Ленкому - 95!

Выпуск №3-253/2022, Портрет театра

Ленкому - 95!

Всего-то - 95! А, кажется, он был всегда. Сегодня мало кто помнит, что любимый, модный театр, попасть на спектакли которого в конце ХХ века считалось престижным и важным, родился, по существу, из самодеятельности.

Его первое название - ТРАМ - Театр рабочей молодежи. Создан он был в 1927 году по инициативе Московского Комсомола, а труппу составили молодые актеры, занимавшиеся в самодеятельности. Днем они работали, а вечером репетировали, играли спектакли. Очень скоро ТРАМ стал профессиональным театром, а осенью 1932 года обрел свой дом и адрес, который остается неизменным вот уже 90 лет - Малая Дмитровка, дом 6.

Здание с историей. Купеческий клуб, открывшийся тут в 1909 году, после революции, в 1918 году, был занят анархистами, их с трудом выбили из здания, затем там расположилась Центральная школа партийной и советской работы, позже - Коммунистический университет им. Я. Свердлова. В октябре 1920 года здесь состоялся III Всероссийский Cъезд РКСМ.

Но первый спектакль нового коллектива был сыгран еще в помещении кинотеатра в саду Баумана 20 ноября 1928 года - «Зеленые огни» А. Акмолинского в постановке В. Мишаулова.

В 1933 году руководителем театра был назначен Илья Яковлевич Судаков, проработавший в нем до 1937. Мхатовец Судаков ставил спектакли со своими коллегами - ведущими актерами МХАТ Н.П. Баталовым и Н.П. Хмелевым. Молодых актеров учили мастерству мхатовцы Н.М. Горчаков, В.Я. Станицын, А.Н. Грибов. Трамовцам везло - «консультантом по драматической части», правда, недолго был М.А. Булгаков (01.04.1930 - 15.03.1931) и даже поставил здесь пьесу Ф. Кнорре «Тревога». Музыкальной частью заведовал Исаак Дунаевский. Танцы ставила Наталия Глан. Биомеханике учила дочь Вс.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, сценографию создавали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы.

Названия спектаклей 30-х годов отражают потребности молодежной аудитории. Это истории о трудовом энтузиазме, о строительстве новой жизни - «Зови, фабрика», «Страна чудес», «Чудесный сплав», «Девушки нашей страны», «Дальняя дорога» о метростроевцах. Появляются в репертуаре и Островский -«Бедность не порок» (1935), Пушкин, Горький.

20 февраля 1938 года театр переименовали в Московский театр имени Ленинского комсомола, главным режиссером был назначен Иван Николаевич Берсенев, замечательный режиссер, актер, работавший до этого в МХАТе втором.

Именно с его приходом театр попадает в число ведущих московских коллективов.

Берсенев привел за собой блестящих актеров, среди которых были С.В. Гиацинтова, С.ГБирман, Р.Я. Плятт, А.Г. Вовси, Б.Ю. Оленин. При И.Н. Берсеневе заблистали имена Е. Фадеевой, В. Соловьева, Т. Окуневской, В. Серовой, В. Всеволодова, А. Пелевина, А. Шатова, Г. Карновича-Валуа, А. Шешко, Г. Матвеевой и других замечательных актеров.

Талантливый актер, Берсенев был и прекрасным организатором. Он сплотил труппу. В афише появились, наряду с именами талантливых современников - М. Горького, К. Симонова, Н. Погодина, А. Афиногенова, Б. Горбатова, А. Корнейчука, Б. Лавренева, А. Бруштейн, и классики мирового и российского театра: Генрик Ибсен, Лев Толстой, Эдмон Ростан, Лопе де Вега, Чарльз Диккенс.

Спектакли ставят сам И. Берсенев, С. Бирман, М. Лобанов, С. Гиацинтова, В. Соловьев.

Во время войны Театр отправляется в Узбекистан, играет в Фергане, Самарканде, Ташкенте, чутко откликаясь на требования времени.

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили... Ставили С.Л. Штейн, Б.Н. Толмазов.

Жизнь театра изменилась в 1963 году, когда главным режиссером был назначен Анатолий Васильевич Эфрос, выпускник ГИТИСа, почти десять лет успешно работавший в ЦДТ (Центральном Детском Театре). Эфросу удалось возродить театр, привлечь к нему внимание публики.

За три с небольшим года (конец 1963 - март 1967) он поставил восемь спектаклей, каждый из которых становился событием, вызывал бурные восторги и дискуссии. А такие шедевры как «Мой бедный Марат» А. Арбузова, спектакли по пьесам Э. Радзинского «104 страницы про любовь», «Снимается кино», В. Розова «В день свадьбы», «Чайка» А.П. Чехова стали легендами. А. Эфрос воспитал свою труппу, актеров, которые ушли вслед за мастером в Театр на Малой Бронной - О.Яковлеву, А.Ширвиндта, А.Дмитриеву, Л.Дурова... Следующие пять лет возглавлял театр Владимир Багратович Монахов (1967 - 1972).

Для сегодняшних зрителей, особенно для тех, кто постарше, Ленком - это театр Марка Захарова, который пришел сюда в 1973 году и превратил скромный театр, не пользующийся особенной популярностью и живущий воспоминаниями о прежних заслугах, в место силы. Почти полвека (если быть точными, то 46 лет - с 1973 до 2019) они прожили вместе, а Театр на Малой Дмитровке превратился в один из лучших и знаменитейших коллективов в столице и в стране, прославившись по всему миру.

Нет, главный режиссер Марк Захаров не пришел - он ворвался в красивое стильное здание и оглушил бравурной музыкой и невероятной энергетикой. На сцене всё пело, шумело, танцевало, бушевало - «Автоград-XXI» по пьесе, написанной М. Захаровым вместе с известным бардом Ю. Визбором, напоминал эффект брошенного в болото камня.

Вскоре, в 1974 году, на сцене театра появился «Тиль» (пьеса Григория Горина по роману Шарля де Костера, музыка Геннадия Гладкова, художники Владимир Макушенко и Ольга Твардовская). Молодой актер Н. Караченцов получил главную роль Тиля, где в полной мере продемонстрировал и свои вокальные данные, и органику существования, и легкость, умение прекрасно двигаться и танцевать. Караченцов и прежде появлялся в значительных ролях, но открыл его по-настоящему именно Марк Захаров. В роли Неле впервые вышла на сцену театра будущая прима и исполнитель всех главных ролей Инна Чурикова.

Затем, спустя два года, на сцену пришла рок-опера Алексея Рыбникова и Павла Грушко «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» созданная по инициативе Марка Захарова на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды. Спектакль шел на сцене театра Ленинского Комсомола 17 сезонов и был показан 1050 раз. Александр Абдулов сыграл Хоакина Мурьету, Любовь Матюшина его жену Тересу, Главаря рейнджеров и Смерть - Николай Караченцов. Зонги, сольные арии, песни хора, противостояние старателей и рейнджеров, блестяще поставленные массовые сцены завораживали. Театр выдвинулся в число самых ярких и востребованных коллективов, спекулянты втридорога начали продавать билеты в Театр имени Ленинского Комсомола, зрительный зал не вмещал желающих. Захаров оказался одним из лучших постановщиков музыкально- драматических спектаклей.

И, наконец, настоящий прорыв - «Юнона и Авось». 1981 год. Уже 41 год спектакль пользуется небывалым успехом, востребован, хотя сменилось не одно поколение исполнителей. Логика режиссерской мысли и уверенная рука постановщика держат хрупкий и эфемерный организм - спектакль, позволяя ему гордо шагать не только из десятилетия в десятилетие, но и из века двадцатого в век двадцать первый. Объехавший с неизменным успехом полмира, спектакль продолжает прославлять русскую театральную школу, где эффектная форма соединяется с блестящими актерскими работами.

В этой постановке счастливо соединились поэма Андрея Вознесенского, музыка Алексея Рыбникова, декорации Олега Шейнциса, хореография Владимира Васильева. Возникло творение, где лиризм, условность и метафоричность, нежность и брутальность, проникновенность и яростный напор, бешеный ритм, блестящая игра всех участников слились в незабываемое зрелище.

Первые исполнители - Н. Караченцов, Е. Шанина, А. Абдулов потрясали и восхищали. Как и массовка, которая являла образ мужской силы, отваги, доблести. В этом спектакле сменилось несколько поколений артистов. Д. Певцов, В. Раков, А. Большова, И. Пиварс, А. Юганова... И сегодня «Юнону и Авось» смотрят с восторгом и неослабевающим вниманием, восхищаясь мастерством ленкомовцев.

Отличительная черта захаровских ленкомовских спектаклей - мощнейшая энергетика, удивительный заряд витальности, музыкальность, пронизывающая каждую клеточку представления. Бешеный ритм и пронзительная трепетность. Спектакли оглушают, ведут за собой, увлекают, заставляют поверить происходящему, облеченному в самые изысканные театральные формы. Но Захарову подвластны не только дерзкие ошеломляющие постановочные решения. Он демонстрировал умение проникнуть в душу человека, открыть глубины характеров, рассказать о поисках смысла жизни, негромком героизме, верности и благородстве, и о глубинах падения человека.

Почти сразу новый главный режиссер собрал блестящую труппу.

Олег Янковский, Инна Чурикова, Виктор Проскурин, Александр Абдулов, Арчил Гомиашвили, Вера Ивлева, Михаил Поляк, Любовь Матюшина, Елена Шанина, Татьяна Кравченко, Татьяна Дербенева, Татьяна Догилева, Евгений Леонов, Леонид Броневой, из Театра Сатиры переходит в его труппу Татьяна Пельтцер.

По-новому раскрываются актеры, которые давно служат в театре - Н. Караченцов, Александр Збруев, Елена Фадеева, Владимир Корецкий, Всеволод Ларионов, Николай Скоробогатов, Маргарита Лифанова...

Пришедшие позже А. Сирин, В. Раков, Д. Певцов, И. Фокин, С. Степанченко, А. Лазарев, А. Захарова, М. Миронова, А. Большова, О. Железняк, А. Шагин, А. Юганова, А. Якунина, Е. Степанова, Н. Щукина, И. Пиварс...

В 1975 году к тридцатилетию Победы Захаров вместе с Визбором пишут инсценировку по повести Б. Васильева «В списках не значился», о трагической судьбе защитников Брестской крепости. Это совсем новое сценическое решение темы войны. Строгое, сдержанное, суровое. Нет батальных сцен, стрельбы. Внимание постановщика сосредоточено на судьбе человека в нечеловеческих обстоятельствах. Юного бойца играл выпускник ГИТИСа Александр Абдулов. Мирру - Елена Шанина. Никаких внешних подпорок - судьба и переживания человека, спектакль был выстроен на крупных планах и трогал за живое.

Также пронзительно сдержанно был решен и чеховский «Иванов». На сцене Театра имени Ленинского Комсомола впервые появился Евгений Леонов в роли Иванова. Сарру играла И.Чурикова. Сашеньку - Т. Догилева и Т. Дербенева. Евгений Леонов в роли человека, разуверившегося в тех идеалах, которым служил, потрясал зрителей, представал актером большой трагической силы.

Жизнь Театра всегда была тесно связана с жизнью страны. Театр имени Ленинского Комсомола выпускал спектакли о революционном прошлом и героическом настоящем, но делал это необычно, убедительно, не пафосно и в то же время очень серьезно. События социальные показывались через судьбы отдельного человека, ищущего свой путь в хаосе большой истории.

Захаров ставил современные пьесы - «Жестокие игры» А. Арбузова, «Диктатура совести» и «Революционный этюд» М. Шатрова, где в роли Ленина выступил Олег Янковский - молодой красивый артист, игравший без грима, показавший вождя человеком уставшим, сосредоточенным. Актер стремился передать энергию революционной мысли. И здесь Захаров выступил как новатор в интерпретации образа вождя революции.

А еще были «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской, «Школа для эмигрантов» Д. Липскерова. На сцену проникали новые идеи, новый, современный, рожденный перестроечным временем способ существования актеров на сцене. Театр менялся и развивался вместе с непростым путаным и таким привлекательным и опасным временем. И, несмотря ни на что, залы Театра по-прежнему были полны.

В 1990 году Театр переименовали. Не отрекаясь от прошлого, учитывая новый вектор развития общества пафосное - имени Ленинского Комсомола, уже потерявшее свое значение в жизни страны с отменой многих общественно-политических институтов, театр заменяет коротким и энергичным - ЛЕНКОМ. Собственно, в обиходе зрители давно уже пользуются этим сокращением, теперь оно стало официальным.

Сняты многие запреты и цензурные ограничения, и в Ленкоме появляются спектакли, рассказывающие о ранее не приветствуемых проблемах. Так на афише возник еще один шедевр Захарова - «Поминальная молитва», написанная Г. Гориным по роману Шолом-Алейхема.

Грандиозная работа Евгения Леонова, сыгравшего мудрого еврея Тевье-Молочника. Пронзительно, лирично исполненная Л. Матюшиной роль Голды, жены Тевье. Блистательный шут и гаер А. Абдулов с мамашей - трогательным и комическим персонажем, одной из последних ролей Т. Пельтцер. Тонко и иронично переданный колорит еврейского местечка, высокий трагизм и вечный юмор стойких изгоев - всё это сплелось в спектакле, сделав его важным, нужным, любимым. Уже после кончины Захарова спектакль был восстановлен актером Александром Лазаревым с сыном Е. Леонова Андреем Леоновым в главной роли. Стало очевидным, что спектакль не потерял ни своей мощи, ни щемящей сердце искренности.

В конце 80 - 90-х Захаров обращается к классике. Современные авторы не могут в полной мере отразить кардинальные перемены, происходящие в стране, а театр привык откликаться на вызовы времени. Классика в интерпретации Захарова и Горина спасает. «Мудрец» и «Ва-Банк» по А.Н. Островскому. «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, пьеса, про которую было сказано современниками, что это революция уже в действии. «Мистификация» и «Женитьба» по Н.В. Гоголю, «Чайка», «Вишневый сад» и «Попрыгунья» по А.П. Чехову, «Варвар и еретик» по «Игроку» Ф.М. Достоевского.

В последние годы Захаров обращается к произведениям Венедикта Ерофеева и Владимира Сорокина.

Долгие годы верным соратником Захарова был блистательный художник Олег Шейнцис, по праву ставший соавтором постановщика. Сегодня главный художник театра - Алексей Кондратьев.

Ленком, почти половину жизни работавший под руководством Марка Захарова, поставившего 36 спектаклей, вписал славную страницу в историю советского и российского театра. Молодой, дерзкий, смело ломающий стереотипы, ищущий новые тексты, создающий новые жанры, представивший необычные, небанальные, зрелищные и глубокие, заставляющие мыслить, спорить, духовно расти спектакли. Театр был готов к экспериментам, на его сцене ставили спектакли Глеб Панфилов, Андрей Тарковский, Роман Самгин, Андрей Прикотенко, Константин Богомолов.

И сегодня в театре прекрасная молодая труппа, чьи имена вскоре заблестят.

Уход в 2019 году Марка Захарова стал потрясением. Театр увековечил имя своего руководителя. Теперь театр носит имя «Ленком Марка Захарова».

Назначен новый главный режиссер Алексей Франдетти, зарекомендовавший себя как талантливый постановщик музыкальных спектаклей. Во главе театра опытный директор, давний соратник Марка Захарова Марк Варшавер.

В труппе - молодые, талантливые актеры.

Первые премьеры юбилейного сезона, поставленные Антоном Яковлевым и Романом Самгиным, позволяют с надеждой глядеть в будущее...


Фото из архива Московского Государственного театра «Ленком Марка Захарова»

и из свободных источников в Интернете

Фотогалерея