Брянские факты/ XVII фестиваль «Славянские театральные встречи»

Выпуск №1-121/2009, Фестивали

Брянские факты/ XVII фестиваль «Славянские театральные встречи»

 

Редко какой театральный фестиваль, при всем их нынешнем обилии, можно, не кривя душой, назвать долгожителем.

«Славянские театральные встречи»-2009 прошли в Брянске в конце мая уже в семнадцатый раз, включив в свою афишу полтора десятка спектаклей из Белоруссии, Украины и России. Коллективы из Брянска, Москвы, Гомеля, Нежина, Нижнего Новгорода,Чернигова, Мичуринска, Липецка, Омска, Минска и Симферополя выступали на трех площадках, неизменно собирая полные залы пристрастных театралов.

Брянский праздник был посвящен 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, хотя собственно гоголевских сюжетов в его программе было всего три: «Ревизор» с развязкой», «Женитьба» и «Игроки». Классику ХIХ века дополнили А.В.Сухово-Кобылин, Т.Г.Шевченко, А.Н.Островский. Музыкальная версия чеховского «Предложения» завершала этот перечень.

Дальше следовали кассовые «верняки». Для детей кукольники Брянска и Липецка сыграли, соответственно, «Аистенка и Пугало» Л.Копейской и Г.Крчуловой и музыкальную сказку Г.Гладкова и Ю.Энтина «Бременские музыканты».

Опера-шутка «А чой-то ты во фраке?» по «Предложению» А.П.Чехова стилизована в Мичуринском театре под бесхитростную сельскую идиллию, хотя в этой «игре на нервах» была заметна и доля лукавства, просвечивавшего сквозь простодушный водевильный сюжет. В частности, крестьянский оркестр, своею живой игрой сопровождавший происходящее, ухитрялся все события еще и комментировать, отражая чисто чеховскую тему «мужики при господах, господа при мужиках...»

Интонационно эта «опера для драматических артистов» близка авторской песне, классиками которой являются ее авторы С.Никитин и Дм.Сухарев. Это позволило режиссеру Сергею Дубровскому и артистам увлеченно играть в оперу, не претендуя на филармоническое совершенство вокальной техники. Перефразируя известный слоган ковбойских салунов, можно сказать: «Не стреляйте в артистов, они поют, как умеют». Да и не в пении тут дело. Куда существеннее трагикомическая беззащитность героев перед судьбой, с чем каждый борется, как может. Наиболее внятным и достойным сочувствия оказался здесь жених — Иван Васильевич Ломов, в характере которого артист Виталий Мещеряков явил и нежность, и упрямство, и комическую обреченность.

Иной, трагедийный сюжет — «Ведьма» по мотивам поэмы Т.Г.Шевченко предстал эффектным музыкально-пластическим зрелищем в интерпретации Черниговского музыкально-драматического театра. Здесь история героини в исполнении опытной и вдохновенной Ольги Бондаренко развивается на фоне активной пластической жизни молодых артистов балета, а персонажи драматические чаще остаются на втором плане, почти безмолвно отражая сюжетные перипетии.

Поэтичный рассказ о горькой женской судьбе запомнился в большей степени темпераментными пластическими композициями, насыщенно-драматической музыкой в стиле Карла Орфа, изысканной простотой решения сценического пространства, где огромное невесомое полотно непрерывно создавало неожиданные и загадочные образы.

Музыка пронизывала и действие «Банкрота» А. Н.Островского из Минска.

Труппа Белорусского молодежного театра почти протанцевала комедию как лихую кадриль. Танцы и песни тоже были здесь своего рода комментарием к сюжету, комментарием язвительным и циничным

Режиссер Модест Абрамов и художник Лариса Рулева освободили сцену, чтобы хореографы Людмила и Ефим Фадеевы могли создать пластическую партитуру действия, которое несется к невеселому финалу очертя голову, словно русская тройка.

В центре событий оказался Лазарь Подхалюзин в темпераментном исполнении молодого артиста Константина Михаленко. Человек получился беззастенчивый и азартный, в наглости своей талантливый и бесстрашный, безоглядно идущий к цели и способный на пути своем предать всех и каждого.

Имидж златокудрого купидона ему в помощь, поскольку жутковатая суть безжалостного и циничного характера остается до поры скрыта. Совести Лазарю господь не дал, зато сверх меры наделил хваткой и деловым азартом, и, по всему судя, этот «падший ангел» далеко пойдет.

Совсем другого Островского показали хозяева фестиваля.

Брянский театр имени А.К.Толстого выступил с редко воплощаемой «Блажью», написанной классиком совместно с П.М.Невежиным и являющей собой пример пьесы, богатой «околочеховскими» мотивами.

Режиссер Борис Горбачевский и художник Александр Малыгин старательно стилизовали эстетику ХIХ века ( «кружевные» кущи парка, костюмы и ритмы эпохи, типажность персонажей и специфику этики, им присущей). Но лирическую энергию про последнюю страсть чувственной женщины, у которой от любви все валится из рук и течет между пальцами, затмила история пришлой «правдоискательницы», поначалу готовой непутевую родственницу спасти, а к финалу простодушо переманивающей к себе ее наглого любовника. Даму эту зовут Прасковьей Антоновной. Замечательно яркая, полнокровная и простодушная в исполнении Светланы Сыряной, она неотвратимо выходит на первый план, сокрушая лирическую тайнопись главной героини.

«Оборотень, или Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина показал Гомельский театр. Режиссер Андрей Бакиров вхохновенно сочинил историю по-хичкоковски черную, инфернально таинственную и кровавую.

В безоттеночно черном пространстве, кажется, всякий, и сам того не желая, рискует выродиться в упыря, вурдалака или монстра. Криминально-фантастический трагифарс оставил впечатление мощное и глубокое, объяснимое режиссерской увлеченностью, которую актеры всецело разделяют.

Наиболее заметным оказался в этой дьявольской игре несокрушимо циничный молодой и полный сил Варравин, прекрасно сыгранный Юрием Мартиновичем.

Прежде чем рассказать о блоке гоголевских постановок, обращусь к пресловутым кассовым хитам фестивальной программы.

Уважение вызвала «Странная миссис Сэвидж» Дж.Патрика, вновь возвращающаяся на нашу сцену. Артисты Липецкого муниципального театра бережно сыграли мелодраму о человеческом одиночестве и взаимопомощи, всех объединяющей и всем дарующей надежду. Бенефисная пьеса в корректной режиссуре Г.Балабаева стала историей «союза одиноких сердец», где упрямая свобода благородной Этель Сэвидж — З.Горячевой помогает каждому обрести себя и утвердиться в своей душевной суверенности. Особенно яркая фигура здесь — немногословная миссис Педди, сыгранная А.Коробовой в лучших традициях высокого абсурда.

Зрители отнеслись к спектаклю очень сочувственно: сосредоточенно молчали в мелодраматические моменты, тепло радовались маленьким победам каждого героя.

К сожалению, не менее «проникновенно» реагировали зрители и на пьесу Н.Демчик «Роскошные женщины», которую привез в Брянск Крымский академический театр им. М.Горького из Симферополя.

Комедия очень похожа на знаменитый «Конкурс» А.Галина (женский «кастинг» то ли на роль Софьи Андреевны Толстой, то ли на должность экскурсовода в Ясной Поляне, разворачивается в стилистике телевизионного «Аншлага», отчего порой просто темнеет в глазах).

Режиссер А.Новиков в разгул женских самолюбий не вмешивается: шестеро актрис наяривают кто во что горазд, выдавая за репризы и импровизации, кто что слышал «на именинах тети Сони». Два с лишним часа со сцены несутся смачные хохмы вперемешку с прочувствованными монологами про трудности женской судьбы. На мой вгзляд, выглядит все это разнузданной спекуляцией. Но зрители отдали спектаклю свой «Приз симпатий».

Неотвратимая, словно торнадо, комедия Р.Куни «Номер 13» достигла даже сцены Брянского ТЮЗа, где режиссером Юрием Пахомовым и художником Ольгой Малыгиной воплощена под названием «Он, она, окно и...». Получился неожиданно эффектный, броский и забавный спектакль, где все оправдано игровым голодом актеров, дорвавшихся до ролей, которые можно разыграть без «психологической грыжи».

Комедийный «тандем» Михаила Лаврушина (Ричард Уилли) и Владимира Аверина (Джордж Пигден) определяет насыщенность действенной энергетики зрелища.

Сюжетный механизм не мешает яркости типажей: в их безумии есть своя система. Замечательно точной фигурой становится умеющий оказаться в нужном месте в нужное время Официант, сыгранный молодым артистом А.Убаковым сатирично и умно, с хорошей жанровой интуицией.

Нежинский Украинский театр разыграл комедию Альдо Николаи «Амор. Кохано. Итальяно», более известную под названием «Любовь до гроба», столь же темпераментно и остроумно (режиссер Алексей Быш, художник Елена Быш, хореограф Ганна Сирякова).

Эксцентрическая трагикомедия о взбалмошной дамочке, подыскавшей себе на курорте любовника, способного, как ей хочется, прикончить надоевшего супруга, - типичная антрепризная «трехходовка», но театр внезапно обнаруживает в ней лиричность, психологическую зоркость и даже зрелищность (изящная балетная пара — Алена Якименко и Александр Репях — блестяще танцуют в интермедиях свою, не лишенную юмора, любовную историю).

Трио главных героев: Женщина, Муж и Любовник - выстраивают свои отношения содержательно и страстно.

Абсолютным лидером становится Эва в блистательном исполнении Аллы Соколенко, актрисы удивительного изящества, легкости и жанровой чуткости. Любо-дорого глядеть, как эта «пожирательница сердец», сверкая обаянием, интригует или симулирует муки совести, как обольщает или выкручивается. При этом вихревой сюжет не теряет ни на мгновение правды внутренних чувств, чего в подобных пьесах труднее всего достичь.

Последним спектаклем подобного рода стал на «Славянских встречах» «День Космонавтики» Е.Унгарда в исполнении артистов Московского театра им. М.Н.Ермоловой.

Режиссер Фаина Веригина и художник Валерий Фомин прониклись ностальгией по эпохе высоких идей, принадлежность которой грела душу нескольким поколениеям наших сограждан. Среда действия тоже угадана верно: замызганный клубишко забытого богом райцентра. Здесь три одинокие бабенки, библиотекарша, буфетчица и уборщица, репетируют пафосную театрализованную лекцию ко Дню Космонавтики.

Сюжет концентрируется вокруг женских одиночеств, нелепых и трогательных мечтаний, милого, не менее беззащитного бабьего вранья про завидную интимную жизнь с невероятно загадочными мужчинами.

Безупречные мастера Светлана Головина, Наталья Потапова и Александра Назарова во всеоружии опыта виртуозно, не скрывая удовольствия, живописуют характеры эксцентричные, противоречивые и бесконечно обаятельные, ни разу не срываясь на банальный фарс или трюковую дурь. Трагикомическая суть происходящего прорастает сквозь сюжет сама собой, но в очень внятных акцентах, игровых и человеческих. В финале, «на минуточку» попадая в рай, все трое от райской жизни сознательно отказываются, дорожа прожитым и пережитым.

Блок гоголевских сюжетов начался «Женитьбой» Нижегородской академической драмы. В версии режиссера Валерия Саркисова и художника Валерия Фомина интересно разработан мотив «театра в театре», что хорошо поддерживает иллюзию «вечного возвращения», горькой тоски и напрасных ожиданий.

Упрямое вдохновение по разным поводам, но в равной степени присуще здесь, пожалуй, лишь Яичнице - Сергею Блохину, да еще Кочкарев Анатолия Фирстова занятен своей одержимостью отомстить свахе за навязанную семейную жизнь.

Московский духовный театр «Глас» в Брянске показал «Ревизора» с развязкой». В этом многозначительном зрелище, исполненном пафоса и нравственного «учительства», несомненен актерский талант Никиты Астахова в роли городничего, равно как и характерная яркость Татьяны Белевич — Анны Андреевны. Но самыми занятными персонажами, пожалуй, стали Осип Павла Шального и им же изящно и лукаво сыгранный Иван Лазаревич Растаковский.

Радостным открытием «Славянских театральных встреч» стали «Игроки» в режиссуре Натальи Корляковой и сценографии Любови Петровой, привезенные в Брянск театром «Студия Любови Ермолаевой» из Омска.

Чистота игровых приемов «мистической комедии» на удивление точно отражает здесь природу гениального текста, его безусловную, хотя и загадочную сценичность.

Молодые актеры сатирично и смело портретируют членов преступного сообщества, чья наглая «простота» унизительна для сознания художника своего дела — Ихарева.

Спектакль не только остроумен, но и глубок: дьявольщина, при несомненном артистизме, всегда чревата трагедией. За соблюдением этого закона с настырным вниманием следит гостиничный слуга Алексей — Евгений Сизов, одинаково похожий и на черта, и на Гоголя. Он нахально дирижирует событиями сюжета, в котором все предрешено и все необъяснимо. Мечты тут оборачиваются тупиком и обманом , а всякий реальный талант оказывается повержен и осмеян.

Омские «Игроки» удостоены «Гран-При» Международного фестиваля «Славянские театральные встречи» - 2009.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.