносится с образом самой России, с ее невзгодами, потерями и победами. И когда тихая и нежная невестка Надя обнимает Анну, появляется надежда, что еще не все потеряно, что духовная связь не оборвется окончательно.

В финале, когда приходит весть, что Анна покинула реальную жизнь, издали раздается плач-причитание Варвары. Ему обучила мать перед смертью, но дочь не выполнила волю поплакать над ней и уехала, как и Люся с Ильей, раньше срока домой. Зато в затемненном пространстве сцены, если и не видно слез зрителей, то отчетливо слышны всхлипывания.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея