Души. Ангелы. Бесы / "Мертвые души" в Санкт-Петербургском театре "Русская антреприза имени Андрея Миронова"

Выпуск №2-252/2022, Премьеры Санкт-Петербурга

Души. Ангелы. Бесы / "Мертвые души" в Санкт-Петербургском театре "Русская антреприза имени Андрея Миронова"

Как происходит обезличивание и омертвение человеческой души, «Русь-тройка, куда ж несешься ты», кто сидит в бричке? Об этом еще в 1993 году задумались молодой режиссер, недавний выпускник мастерской Георгия Товстоногова Влад Фурман, художники Олег Молчанов и Гала Филатова, актеры Сергей Русскин, Николай Дик, Алексей Федькин, когда обратились к гоголевской поэме «Мертвые души». Главная постановочная идея заключалась в том, что три актера, меняясь по ходу действия не только масками, но и ролями, играют всех гоголевских персонажей.

В 1993 «Мертвые души» стали для Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза имени Андрея Миронова» первым спектаклем с оригинальными декорациями, занавесом и уникальными масками. Эти маски, сделанные практически вручную из синтетического латекса, который, к тому же, было трудно достать, вошли во Всемирную энциклопедию масок, спектакль получил премию СТД «За новаторскую режиссуру» и Диплом первого фестиваля русского театра в Париже. Постановка 20 лет украшала афишу театра, став его легендой, как «Чайка» для МХАТа или «Принцесса Турандот» для Вахтанговского театра.

Сегодняшнее обращение к гоголевской поэме не восстановление легендарной постановки, а новое прочтение, хотя основная постановочная идея - игра с масками - сохраняется. Вместо прежнего оформления, в основе которого вертеп, вращающаяся коробочка со съемными стенками. Олег Молчанов выстроил многоуровневую конструкцию. В верхней части - горний мир, напоминающий собор с высокими окнами, в нижней - мрачный подвал, мир земной - место действия спектакля. Мимикрирующие, гибкие маски теперь выполнены с применением новейших технологий. Даже руки, например, у Собакевича, непропорционально огромные, страшные, загребущие, - тоже своего рода маски-«лапы». Эти важные атрибуты и уникальные объемные костюмы - авторские работы Галы Филатовой.

Олег Молчанов и Гала Филатова в настоящее время уже известные петербургские театральные художники, а режиссер Влад Фурман больше года является художественным руководителем Театра имени Андрея Миронова, определяя своими спектаклями его лицо и творческое направление - внимательное прочтение лучших произведений русской и зарубежной классики.

Особую мистериальную атмосферу «Мертвых душ» создает оригинальная музыка композитора Сергея Верховцева. Ансамбль молодых актеров - Александр Васильев, Филипп Чевычелов, Дмитрий Кушнерёв, Вадим Франчук, Евгений Бойцов, Михаил Черкашин, меняясь масками, костюмами, героями, представляют гоголевскую картину мира. Для исполнителей это настоящее профессиональное испытание, спектакль требует от них огромных физических затрат. Глаза, голос, пластика - лишь такими выразительными средствами можно пользоваться, находясь в маске и тяжелых объемных костюмах. Личины здесь путешествуют с одного лица на другое, мистически меняют хозяев, и кажется порой, что живут своей собственной дьявольской жизнью.

Три ангела спускаются на грешную землю, и, вселившись в тела персонажей, начинают странствие по грешной земле. Какими путями человек, приходящий в этот мир и пытаясь реализовать себя, постепенно теряет лицо, душу, превращается в беса? Об этом размышляют создатели спектакля.

«Жизнь моя подобна судну среди волн», - скажет Чичиков в своем первом разговоре с Губернатором. Литературоведами отмечено, что путешествие главного героя гоголевской поэмы своего рода «русская одиссея». Только это странствие не имеет желанной цели - возвращения домой, на родную Итаку. Путь, по которому несется Русь-тройка, неведом самому автору, и, наподобие Данте, Чичиков все глубже и глубже погружается в бездну ада. После очередной сделки ангел (или уже демон) выносит перо, бумагу, и подписание купчей о продаже мертвых крестьянских душ напоминает зловещую сделку уже о продаже души собственной.

Каждый из актеров в спектакле примеряет на себя личину Чичикова, но может мгновенно перевоплотиться в Манилова, Собакевича, Плюшкина, Коробочку, Даму приятную во всех отношениях, и Даму просто приятную. Время от времени маски сбрасываются, и актеры ведут диалог и от имени Гоголя, и от своего, показывая собственное отношение к происходящему.

Гротескные маски лишь поначалу кажутся карикатурными и забавными, есть в них что-то пугающее и жуткое. Этот «могильно-зоркий маскарад» (выражение поэта Вячеслава Иванова) к концу спектакля набирает темп и вот, неожиданно, в сцене Чичикова и Ноздрёва, актер выйдет в костюме Чичикова и в маске Ноздрёва. Ноздрёв, в свою очередь, - в маске Чичикова, а через некоторое время на сцене появятся три Чичикова, и это уже почти мифологическое существо с шестью руками. Пугающий гротеск, гофманиада превращаются во всеобщую картину обезличенного мира. Личина заменяет собой личность.

Кульминация - рассказ о смерти прокурора, который испугался происходящих событий и умер. Об этом, сбросив маску, ведет рассказ один из актеров. Ирония Гоголя взлетает на трагическую высоту, когда отмечается, что бровь покойника как бы поднята вопросительным выражением: «О чем покойник спрашивал, зачем он умер, или зачем жил?»

Ради чего происходит это стирание индивидуальности, для каких целей и куда несется Русь-тройка, в которой едет Чичиков? По замыслу второго тома поэмы, странствия Чичикова могли бы продолжиться, и герой попал бы в некое подобие чистилища, но Гоголь, как известно, сжег свое произведение. В финале спектакля на сцену выходит Ангел с символической папкой. Раскрыв ее, он сдувает пепел от сожженной рукописи, не оставляя никакой надежды. Трое актеров сбрасывают костюмы и маски, берут в руки кнуты. Что-то злое и демоническое уже проступает в лицах их героев, откинувших все свои личины. «Ну что, погнали?» - спросит один из них и громко щелкнет кнутом, поторапливая невидимых коней. Свет на сцене гаснет, а звуки кнутов становятся все громче и страшнее. И все быстрее несется метафорическая тройка-Русь.

 

Фото Виктора ВАСИЛЬЕВА предоставлены пресс-службой театра

Фотогалерея