Охота к перемене мест / VI Фестиваль национальных театров России «Театральная осень» (Владикавказ)

Выпуск №2-252/2022, Фестивали

Охота к перемене мест / VI Фестиваль национальных театров России «Театральная осень» (Владикавказ)

Во Владикавказе в первую декаду сентября прошла «Театральная осень». По совокупности объективных и субъективных причин фестиваль поменял свою «прописку», переехав из Крыма на Кавказ. Представительный форум служителей Мельпомены прошел в столице Республики Северной Осетии - Алании впервые. Гостеприимный театральный город, связанным с именами Вахтангова и Булгакова, встретил фестиваль не по-осеннему теплой погодой.

«Театральная осень» состоялась при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Республики Северная Осетия - Алания. Главной площадкой форума стал гостеприимный Академический русский театр им. Евгения Вахтангова. В роли организатора масштабной культурной акции выступил Санкт-Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом» во главе с его генеральным директором Сергеем Григорьевичем Шубом.


Как все начиналось

За день до открытия фестиваля в Вахтанговском театре состоялся вечер творческого знакомства двух коллективов - петербургского «Балтийского дома» и хозяев площадки. Его участников приветствовал глава республики Сергей Меняйло. А непосредственно в день открытия прошла пресс-конференция, организованная «ТАСС Северо-Запад» с участием всех главных действующих лиц: министра культуры республики Эдуарда Галазова, руководителя фестиваля Сергея Шуба, директора и художественного руководителя Академического русского театра им. Евгения Вахтангова Владимира Уварова. В режиме онлайн участников пресс-конференции приветствовали заместитель министра культуры РФ Алла Манилова и председатель Союза театральных деятелей РФ, народный артист России Александр Калягин.


За пределами сцены

По сложившейся традиции программа «Театральной осени» складывается не только из показов спектаклей и их обсуждений, но и ряда событий вне сцены. Одним из ключевых на нынешнем форуме можно назвать круглый стол «Значение русской классики в воспитании актеров нового поколения в театрах национальных республик России» с участием руководителей участвующих в фестивале национальных коллективов, а также теоретиков и практиков театра. А чтобы теория не расходилась с практикой, в рамках образовательной программы «Театральной осени» прошла серия мастер-классов по сценической речи и вокалу ведущих петербургских педагогов.

Естественно, большинство руководителей театров волновали вопросы организации зрительской аудитории, работы с молодой аудиторией. Об этом шел серьезный разговор на встрече с директором Российского академического Молодежного театра Софьей Апфельбаум. В рамках фестиваля молодежь Владикавказа встретилась с прославленным режиссером, народным артистом России Камой Гинкасом. Творческий диалог длился около двух часов в зале ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного университета. Продолжила традиции «Театральной осени» выставка художественных фотографий Валерия Плотникова, которую в фойе Театра имени Вахтангова представил знаменитый мастер портретов.

Каждое из таких событий стало своеобразным и важным дополнением, интеллектуальным и творческим штрихом в насыщенной программе «Театральной осени».


Классика на свой лад

И все же главное событие фестиваля - театральные показы, которые владикавказская публика воспринимала с энтузиазмом. Русская классика стала магистральным трендом программы. День за днем фестиваль наращивал симпатии зрительного зала, который будто соскучился по настоящим эмоциям и был готов сопереживать тем персонажам, которые появлялись на сцене независимо от эпохи и обстоятельств драматургического сюжета.

«Душечка» по рассказу А.П. Чехова в постановке Александра Мамкаева познакомила публику с новой премьерой «Балтийского дома». Зрители искренне сочувствовали мелодраматическим перипетиям судьбы главной героини, талантливо сыгранной Викторией Зайцевой. Моноспектакль «Герои нашего времени» (Романтический театр Юрия Томошевского) в исполнении той же актрисы, поставленный по мотивам произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина, состоялся на следующий день. Затем Александр Сергеевич вновь появился на основной сцене фестиваля. Это была «Капитанская дочка» в режиссуре Искандера Сакаева, который вместе со своей постановочной командой и труппой Национального молодежного театра имени Мустая Карима из Башкирии сумел придать пластическую и визуальную динамику каноническому, знакомому со школьной скамьи тексту. Конфликт чести и чувств прозвучал в постановке громко и отчетливо, с соблюдением всех положенных современному театру условностей, когда артисты играли сразу по несколько ролей, хотя возраст иных исполнителей явно расходился с возрастом пушкинских героев. Убедительный визуальный ряд постановки сочетал в себе грубую фактуру деревянных досок, и «мечущихся» по планшету сцены ядер. Эта «осязаемая» конфликтность внесла свои эмоции в общую палитру фестивальных впечатлений.

Русская классика стала не только предметом для творческих и теоретических дискуссий, но и поводом для зрительского смеха. Особенно, когда артисты коллективов из национальных республик буквально взрывали зал раскованным существованием в рамках заданного постановщиком стиля. Так, как в водевиле играли от души артисты Лакского музыкально-драматического театра имени Э. Капиева из Дагестана. Жанровое имя театра невольно подвигло режиссера спектакля Руслана Хакишева на то, чтобы вдруг на сцене возникал в «Ревизоре» темпераментно исполненный канкан. Но горестный финал с думами Н.В. Гоголя о России оставлял в сознании зрителей паузу для размышлений. Как говорится, «веселились и прослезились».

А спектакль «Аферисты» Академического русского театра драмы им. Г. Константинова из Йошкар-Олы, решенный как постановка большого стиля, и вовсе раздвигал рамки конкретного сюжета «Банкрота» А.Н. Островского до обобщающего образа тотального обмана всех и вся. В режиссуре Владислава Константинова классика оказалась поводом не только для яркого, динамичного зрелища, но и опытом современной комедийной интерпретации картины несовершенства человеческих нравов. В финале было жалко практически всех, кроме главного «злодея» Подхалюзина в исполнении Игоря Петрова.


О мужчинах и женщинах

Особых эмоций добавили зрителям и фестивальные спектакли, в основу которых положены пьесы современных авторов. Так в постановке «Его донжуанский список» (режиссер Алексей Егранов) по пьесе В. Красногорова артисты Мордовского национального драматического театра (Саранск) разыграли мелодраму о парадоксальных превратностях любовных увлечений современных героев. А спектакль Русского драматического театра из Чебоксар «Музыка для толстых» (режиссер Игорь Милосердов) предложил оригинальную трактовку мистической комедии Петра Гладилина, которая заключалась в причудливом переплетении вымысла с конкретикой бытия и быта двух главных героинь, соседок по коммуналке. Здесь психологическая точность актерского дуэта Юлии Дединой и Екатерины Мальцевой оправдывала некоторые условности поведения на сцене различных мужских персон. Эпоха прошлого пробивалась в том, как зрители сопереживали перипетиям нелегких женских судеб в настоящем.

Эта «вольтова дуга» между залом и сценой особенно ярко проявилась во время показа двух работ студентов Казанского театрального училища (курс «Мастерская Лядовой») - острогротескового спектакля «Художники-пачкуны» по мотивам «Антиформалистического райка» Д. Шостаковича и озорного пушкинского «Графа Нулина». Складывалось полное ощущение присутствия на экзамене в учебной аудитории, с одной стороны, и на малой сцене театра, с другой. Оказалось, что для многих зрителей именно студенческие работы стали неким глотком творчески поданной информации о ключевых фигурах нашей культуры.


Кульминация и финал

Спектакль «Я - Будда» Национального драматического театра им. Б. Басангова из Калмыкии оказался ровно в центре фестивальной программы в соответствии с афишей. Но эта постановка Бориса Манджиева в жанре, обозначенном как «музыкальная поэма», стала истинной кульминацией состоявшегося во Владикавказе праздника театра. Зрители увидели красочное зрелище о том, как Сиддхартха стал тем самым Буддой, благодаря личности которого и родилась одна из трех мировых религий. Лаконизм сценографии и точность деталей дали публике возможность в буквальном смысле слова своими глазами увидеть историю, которую, быть может, они и не знали ранее. Благородный смысл постановки раскрывал всю человеческую привлекательность буддизма, причем, без чудес и мифов, в череде представленных «картин из жизни».

Однако театр есть некое сотворение чуда, что называется, прямо на глазах у зрителей. Именно так и завершился фестиваль. Он закрывался спектаклем хозяев площадки, вахтанговцев, сыгравших всемирный театральный хит - пьесу У. Гибсона «Сотворившая чудо». История возникающего диалога между слепоглухонемой девочкой и ее учительницей трогает до слез. Она была сыграна с той мерой театральности и человеческого понимания, которые никого в зале не оставили равнодушным. И это стало той самой нужной и важной точкой в насыщенной фестивальной программе, которая подарила театрам радость непосредственных переживаний вместе с публикой, а зрителям - ощущение сопричастности к волшебному миру сцены.


Послесловие

Итоги праздника театра во Владикавказе подвел Сергей Шуб: «Меня, как руководителя фестиваля, радует высокий уровень спектаклей, которые из года в год показывают творческие коллективы из национальных республик России. Это говорит о том, что театр живет, развивается, наращивает «мышцы» и, самое главное, востребован зрителями, не только в Москве и Санкт-Петербурге. Все прошло на высочайшем уровне».

Организаторы «Театральной осени» решили изменить формат фестиваля национальных театров и сделать его путешествующим. В 2023 году он пройдет в Саранске

Фотогалерея