Музыкант и кудесник / Александр Ветошкин (Сыктывкар)

Выпуск №3-253/2022, Лица

Музыкант и кудесник / Александр Ветошкин (Сыктывкар)

Один из ведущих артистов Национального музыкально-драматического театра Республики Коми - Александр Ветошкин - отмечает золотой юбилей. Народный артист и заслуженный работник культуры Республики Коми, лауреат республиканских государственных премий работает в театре почти с момента его образования, с 1992 года. Он солист фольклорно-этнографического ансамбля «Парма», однако участвует в большинстве постановок театра как драматический актер, а также как артист-вокалист и артист-инструменталист. Александр Анатольевич Ветошкин - один из самых узнаваемых и любимых зрителями артистов, знающих его еще и по телевизионным постановкам.

В 2007 году, одним из первых в республике, Ветошкин стал лауреатом премии им. С.И. Ермолина «Золотая звезда», которая вручается раз в два года выдающимся деятелям театра Республики Коми. В 2011 году артиста наградили памятным знаком «90 лет Республике Коми».

Талант Александра Ветошкина многогранен. Он не только композитор, но и мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов. Во многих спектаклях театра звучит его музыка. Это и комедии коми авторов Алексея Попова «Летающий гость» (2015), Николая Щукина «Дачники» (2016), этно-мюзиклы по повести коми писателя Владимира Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской» (2016) и «Пермь Великая и Москва» (2016), драматическая поэма о жизни и творчестве коми поэта и драматурга Виктора Савина «Звезда неугасимая» (2018), детские сказки «Новогодний переполох» (2016), «Хитрый дед Нёрым» (2006)... Александр Ветошкин создает музыкальные аранжировки ко многим постановкам, в том числе к театрализованной концертной программе народных коми песен «Komi.Folk», поставленной театром совместно с театром города Форсса (Финляндия) в 2021 году, где он выступил еще солистом и инструменталистом; к эпической музыкальной драме «Ясӧвӧй» (Вожак) и ижмо-колвинскому эпосу, где он также исполнил роль «коренного певца» - музыканта, солиста, ведущего эпическое сказание.

Вот что писал о «Вожаке» театральный критик Павел Подкладов: «В блистательной музыке и пении «коренных певцов» - Валентины Соколовой и Александра Ветошкина - было столько мудрости, непосредственности, юмора, любви к родному краю, северной удали и вольной волюшки, что они стали чуть ли не главными действующими лицами спектакля». («Негаснущий очаг». «Страстной бульвар, 10», № 5-155/2013)

В июле 2012 года спектакль «Вожак» стал лауреатом премии Правительства Республики Коми, в составе коллектива артистов был и Александр Ветошкин. За роль «коренного певца», вокалиста-инструменталиста в эпической драме «Вожак» Ветошкина отметили дипломом на Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул» (Саранск, 2012).

Александр Анатольевич бесконечно увлечен музыкой. Он ведет большую работу по расшифровке фольклорных музыкальных материалов, изучает и осваивает традиционные музыкальные инструменты народа коми, является членом региональной организации «Союз мастеров-художников и реставраторов музыкальных инструментов».

Поскольку Национальный музыкально-драматический создавался как театр фольклора, в его репертуар должны входить постановки на основе многолетних накопленных знаний по коми фольклору, традиционному песенно-музыкальному творчеству. Благодаря Александру Ветошкину многие музыкальные инструменты, звучащие в спектаклях и на концертах, изготавливаются прямо в театре - духовые (чипсан, пӧлян, буксан), шумовые (шур-шар, зиль-зёль, сярган), струнные. Их использование, несомненно, украшает спектакли, дает новую жизнь самобытной народной музыке.

Было время, когда струнный сигудöк считался у коми популярным музыкальным инструментом. Он похож на скрипку, но играют на нем сидя и держа на коленях. Сигудöк придумали охотники, уходившие на промысел в тайгу. Чтобы скоротать и скрасить одиночество, они наигрывали грустные мелодии на инструменте, сделанном из цельного куска дерева, а позднее из консервной или пороховой банки, через которую натягивается конский волос. Александр Ветошкин - один из немногих артистов во всей республике, кто владеет игрой на этом старинном смычковом инструменте. А недавно он начал изготавливать его сам, хотя технически это очень сложно.

Старинная музыка звучит в музыкальном спектакле «Душа пармы», поставленном по эпизодам из литературного эпоса «Биармия» Каллистрата Жакова. В этой постановке Ветошкин играет музыканта-кудесника Вöрморта. Спектакль стал лауреатом фестиваля фольклорных театров «Русский остров» (Москва, 2013) в номинациях «За сохранение и популяризацию самобытных народных музыкальных инструментов» и «За оригинальное сценическое воплощение национального эпоса».

Александр Ветошкин исполняет ведущие роли в большинстве постановок театра, и за все годы создал около 100 сценических образов. В 2014 году актер блистательно сыграл Хлестакова в мюзикле В. Плешака «Инкогнито из Петербурга» по мотивам пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». «Когда играешь кого-то, нужно человека понять, прочувствовать, если хочешь сказать правду, - размышляет Александр Анатольевич. - Но правда у каждого своя, и каждый актер по-своему видит героя. С такими людьми, как Хлестаков, я знаком. Это люди случая. Не преступники, но ловцы удачи, своего рода Остапы Бендеры. Хлестаков попал в удачное место и взял всё, что смог. Он просто сумел разобраться в ситуации. Тут приврал, там обманул, а у него как раз денег нет... Когда мы ставили «Учителя танцев» Лопе де Веги, некоторые удивлялись: как можно этого автора переводить на язык коми? А почему тогда никто не удивляется, когда, скажем, ставят Гёте в Англии, Америке? Будто так и надо. А коми удивляются - зачем? Может, натура у нас такая: живем как черепаха в панцире. Толкнут - тут же прячемся. Но мы такой же народ, у нас европейский язык, не хуже».

Хотя театр музыкально-драматический, а не оперный, коллектив решил привнести нечто новое в свой репертуар и в 2010 году поставил первую оперу-сказку на коми языке «Лисонька и Заинька» композитора Александра Горчакова по либретто Гения Горчакова. Постановка получила премию Правительства Республики Коми. Александр Ветошкин исполнил в ней роль Волка.

Виталий Сергиевский в статье «Коми опера-сказка детям» написал: «Музыка и песни занимают важнейшее место в спектакле. По крайней мере одну сцену - дуэт Валентины Соколовой (Лиса) и Александра Ветошкина (Волк) можно отнести к высокому оперному уровню. Эту сцену с удовольствием можно послушать отдельно и насладиться голосами. Таким образом, новая постановка расширила творческий диапазон театра. Музыка и песни органично объединены с другими составляющими. Музыка и народная, и эстрадная. В современных терминах это шоу для детей».

В 2015 году Ветошкин сыграл в комедии «Летающий гость» по пьесе А. Попова. Сюжет дополняют песни, музыку к которым сочинил сам Александр Анатольевич. На VIII Республиканском театральном конкурсе имени С. Ермолина исполнители главных ролей в этой комедии Александр Ветошкин и Галина Подорова победили в номинации «Лучший актерский ансамбль».

В дилогии «Мальчик из Перми Вычегодской» и «Пермь Великая и Москва» актер сыграл сразу несколько ролей: в первой части он добрый пермский мастер-умелец Ивӧ Чудь пӧль и мансийский воин Эгетэй - герой вроде бы и отрицательный, но ему симпатизирует и главный герой Тикӧ, и зритель. Во второй части дилогии у Ветошкина роль боярина Федора Пестрого, который со своим войском побеждает город Чердынь, и Пермь становится частью Московского княжества.

Даже если герои Ветошкина отрицательные, они неизменно вызывают симпатию. Среди них пьяница Зульӧ Кольӧ в комедии «Троица» и нагловатый объездчик Савӧ в спектакле «Свет мой земной» Г. Юшкова, рогатый предводитель лесной нечисти Лешак в музыкальной сказке «Птица Нагай» Н. Щукина. В песенно-комедийных постановках, таких как «В круговороте жизни», «Битва юмора», «Смех сквозь слезы», Александр Ветошкин с присущим ему юмором исполняет шуточные зарисовки и песни. В водевиле коми драматурга Алексея Попова «Во всем виноват Париж» актер играет главного героя, сельского жителя Миш Öльö (по созвучию его называют Мишелем), а события в спектакле закручены вокруг его поездки в Париж. В лирической комедии А. Попова «Бабье лето» у Ветошкина тоже главная роль Васи, а кроме этого он исполняет мелодичные коми песни.

В 2018 году была поставлена масштабная драматическая поэма «Звезда неугасимая», где Александр Ветошкин сыграл главного героя - коми драматурга, поэта, журналиста Виктора Савина, жизнь которого оборвалась в годы репрессий. В спектакле встречаются автор и герой двух его самых известных пьес Сюзь Матвей. Весельчак Матвей выступает как альтер-эго автора - таким он был до того, как пришла беда. Александру Ветошкину удалось показать смятение души известного деятеля, его раздумья, творческий труд, переживания за будущее коми литературы, театра, культуры. Зритель выходит из зала с болью в сердце за несправедливое наказание невинного человека и с одной мыслью: сколько бы еще Виктор Савин мог сделать для коми народа!

В музыкальной комедии по мотивам сказа Н.С. Лескова «Левша» актер сыграл бессловесную, но при этом запоминающуюся роль Ангела, отмеченную критиками на театральных фестивалях «Крымская осень» (Керчь), «Майатул» (Йошкар-Ола) и «Федерация» (Грозный). В октябре 2020 года Александр Ветошкин пригласил зрителя на свой творческий вечер «Грани творчества», знакомя с народными музыкальными инструментами коми и всего мира.

В лирической комедии «Серебро льна» он сыграл запоминающуюся юмористическую роль Опоня. Эта пьеса была поставлена в театре впервые в 1999 году, и тогда Ветошкин сыграл в ней главную роль - деревенского баламута и весельчака Алексея, за которую получил Государственную премию Республики Коми в области театрального искусства и диплом за лучшую мужскую роль на Международном фестивале фольклорных театров «Русский остров» в Москве (2005).

Национальный театр берет в репертуар произведения коми авторов, но есть в нем и мировая классика. Так, в 2021 году была поставлена драма «Настасья Филипповна» по эпизодам из романа Ф.М. Достоевского «Идиот», где Александр Ветошкин исполнил роль ростовщика Птицына. В свой юбилейный 30-й сезон в 2022 году национальный театр Коми впервые поставил на коми языке Шекспира. Фантазийная трагикомедия «Буря» (на языке коми «Бушков») прозвучала интересно, а актеры получили возможность воплотиться в непривычные для себя образы. Ветошкин создает в этом спектакле образ советника Гонзало.

В данный момент Александр Ветошкин готовит к постановке театрализованную концертную программу «Ильин день» по народным песням коми, создает для них аранжировки, подбирает юмористический литературный материал. Премьера будет приурочена и к юбилею артиста, и к 35-летию фольклорно-этнографического ансамбля «Парма».


Фото из архива театра

Фотогалерея