Ногинск. По закону театра: о нас и для нас

Выпуск №3-253/2022, В России

Ногинск. По закону театра: о нас и для нас

После нескольких лет непростых испытаний, конфликтов труппы с руководством, Московский областной театр драмы и комедии в Ногинске начал новую, весьма активную творческую жизнь. С мая по ноябрь состоялись пять премьер: «Саня, Ваня, с ними...» Владимира Гуркина (режиссер Николай Дручек), «Трикинг» (режиссер Иван Чумаченко), пластический спектакль «Любимая кассета моей старшей сестры» (режиссер Светлана Зотова), «Шестой этаж» Альфреда Жери (режиссер Михаил Чумаченко) и «Легенда о волке» по роману Джека Лондона «Белый клык».

Мне довелось увидеть только две из премьер, но можно с уверенностью сказать: назначение Михаила Чумаченко художественным руководителем достаточно настрадавшегося коллектива обещает то будущее, которое вернет память зрителей к славным временам этого театра. Впрочем, не станем загадывать - поговорим о настоящем.

Николай Дручек, режиссер, знакомый и полюбившийся труппе и зрителям спектаклями, поставленными в Ногинске ранее, остановил на этот раз свой выбор на пьесе Владимира Гуркина. Ученик Петра Наумовича Фоменко, он придумал неожиданное пространство, в котором широко известная пьеса приобрела новые оттенки. В частности, очень существенные для дня сегодняшнего. Спектакль идет во внутреннем дворе театра, где мостками проложен путь героев, но действие временами перемещается то на крышу стоящих чуть поодаль зданий, то на расположенные неподалеку скамейки (художник-постановщик и художник по костюмам Владимир Мартиросов).

Пьеса «Саня, Ваня, с ними Римас» была написана к 60-летию Великой Победы. Одна из немногих - о войне без войны, в которой автор просто, легко и очень нежно рассказал историю своей семьи: бабушки, скончавшейся после получения похоронки на мужа, погибшего в Сталинграде, ее сестер, их мужей и детей. Обычная человеческая история о женщинах, чьи мужья ушли на фронт Великой Отечественной войны, а они остались в колхозе Пермского края, стала обобщением. И одним из главных достоинств спектакля явилась для меня иллюзия полного совпадения персонажей с артистами. Они не сосредоточены на имитации местного говора, движения их свободны и раскованы, нет и следа «игры в деревню». Перед зрителями предстали простые люди, живущие не столько разумом, сколько чувствами, несдерживаемыми эмоциями, здоровым народным юмором, когда в каждом перемешано смешное и грустное. Они облекают поступки и чувства в живые человеческие диалоги и монологи. И даже «проходной», лишенный слов Деревенский домовой с гармошкой сыгран замечательным артистом Андреем Троицким так, что глаз не оторвать от него ни на миг! Он чувствует малейшие оттенки настроений своих соседей и отзывается на них мимикой, жестами, самим выражением заросшего густой бородой лица...

Пересказывать содержание достаточно известной пьесы, идущей в театрах страны, нет никакого резона. Смысл спектакля Николая Дручека - в существовании вот таких людей, которые без малейшей доли пафоса умеют пережить тяготы бытия, тревогу за близких, горести и испытания, потому что им ведомо понятие: что есть Жизнь. Бесценная, неповторимая, в которой не должно быть места унынию, в которой никогда нельзя опускать руки. И что очень важно - жить той судьбой, что дана свыше, не придумывая ничего, не насилуя себя. Очень разные три сестры, Александра (Евгения Баринова), Анна (Анна Юзыч), Софья (Ирина Громцева), ее дочь Женя (Ольга Верещагина), из девчонки ставшая за прошедшие с войны годы молодой матерью, но каждая из них естественно, без надрывов и страданий проживает ежедневное бытие - не свое отдельное, собственное, а своей семьи, что означает в пьесе и спектакле жизнь страны, общества. Таков же и милиционер Римас (Олег Мошкаркин), влюбленный в Александру, но не задумываясь спасающий мужей двух сестер от ареста по доносу председателя колхоза, спокойный, основательный, умеющий долго ждать и буквально «на пороге» выстраданного счастья с Александрой встретивший ее вернувшегося через несколько лет после окончания войны мужа Ивана (Андрей Кирьян)... Принявший, как и все другие герои, свою судьбу.

К достоинствам спектакля Николая Дручека необходимо отнести и тот вокальный тренинг, что прошли под руководством Марии Нефёдовой артисты - их пение вызывает неподдельный восторг, который может возникнуть не театральным изображением народа, а растворением в этом понятии...

А на большой сцене появился спектакль Михаила Чумаченко «Шестой этаж». Эта пьеса, написанная малоизвестным у нас французским драматургом Альфредом Жери около середины прошлого века, неожиданно сыграла весьма значительную роль в жизни отечественного театра: именно ее выбрал для своего дебюта назначенный на должность главного режиссера Ленинградского драматического театра имени М. Горького, переживавшего в ту пору тяжелые времена, Георгий Александрович Товстоногов. И с этой незатейливой мелодрамы началась слава театра, ставшего с годами и десятилетиями известного всему миру.

Казалось бы, что нам, живущим в третьем десятилетии следующего века, Гекуба? А выбор оказался снайперски точным: не одной ли из важнейших, насущных задач становится сегодня объединение самых разных, случайно оказавшихся в одном пространстве, в тесных комнатах шестого этажа доходного дома людей? Разного возраста, социальной принадлежности, далеко не всегда приятными для окружающих пристрастиями, живущими каждого в своем мире, даже если они не одиноки... У зрителей старшего поколения это разделенное воображаемыми стенами и дверьми пространство может вызвать воспоминания о коммунальных квартирах, общежитиях. У более молодых и совсем юных - возникнет иллюзия Интернета, где все становится мгновенно доступно и обсуждаемо всеми, будь то политические новости или сплетни о жизни «звезд» разной профессиональной группы; будь то проблемы искусства, литературы, строительства, финансов, косметологии и бог знает чего еще.

Художник-постановщик Сергей Дулесов и художник по костюмам Елена Ярочкина обозначили время и место действия предельно просто, не навязывая ставших привычными для театров всего мира экранов, технических ухищрений, броских, усыпанных стразами одежд. Вневременность, а значит: везде и всегда - идеально соответствует жанру «романтической комедии», как и распахнутое пространство с надписями «комната № 1» и далее. Только две из них вынесены на авансцену - главные линии сюжета будут сходиться и расходиться именно там, где поселились мсье Ошепо с единственно близким человеком, дочерью Эдвиж (Евгения Баринова), а в комнате напротив вот-вот появится молодой журналист и поэт Жонваль (Игорь Бондаренко). Владимир Ташлыков в роли мсье Ошепо очень выразительно преображается из роли замороченного бухгалтера с вечным портфелем в руках, нежно любящего свою дочь, в вдохновенного сочинителя бульварных романов, которые едва ли не ежегодно выходят в свет под разными именами и невольно заставляют вспомнить некоторых сегодняшних авторов скороспелых романов и телевизионных сериалов. Скорее всего, и у них есть подобные картотеки с набором типажей.

Начинается спектакль с ноты скандально-нервной: непризнанный, но уверенный в грядущем признании художник Лескалье (яркая, эмоциональная работа Федора Казакова) и его жена Жермэн (Ольга Сальникова наделяет свою героиню столь ненасытной жадностью к чужой жизни и пересудам, что воспринимается кем угодно, только не заботливой матерью новорожденного ребенка) надеются вымолить у владелицы этого общежития отсрочку в оплате. Но мадам Марэ начинает свой ежемесячный обход жильцов именно с их комнаты, за несуществующими стенами которой все происходит крикливо, эмоционально, идет ли речь о деньгах на покупку сигарет или на молоко для ребенка. Решительными шагами, с сумочкой через плечо для своих поборов и раздачи квитанций она тоном, не требующим возражений, не только не допускает отсрочки, но настаивает на выселении крикливых и неаккуратных жильцов. Замечательная актриса Надежда Гуртовенко сыграла на своем веку немало волевых, сильных и уверенных в себе женщин, но даже в первом ее появлении на шестом этаже властность смешивается с каким-то непонятным чувством: в решительном тоне и - как будто не совсем уверенном в своей правоте выражении лица; в том, как быстро соглашается мадам Марэ переселить неспокойную семейку в другую комнату. Всё прояснится в последующем развитии сюжета, когда она положит руку на плечо вставшего рядом мягкого и, кажется, довольно равнодушного ко всем событиям жизни жильцов мсье Марэ (Виктор Башинский), а он равнодушно сбросит ее руку и вернется читать, почерпывая житейскую мудрость именно в книгах. Такая растерянность, такое одиночество будут во взгляде актрисы вслед уходящему мужу, что станет ясно: жильцы необходимы ей, чтобы было, с кем общаться, чью судьбу разделять, участвуя абсолютно во всем...

Надо отдать должное режиссеру и всем артистам, занятым в спектакле: они безукоризнены в тщательной отделке каждого из характеров: «султанша» Берт (Татьяна Ковтун) в неизменной чалме и турецких одеждах, сладострастно прикладывающая стакан к несуществующей стене комнаты Лескалье, чтобы не пропустить ни слова из их семейных разборок. Обольстительная и вульгарная Жанна (Марианна Лукина), любовники которой меняются со скоростью света (их троих играет, чуть изменив внешность и манеры, Андрей Глазунов) и появившаяся в финале Неизвестная (Ирина Рыжакова своим строгим видом и мечтательным взглядом вдаль воображаемого окна в нескольких фразах создает иллюзию того, что она, скорее всего, завладеет этим шестым этажом, подчинив всех своей воле).

Но о главных персонажах необходимо сказать более подробно. Евгения Баринова в роли Эдвиж предстает перед нами сначала почти девочкой, стесняющейся своей искалеченной ноги, затем - влюбленной в Жонваля девушкой с расцветающей душой, а следом - скрывающей свою беременность от всех, обманутой молодой женщиной, постепенно понимающей, что любовь была всегда рядом, просто она не видела, не осознавала, насколько нужна юному Жожо (очень органичен и привлекателен в роли Денис Денисов). Каждое из этих состояний актриса проживает точно, естественно и... заразительно не только для окружающих, но и для зрителей, которые, не таясь, смахивают слезы с глаз.

Первая встреча с Жонвалем, пришедшим снять комнату, выстроена режиссером, хореографом и артистом смешно и чрезвычайно «романтично»: увидев юную девушку, этот бонвиван устремляется к ней в балетных па, выразительно раскинув руки, подобно артисту именно этого жанра. Его выделяющиеся подтяжки, отсутствие пиджака, тяжелые высокие ботинки в сочетании с неожиданным балетом, мгновенно дают ощутить в Жонвале ту мужскую харизму, ту привлекательность, которые сегодня с усилием можно найти как в жизни, так и в театре. Могла ли не поддаться этому наивная девушка-хромоножка? Однако слишком скоро Жонваль предаст Эдвиж с очередной дамой сердца, Ирэн (Татьяна Иванцова) в соответствии с вечным законом: идеальное слишком быстро приедается...

И это предательство, совершенное по отношению к доброй, застенчивой, всеми любимой девушке, сплотит всех: мадам Марэ устроит настоящий суровый допрос с целью выяснить, кто написал письмо, открыв тайну Эдвиж? Когда виновник будет найден - все отвернутся от сделавшей это Берт и от Жонваля, который, раскаявшись, все равно вынужден будет покинуть шестой этаж, объединившийся в презрении к нему. Берт сумеет вымолить прощение перед свадьбой Эдвиж и Жожо, но Жонваль - никогда. С ней-то просто перестали разговаривать, а от него, уходящего, отвернулись. Все обитатели этажа одновременно...

Зло оказалось наказанным, добро - вознагражденным. Романтическая комедия обернулась мелодрамой в том высоком смысле понятия, в котором мы забыли его употреблять, заменив на пренебрежительное, а порой и откровенно ругательное. А еще в начале прошлого столетия Горький прозорливо писал в одном из своих писем Л.А. Сулержицкому, что именно этот жанр крайне необходим. Необходим он, может быть, даже более в наше время, уставшее от постмодернистских изысканий, в котором потерялось главное - Человек.

И то, что Михаил Чумаченко, ученик тончайшего исследователя и знатока тайн души каждого, Леонида Ефимовича Хейфеца, остается верен этому неписаному, но признанному завету - обнадеживает...

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея