Любовь остается / Вспоминая Любовь Теряеву (Хабаровск)

Выпуск №2-252/2022, Вспоминая

Любовь остается / Вспоминая Любовь Теряеву (Хабаровск)

В жизни встречаются особенные люди, общение с которыми остается в тебе навсегда. Даже если их давно уже нет на свете. Стоит только подумать, и далекий образ словно сразу обретает плоть и кровь. С актрисой Хабаровского ТЮЗа Любовью Васильевной Теряевой мы простились в 2011 году, но я до сих пор помню ее голос, походку, царственную посадку головы, мгновенно выделявшую эту женщину в любой толпе. В сдержанной и доброжелательной манере говорить, в несуетливых жестах читалось достоинство человека, прошедшего через суровые испытания, но сохранившего душу живой.

Свою жизнь Любовь Теряева всегда измеряла не годами - сезонами, театр называла судьбой. Прежде чем остановить выбор на Хабаровске, она выходила на подмостки Омского и Кировского ТЮЗов, Канского, Павлодарского и Нижегородского драматических, Иркутского музыкального театра. В общей сложности актриса посвятила сцене больше 50 лет, сыграв 210 ролей, и конкретно в Хабаровском ТЮЗе - 152.


Мечты сбываются

«Судьба вела меня в мою мечту», - сказала как-то Любовь Васильевна. Она имела в виду счастливую встречу со своим будущим мужем, актером Петром Яковлевичем Теряевым, повлиявшую на окончательный выбор профессии. До этого момента театр для нее оставался мечтой прекрасной, но далекой.

Любовь Теряева, в девичестве Лелянова, родилась в 1926 году в Ленинграде, но в шесть лет переехала с семьей во Владивосток. Отца, Василия Константиновича, путиловского рабочего, командировали на Дальзавод, где он и проработал всю жизнь. Мама, Антонина Яновна, была сестрой милосердия, служила в Чешском корпусе. Когда началась Великая Отечественная, Любе исполнилось пятнадцать. Конечно, до восточной окраины России звуки взрывов не доносились, но, как рассказывала Любовь Васильевна, уходившие на фронт эшелоны и толпившиеся у военкоматов люди не давали ни на минуту забыть, что на страну обрушилась беда. Ей тоже не хотелось оставаться в стороне, и самое большее, что смогла сделать, - ушла из школы в училище фабрично-заводского обучения, получила профессию фрезеровщицы и стала работать на Дальзаводе, где изготавливали детали для автоматов, гранат, подводных лодок.

«Это было нелегко, - вспоминала потом Любовь Васильевна. - Детали тяжелые, в цехе холодно, питание плохое. К тому же я была маленького роста, и у станка приходилось стоять на ящиках. Работали в то время в основном женщины и подростки, поддерживали друг друга как могли. А когда слушали фронтовые сводки и узнавали об успехах наших войск, охватывала гордость и надежда, что ненавистного врага уничтожили из того оружия, что сделали мы. Это было наше участие в войне. Случалось, кто-то горько плакал над похоронкой на брата, мужа или сына, и тогда к горлу подступала ярость, а руки продолжали отчаянно крутить рукоятки станка...»

Но находилось место и праздникам. К особым датам в заводском клубе готовили концерты, их все ждали. Любовь Васильевна подчеркивала: «Очень важно было оставаться людьми». Сама она пела и танцевала. Приходила на репетиции, падая от усталости, но вдруг откуда-то брались силы и открывалось второе дыхание. А потом в ее жизнь вошел театр.

В виде премии Люба получила билет в Приморскую драму на спектакль «Платон Кречет», и потрясение от того вечера не забылось даже многие десятилетия спустя. Особенно покорил главный герой в исполнении Андрея Присяжнюка, одного из самых ярких дальневосточных артистов. Девчонка, прозванная за малый рост Кнопкой, тогда и подумать не могла, что спустя годы сама будет играть в этом спектакле юную Майку.

В один из майских вечеров 1945-го на танцевальной площадке Клуба моряков Любовь Васильевна встретила Петра Теряева - профессионального актера, успевшего поработать в Иркутском ТЮЗе. Его призвали в армию, и во время войны он служил во Владивостоке старшиной второй статьи. Второе свидание было назначено на 9 мая. Они решили отправиться в кино, но в этот момент по громкоговорителю объявили о нашей победе в войне. Все выбежали на улицы, корабли вышли на рейд и, почти как чудо, зажглись огни - впервые после долгой светомаскировки.


Судьба ведет

Профессиональная жизнь в театре началась у Любови Теряевой в Иркутске. Муж после демобилизации вернулся в ТЮЗ, а она поступила по конкурсу в балетную группу Иркутского музыкального театра. «Работая в оперетте, я трепетно относилась к сцене, - рассказывала Любовь Васильевна. - Для меня сцена была и будет святым местом. Главный режиссер Александр Николаевич Орлов, заметив во мне эту трепетность, стал давать небольшие роли. Обычно первыми претендентками были хористки, а тут артистка балета. Замечательная актриса Марья Алексеевна Морозова, ставшая моей театральной матерью, репетировала со мной...»

Так вышло, что о своем продвижении в театре Любовь Васильевна мужу не говорила. Только когда получила роль в «Периколе» Ж. Оффенбаха пригласила его на спектакль. Петр Яковлевич задержался, пришел только ко второму акту и был потрясен, увидев свою Любу в качестве драматической артистки. В дальнейшем он стал для нее самым главным наставником, а со временем и партнером по сцене. Вместе они готовили роли, а после спектакля всегда анализировали сыгранное, обсуждая удачи и недочеты.

В детских театрах Любовь Теряева переиграла множество сказочных персонажей, в ее послужном списке были лисички, зайчики, гусеницы, а также вариации Бабы-Яги. И очень долго выходила на подмостки в амплуа травести, воплощая на сцене образы мальчишек. В этих персонажах актрису всегда поражала их цельность, правдивость, непредсказуемость и озорство. Такими были ее Валик в «Детях подземелья» В. Короленко, Шурка Тычинкин в «Сомбреро» С. Михалкова, Гекльберри Финн в «Томе Сойере» М. Твена (пройдут годы, и она получит роль тетушки Полли), китаец Ю-Ю в «Красных дьяволятах» П. Бляхина, Буратино в «Приключениях Буратино» А. Толстого и многие другие. Своего последнего мальчишку Любовь Васильевна сыграла в 51 год.

Случались в творческой судьбе тогда еще молодой актрисы и взрослые персонажи. В 1959 году, например, в спектакле «Да сгинет день» Дж. Гордона она исполнила сложную, требующую серьезного жизненного опыта роль Мэри Грэхем, матери двоих детей. «Но я никогда не играла на сцене возраст, - говорила Любовь Васильевна. - Я играла характер». Возможно, поэтому такими заметными становились ее Арина Пантелеймоновна в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, Клавдия Васильевна в спектакле «Дорога, которой ты идешь» В. Розова, Матрена в «Горячем сердце» и Кукушкина в «Доходном месте» А.Н. Островского, Акулина Ивановна в «Мещанах» М. Горького, Наталья Степановна в «Предложении» А.П. Чехова и другие. Последней крупной работой в Хабаровском ТЮЗе стала Тельма в спектакле «Спокойной ночи, мама» М. Норман, сыгранная невероятно жестко, трагически.

Наступил момент, когда Любовь Васильевна приняла решение уйти из театра. Причины мы не обсуждали, но актриса говорила, что возможность играть много лет на сцене театра для детей была для нее настоящим счастьем. И признавалась совершенно искренне: «Я рада, что от имени театра могла доставлять минуты радости одним, заставлять негодовать других, о чем-то задуматься третьих».

И все же ее неугомонный характер не позволил оставаться в тени. Любовь Теряева организовала для пожилых людей клуб «Ровесники», проводила творческие встречи, до конца своих дней участвовала во всех событиях Хабаровского отделения СТД РФ. Такой и запомнилась - легкой на подъем, улыбающейся, щедрой на доброе слово, свято верящей в целительную силу театра.

 

Фото из архива Л.В. Теряевой

Фотогалерея