"Я - приверженец классики!" / Казбек Губиев (Владикавказ)

Выпуск №3-253/2022, Лица

"Я - приверженец классики!" / Казбек Губиев (Владикавказ)

Издавна рождение мальчика у осетин - особое счастье для семьи: есть продолжатель рода и фамилии. На него возлагаются надежды и чаяния родителей. Семья всегда тщательно подходила к выбору имени для мальчика, словно оно будет путеводной звездой для его обладателя. И в этом есть своя мудрость. Мальчик по имени одной из самых высоких вершин на Кавказе, Казбек, стал уважаемым человеком не только в Северной Осетии, но и за ее пределами.

Казбеку Саламоновичу Губиеву, председателю Союза театральных деятелей РСО-Алания, заслуженному артисту РФ, народному артисту РСО-Алания и РЮО - 65 лет!

К этой возрастной черте Казбек пришел с достижениями, которыми может гордиться по праву. Он стоял у истоков создания республиканской федерации по каратэ, в разное время был директором и художественным руководителем осетинского театра, снимался в фильмах «В одной связке», «Пишите письма», создал целую плеяду запоминающихся образов на сцене осетинского театра, у него есть любовь зрителей и неизменная поддержка семьи. За 10 лет руководства СТД РСО-А он со своей командой значительно увеличил количество его членов, потому что людей привлекает истинная забота о ветеранах сцены, молодых актерах и актерских семьях.

Казбек Саламонович один из тех, кто продолжает служить осетинскому театру с искренней любовью и трепетом! Переступив порог Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева (СОГАТ) сразу же по окончании Щукинского училища, он плавно влился в этот прославленный творческий коллектив и по сей день остается одним из самых востребованных и любимых зрителями актеров. «То было время, когда старшие трепетно и с интересом относились к молодым актерам, а они являлись для нас бесспорным авторитетом. Стоило нам увидеть, что кто-то из старших идет, мы подскакивали со своих мест, а уж о том, чтобы закурить при них, и речи не было. Особое уважительное отношение было к Николаю Саламову и Алихану Дзапарову, ведь они прошли всю войну от начала и до конца».

1975 год, будущим мастерам сцены, ныне заслуженным артистам РФ Казбеку Губиеву и Замире Меликовой по 17-18 лет, и они едут в Москву. Оказалось, что их связывает не только один район, но и отцы, оба ветераны ВОВ, которые были хорошо знакомы между собой. Это стало началом их большой дружбы и теплых человеческих отношений.

«Казик был для меня ближе и роднее, как родственник, как брат, - вспоминает актриса и однокурсница Замира Меликова. - Во время учебы в Щуке он отличался от всех. Высокий, стройный, кучерявый, с необычной походкой. Почему необычной? Потому что он не ходил, а летал. Когда Казик первый раз станцевал осетинский танец «Хонга», а затем быстрый танец, он покорил сердца и студентов, и педагогов. С этим танцем победил в студенческом фестивале и его послали в Париж на международный студенческий фестиваль с однокурсницей Валей Смольниковой. Оттуда они вернулись с победой, и мы все радовались, расспрашивали про Париж, он охотно рассказывал, как их тепло принимали, что видел. Можно долго рассказывать о Казбеке, о его человеческих качествах! Он обиду долго не держит, отходчивый. Я часто вспоминаю один эпизод из нашей студенческой жизни. Это было зимой, я обиделась на Казбека и запретила ему приходить в нашу комнату. Но не прошло и 20 минут, как вдруг робкий стук, дверь потихоньку открывается и вижу розы, крупные, красные, необыкновенной красоты. За розами появляется Казик: «Прости меня!» Вот такой он джентльмен, настоящий мужчина!

Казбек - талантливый актер. Ему одинаково даются как комедийные роли, так и острохарактерные, и трагедийные. Мы поставили дипломный спектакль, прекрасный мюзикл «Вестсайдская история» (реж. Гарий Черняховский), где играл весь наш курс. Главную роль Тони сыграл Губиев. На наш дипломный спектакль пришли все студенты, московские осетины, и показали мы его несколько раз. Потом с нашим наставником и худруком Ларисой Пашковой ставили «Последнюю жертву» А.Н. Островского на русском и на осетинском языках. Мы там с Казбеком играли. Он - Дульчина, я - Ирину Лавровну. Были прекрасные, интересные сцены. Спектакль приняли очень хорошо, хвалили. Позже были спектакли «Азау и Таймураз», «Следствие Воронова» и «Два мужа». Мы оба 43 года в театре, много сыграли вместе - в «Свадьбе Цола», «Зилахар», «Санаты Сем», «Не говорите, что не слышали», 19 лет играли спектакль «Невестки Зали». Объехали всю Осетию, от севера до юга».

Как о самом счастливом и беззаботном времени вспоминает о своем студенчестве и учебе в Театральном училище имени Б.В. Щукина и сам актер.

«Мой курс - это моя маленькая семья, они мне все братья и сестры. Самым старшим был безвременно ушедший от нас Лактемир Дзтиев. Нашим ректором был Борис Евгеньевич Захава, манеры нам преподавала бывшая дворянка Ада Брискиндова, она даже когда просто шла, мы любовались ее походкой. Нашим худруком и второй мамой была Лариса Алексеевна Пашкова. Наш курс был очень талантливый, но при всем при этом, мы были молодые, любили гулять, иногда хулиганили, дрались, а за все приходилось отвечать Ларисе Алексеевне. Это были самые лучшие годы нашей жизни, когда и первая любовь, и прекрасные рассветы, новый день и новая жизнь, и это было настолько чисто! Мы воспринимали красоту этой жизни. Когда мы выпускались, наши педагоги плакали, потому что прощались «с самым лучшим курсом». Мы были не только талантливые, но и отличались от других культурой и воспитанием, трепетным отношением друг к другу».

Яркий талант, харизма и природное обаяние - вот составляющие успеха Казбека Губиева. На сцене осетинского театра им сыграно больше 150 ролей, большинство из которых - главные. Созданы такие образы, как Чепена и Цомак (реж. Г. Хугаев), осуществлены постановки с именитыми режиссерами Маирбеком Цихиевым, Розой Бекоевой, Анатолием Дзиваевым и Анатолием Галаовым. Запомнились зрителям работы в спектаклях «Чери» (реж. А. Бекмурзов), «Невестки Зали», где он играл с Орзетой Бекузаровой, и каждая роль - это неизменный успех! И все же, если спросить у актера, сложилась ли его творческая судьба, полностью ли раскрылись его талант и актерский потенциал, он скажет, что не совсем, потому что есть нереализованные мечты, желания и устремления.

«Я очень хотел сыграть Хлестакова в «Ревизоре», но потом сыграл Городничего. Мечтаю сыграть Ричарда III, но так, как я вижу этот образ. В студенчестве очень хотел сыграть Артура из «Овода», мы тогда ставили небольшие отрывки, но поставить спектакль полностью не получилось. Был такой прекрасный спектакль в нашем театре «Цомак» и моего отца играл Маирбек Икаев. Там есть сцена, очень насыщенная по драматизму, когда он пришел в тюрьму к своему сыну, эта сцена как из «Овода», когда Монтанелли приходит к сыну Артуру. После каждого спектакля мне было плохо, настолько я переживал. Сейчас играю в «Названых братьях» по пьесе Г. Хугаева и после каждого спектакля бываю опустошен, потому что полностью погружаюсь в материал, все пропускаю через себя и по-другому не могу! Как сказал Щепкин: "Священнодействуй или убирайся вон!" Для меня наиболее притягательна именно осетинская классика! Я очень люблю русскую классику, обожаю Чехова, но осетинская классика - это мое родное, это моя жизнь, мое существо и мое Я, как актера. Считаю, что в наше время нужно ставить осетинскую классику. Если сегодня спросить школьников, кто такие Чермен и Бега, Сармат и его сыновья, никто не скажет. И в этом наша вина тоже есть, потому что мы должны показывать этих народных героев на нашей сцене. Мы сегодня обязаны вернуться к истокам. Кто-то скажет: это же старые истории! Да, но это же наша история! Осетинский театр зарождался как героико-романтический, но со временем это утрачивается. Сегодня самым слабым звеном оказалась культура, и первыми, кто побежал из страны, были деятели культуры. Почему? Нет идеологии, нет пропаганды того образа советского, а сейчас российского человека, он расплывчатый какой-то. И поэтому все так сумбурно. Я люблю современный театр, его видение и движение, но я приверженец классики!»

Свою первую главную роль Казбек Губиев сыграл в спектакле «Мезозойская история», режиссера Р. Бекоевой и это доверие наложило на него большую ответственность.

«Я играл с незабвенным Коста Слановым. Он был небольшого роста, но мощнейший актер. Как-то он преподал мне ценный урок актерского мастерства. Во время репетиции спектакля, я, молодой и горячий, эмоционально репетировал, а он наблюдал за мной издалека. Потом он подозвал меня к себе и говорит: «Ты понимаешь, в чем дело? Я смотрю, как ты прыгаешь, но если на сцене я буду спокойно стоять, а ты скакать, зрители будут смотреть на меня. Потому что на сцене надо жить!» Я запомнил его слова на всю жизнь... Нужно гореть, как Данко! А если не проживаешь, то представляешь».

Театр представления, явление, к которому часто прибегают в современном театре, но наш герой его категорически не приемлет, ему гораздо ближе театр переживания, когда актер проживает на сцене свою роль и вовлекает зрителя в действо. Актер много работал с Маирбеком Икаевым, Верочкой Уртаевой, Верочкой Куловой, Василисой Комаевой, Зайкой Тхапсаевой, Орзетой Бекузаровой, с Урузмагом Хурумовым и Бибо Ватаевым, и каждый раз это была игра на пределе человеческих чувств.

«Одну роль в спектакле «Честь отцов» мы играли один вечер с Хурумовым, другой день с Бибо, я в роли Дими. Совершенно два разных человека и совершенно разное восприятие их игры. Бибо такой ипмульсивный, иногда я даже побаивался его, думал: сейчас он ударит меня этим стулом, когда произносил слова: «Бей, Дими, бей, если для твоей любви надо пролить кровь!» А Хурумов совершенно другой был. Если у Бибо все было на виду, то у него все было изнутри. Когда он хватал тот же стул, он не кричал, но глаза бешено блестели. В этом спектакле есть сцена, когда выходит массовка, было абсолютное ощущение лавины, и в этом проявилось мастерство режиссера Георга Хугаева. Вся труппа, все актеры, независимо от регалий, были там. И тогда за честь считали - выйти в массе, когда на сцене играют такие именитые актеры. Потом это трансформировалось, и сейчас молодежь считает ниже своего достоинства выходить в массовке».

Сколько ярких жизней было прожито на сцене театра, но и в настоящей жизни Казбек мало отличается от своих честных и правдивых персонажей. Это человек, который умеет дружить. Актер особенно дорожит отношениями, как он говорит, проверенными веками, с Владимиром Уваровым, художественным руководителем Русского академического театра им. Евг. Вахтангова (Владикавказ). Они познакомились и подружились в 80-х годах ХХ века. Это искреннее чувство дружбы разделяет и Владимир Уваров.

«Я бы отметил порядочность Казбека. Человек познается не в горе, а в счастье, в отношении к успеху другого, и это высоко его характеризирует. Я знаю Казбека настолько уютного, порядочного и преданного делу, любимому театру, своей семье и друзьям, и вот уже сколько лет Союзу театральных деятелей РСО-А... Я очень рад, что он является председателем. Знаю, что он много делает, очень переживает за возможность хоть что-то сделать для ветеранов сцены, молодых актеров, и не забыть никого. Учитывая наши зарплаты, даже те финансовые средства, которые они изыскивают, и за это низкий поклон, потому что такая помощь нужна. Я знаю, что наш СТД на хорошем счету у Александра Александровича Калягина, и это тоже характеризует Казбека как председателя. Мы много лет шагаем по жизни вместе, и хочется пожелать нам не стареть, не болеть и находиться в таких же доверительных и человеческих отношениях.

"Счастье, это постоянно находиться при своем любимом деле", - сказал Немирович-Данченко. И вот я желаю Казбеку находиться постоянно при своем любимом деле. Одно время он возглавлял Осетинский театр, и это был не самый плохой период жизни для театра. Не мне судить, почему так сложилось, что он ушел из руководителей театра, но я желаю, чтобы Казбек не потерял в себе художника и не потерял в себе хорошего артиста. Мне особенно приятно, что он мой родной по крови, по духу, по родному училищу».

На вопрос: что бы вы пожелали и себе, и театру, Казбек Губиев ответил: «Себе бы я пожелал, чтобы мой внук вырос счастливым и достойным человеком! А театру желаю, чтобы он всегда был на высоте и с гордостью нес это звание - Ирон театр! Потому что в мире существует всего два театра - это североосетинский и югоосетинский и у них есть одно название - Ирон театр».

65 лет - возраст уважения, когда есть повод для гордости, время для размышлений и дум. Наше первое телевизионное интервью с Казбеком Саламоновичем Губиевым состоялось накануне его 50-летия. Это был доверительный разговор о жизни и творчестве. И тогда, и сейчас я увидела человека, трепетно хранящего память о своих родителях, страстно любящего свою профессию и беззаветно служащего Театру.

Желаем Казбеку Саламоновичу еще много лет одаривать зрителей своим талантом, вдохновением и яркой игрой, здоровья и счастья! С юбилеем! 

Фотогалерея