Под именем Островского / Международный фестиваль камерных театральных форм «Островский FEST» (Кинешма)

Выпуск №2-252/2022, Фестивали

Под именем Островского / Международный фестиваль камерных театральных форм «Островский FEST» (Кинешма)

В августе театральная Кинешма вновь принимала гостей из многих регионов России и из-за рубежа - Армении, Казахстана, Азербайджана, Франции. В течение недели здесь проходил традиционный «Островский FEST».

Фестиваль год от года растет не только по числу участников, но и в художественном плане. Многие, однажды побывав здесь, хотят приехать вновь. Так, Литературный театр О. Попова (Санкт-Петербург), Молодежный театр «Предел» (Скопин, Рязанская область), Владимирский академический театр драмы, Костромской камерный театр п/р Б. Голодницкого, артист Шовги Гусейнов (Баку, Азербайджан) давно знакомы кинешемским поклонникам театрального искусства. Их знают, любят, на спектакли этих коллективов охотно ходят. Литературный театр О. Попова привез спектакль «Б. Пастернак. Вечности заложник у времени в плену», и Олег Попов рассказал о судьбе выдающегося поэта. Исповедальная манера этого актера нашла в Кинешме своих поклонников, некоторые из них уговаривали организаторов фестиваля пригласить его и на следующий год.

«Островский FEST» открылся поэтическим моноспектаклем «Над балаганом небо...» народного артиста России Константина Райкина по стихам Давида Самойлова и Александра Сергеевича Пушкина. Так, как читает Райкин, никто сейчас не читает. Это даже не исполнение, а полноценный спектакль, в котором видны тончайшие переливы человеческой души. Таким образом, планка фестиваля сразу была задана очень высокая, появился своего рода камертон, настраивавший других участников.

Таганрогский камерный театр привез в Кинешму спектакль «Мойры Богудонии» по пьесе К. Федорова «Мойры Петроградского района» (режиссер-постановщик Нонна Малыгина). Богудония - один из районов Таганрога. Автор разрешил театру немного переписать текст, придав ему колорит и узнаваемость мест и районов этого южного города. Спектакль - сплав драматического театра, театра теней и театра кукол. Складывалось впечатление, что таганрогские актеры всю жизнь занимаются куклами, настолько профессионально их «водят», но это оказалось не так: к кукольным персонажам они обратились впервые. Театр получил награду в номинации «За актерский ансамбль», а сам спектакль показался пронзительно-искренним и человечным.

Актер и режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий Креминский представил «Письма двух полушарий» по стихам Иосифа Бродского и получил за свою работу диплом «За лучшую мужскую роль». Он играл не «по-актерски», а «по-человечески», даже, на первый взгляд, непривычно и нехарактерно для драматического артиста - без плюсования и нарочитого интонирования, доверительно, без высокопарности.

Камерный спектакль, но на большой сцене, представили начинающие актеры Молодежного камерного театра из Москвы «Дневник ее любви» по А.П. Чехову (режиссер Артем Серов). И хотя сразу видно, что ребята еще только в начале творческого пути, похвально хотя бы то, что глаза у них горят, и многое хочется постигнуть в нелегкой актерской профессии.

Два спектакля в программе фестиваля - «ARMМОNО» (Ереван), обозначенный как «MENолог» об одиночестве современного человека и невозможности коммуникации и «Вспомни имя свое» о трагедии армянского народа, которая до сих пор не заживает - сыграли в один день. Первый шел на армянском языке и, к сожалению, потерял значительную составляющую из-за языкового барьера. Эксперты посоветовали участникам в дальнейшем обязательно решать вопросы перевода. Обидно, что незначительная техническая проблема может довольно серьезно повредить зрительскому восприятию.

Еще одну постановку, а их на фестивале было довольно много, о смерти и о том, как не умеет человек ценить ближнего, пока это возможно, показал Владимирский академический театр драмы. В итоге «Скрипка Ротшильда» по А.П. Чехову была признана лучшим спектаклем. Небольшой по времени, он рассказал о долгой несчастливой жизни Бронзы и его жены, забитой Марфы. Театр «Театральный особняк» (Москва) тоже представил спектакль по Чехову - «Калхас» («Лебединая песня»). В нем много не только вставок из самых разных и узнаваемых пьес, но и очень знакомых театральным людям ситуаций.

«Кроткую» по Ф.М. Достоевскому привез на фестиваль Азербайджанский государственный академический музыкальный театр. Шовги Гусейнов, исполнитель главной и единственной роли, сумел передать характер своего, прямо скажем, не совсем положительного персонажа так, что за ним видишь человека со всеми его слабостями, недостатками и неблаговидными поступками. Его герой получился живым и объемным, и пусть он не вызывает симпатии, но точно заслуживает сочувствия.

Хозяева фестиваля, Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского, сыграли свою недавнюю премьеру «Коля против всех» по одноименной пьесе С. Давыдова. Это бунт подростка его же глазами, когда кажется, что весь мир против тебя. Взросление - обычная ситуация, все через это прошли. Но в спектакле звучат важные вопросы: так ли уж непогрешим главный герой? Заслуженно ли он мучает окружающих? Может быть, ему нужно в первую очередь предъявить претензии не к близким, а к самому себе? Молодежный театр «Предел» из Скопина представил моноспектакль по Жану Аную «Мы не умрем сегодня вечером». Постановка отсылает к древнегреческой «Антигоне», в чем-то она видится спорной и неоднозначной, местами неровной, но многое искупается эмоциональностью и искренностью исполнения.

В спектакле «Одного кто знает?» по мотивам пьесы Бригитте Швайгер Областного русского драматического театра из Костаная (Казахстан) рассказана история о том, как пропаганда из обычного человека может сделать зверя незаметно и за очень короткое время. Внутренняя драма героини убедительно остро и безжалостно сыграна актрисой Юлией Кудряшовой (диплом «За лучшую женскую роль»). Эта же постановка отмечена диплом в номинации «За лучшую работу режиссера» (режиссер-постановщик Дина Жумабаева).

Центральный Дом актера им. А.А. Яблочкиной (Москва) был представлен спектаклем «Искусственное счастье» по рассказу Виктории Токаревой. Женское счастье, возможно ли оно и, если да, то как долго оно может длиться - авторы постановки пытаются говорить именно об этом. Камерный драматический театр под руководством Б. Голодницкого (Кострома) предложил свой вариант «Мальчиков» по пьесе Виктора Розова. Работа костромичей называется «Карамазов» и рассказывает, как можно догадаться из названия, об Алеше Карамазове. Многие линии, конечно, упущены, поскольку огромный роман вместить в сценический объем сложно. Иногда работа театра из Костромы казалась излишне статичной именно из-за того, что режиссер Станислав Голодницкий старался обойтись как можно меньшими потерями, не желая жертвовать даже самой малостью. Может быть, зря.

Театр из Франции «Русские дети Монпелье» привез кукольный спектакль по Саше Черному «О мыши, которая легкомысленно забралась в чемодан». Он предназначен для самых маленьких зрителей, изначально ставился на двоих, но одна из актрис, в силу понятных обстоятельств, не смогла пересечь границу, поэтому постановку пришлось переделывать. Отсюда появились длинноты и неоправданные паузы. Что ж, театр - живой вид искусства, всегда здесь и сейчас, поэтому потери, увы, неизбежны. Петербургский независимый театр «Vertumn» сыграл спектакль «Невидимка, двойник, пересмешник» по Марине Цветаевой. Постановка одновременно пластическая, музыкальная и драматическая, причем, каждая составляющая органично дополняет друг друга. Спектакль получился живым, а образ Цветаевой далеким от «забронзовелости».

Великолепным подарком для зрителей стали легендарные «Песни нашего двора» - визитная карточка Московского театра «У Никитских ворот» (режиссер Марк Розовский). Спектакль держится в репертуаре уже более четверти века и до сих пор собирает зрителя. Просмотрев его, становится понятно - почему. Здесь есть необыкновенная теплота к прошедшему времени, хотя оно и не идеализируется.

Вот такую разнообразную и насыщенную программу представил нынешний «Островский FEST». В нее также вошли выступления уличных коллективов перед театром и в фойе, экскурсии по Кинешме и окрестностям с театрально-краеведческим уклоном, круглые столы, пресс-конференции и многое другое. Завершился фестиваль фейерверком над вечерним городом и Волгой. Если все будет хорошо, то следующая, пятая встреча состоится ровно через год.

 

Фото Евгения ПАНКРАТОВА

Фотогалерея