Действующие лица: Шукшин и другие / Лаборатория "Шукшин. Миф и реальность" в Алтайском краевом театре драмы им.В.Шукшина (Барнаул)

Выпуск №3-253/2022, Мастерская

Действующие лица: Шукшин и другие / Лаборатория "Шукшин. Миф и реальность" в Алтайском краевом театре драмы им.В.Шукшина (Барнаул)

Уникальный, многогранный талант, народный герой - все это о Василии Шукшине. Толком не прочитан, не понят и не поставлен - и это тоже о нем. В Алтайском краевом театре драмы имени В. Шукшина предложили известным авторам подумать о загадке Шукшина и создать произведения о нем на биографическом материале. Первым шагом стала лаборатория «Шукшин. Миф и реальность» в ноябре этого года, где родились идеи будущих пьес и спектаклей, которые уже в следующем сезоне могут увидеть сцену.

Идея сместить акцент с литературного творчества на личность самого Шукшина с опорой на авторскую публицистику и документы возникла в недрах самого театра. Мысль столь же нова, сколь и естественна для труппы, у которой за плечами десяток постановок и первый в России театральный фестиваль по произведениям Василия Шукшина «Здравствуйте, люди!» (прошел в 2019 году, следующий должен состояться в 2024 году). Тем более для родины Шукшина Алтая, где сосредоточены авторитетные культурные и научные институции, занимающиеся поиском, сохранением и изучением наследия земляка. Удивительно, что при явном интересе к личности Шукшина в беллетристике, театр до сих пор осваивает лишь пространство его прозы, обходя вниманием и жизнь, и творческую судьбу, и яркий круг общения, и самобытные взгляды художника. Шукшинские постановки предыдущего сезона Андрея Могучего, Филиппа Гуревича, Ивана Миневцева - все по рассказам писателя. Настало время восполнить пробел. 

Идею поддержал театровед и критик Павел Руднев, исследователь современного театрального процесса в России и член жюри крупнейших российских и международных драматургических конкурсов с многолетним стажем. Руднев возглавил лабораторию и пригласил в состав участников таких известных и разных драматургов, как Юлия Поспелова, Светлана Баженова, Лара Бессмертная, Олег Маслов, Дмитрий Богославский. Все они впервые побывали в шукшинских местах.

За четыре дня участники лаборатории успели познакомиться с посвященной Шукшину экспозицией и реликвиями из фонда Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул), пообщаться с исследователем документального наследия и публицистики, главным редактором наиболее полного на сегодня собрания сочинений писателя в девяти томах Дмитрием Марьиным, пройтись по его «барнаульскому» следу с историком-гидом Данилом Дегтяревым и встретиться с автором двух популярных биографических книг о Шукшине Сергеем Тепляковым.

Но главным событием программы стала поездка на малую родину Василия Макаровича в Сростки, с подъемом на гору Пикет, знаменитыми шанежками по рецепту матери Шукшина Марии Сергеевны, ее рассказами о сыне, снятыми на кинопленку, общением с главными хранителями памяти об этом неординарном человеке - сотрудниками и директором музея-заповедника Мариной Торопчиной. И когда Юлия Поспелова попросила дать для работы в Сростках еще один день, стало понятно, что энергия гения места сработала.  

«Это было интенсивное, глубокое погружение. Люди, которые перед нами выступали, были очень сведущие. Никто не рассказывал байки, а опирался на документально подтвержденные факты. Не старался нас развлекать и создавать благостную картину о Шукшине. Но, с другой стороны, никто и не закатывал глаза, не говорил о Шукшине как о памятнике, который лучше не трогать и оставить в неприкосновенности. В музеях не побоялись поделиться с нами бесценными материалами, само прикосновение к которым имело невероятную силу. Это всегда задает определенную программу, закачивает в тебя энергию человека», - рассказал Павел Руднев на итоговой пресс-конференции.

Количество впечатлений и информации трансформировалось в новое, художественное качество в последний день лаборатории, когда авторы представили идеи и проекты будущих пьес. Говорили о судьбе родителей Шукшина и травме, полученной в детстве, о поколении безотцовщины и «оттепели», Москве и провинции, отношениях Шукшина с государством, итальянском неореализме в кино, мифе Шукшина и, конечно, о «чудиках». Прав оказался Дмитрий Марьин, посоветовавший создавать художественную биографию, чтобы объяснить мотивы поступков Шукшина: «если научное познание зашло в тупик, включается творческое познание». И оно, безусловно, включилось на лаборатории.

На работу авторам дали полгода. В конце весны-начале лета театр планирует провести публичные читки по новым пьесам и вместе со зрителями выбрать из них материал сначала для эскизов, а затем и для полноценных спектаклей. Это могут быть как целиком документальные тексты, так и вымышленные истории, опирающиеся на документы. Первыми их увидят в Барнауле и в Сростках, но не исключено, что лабораторные работы выйдут и за пределы Алтайского края.

Время покажет, но с лабораторией «Шукшин. Миф и реальность» у Алтайской драмы связаны далеко идущие мечты и планы на создание постоянно действующей экспериментальной площадки как части и продолжения фестиваля «Здравствуйте, люди!». Площадка предполагает отдельную фестивальную офф-программу, календарь событий на весь сезон, свой круг авторов и режиссеров. И сейчас появилась надежда, что мечта сбудется.


Помогай, Василий Макарыч.

Участники лаборатории делятся замыслами


Юлия Поспелова - московский драматург, номинант и победитель российских конкурсов и фестивалей «Свободный театр», «Любимовка», «Пять вечеров», «Ремарка», «PRO/ДВИЖЕНИЕ», «Новая пьеса для детей». Ее пьесы «Говорит Москва» по воспоминаниям Светланы Аллилуевой идут на сцене МХТ им. А.П. Чехова, «Живой Т.» (адаптация текста Л.Н. Толстого) в Государственном Театре Наций. Юлия занимается совместными проектами с музеями и документальным театром.

- Я поговорила с директором и сотрудницами Сросткинского музея, местной библиотеки и поняла, что у каждой - какие-то свои личные отношения с Шукшиным, мистическая связь. Он стал для них больше, чем человек, писатель, земляк. Кто-то обратился к письмам матери Шукшина, написанным на его могилу, и они помогли пережить потерю собственного сына. Кто-то здоровается, советуется с ним, проходя мимо памятника, мол, помогай нам, Василий Макарыч. У Шукшина просят прощения, представляют, как встретятся с ним, к кому-то он приходит во сне - Шукшин будто растворился в этом пространстве.

Возник еще один сюжет: Шукшин и Тарковский. С одной стороны, они очень разные - эстет и крестьянский самородок, при этом их связывало много общего. Оба в одно время поступают на один курс во ВГИК. У каждого был свой альтер-эго: Андрей Рублев и Степан Разин, о своем герое Тарковский фильм снял, а Шукшину это так и не удалось. Обоих мать растила без отца, и она была главным человеком в жизни. Интересны в связи с этим взаимоотношения матери с сыном и материнские стратегии двух женщин, воспитавших, может быть, главных художников поколения.


Лара Бессмертная - студентка факультета театроведения, менеджмента и театральных технологий ВШСИ К.А. Райкина. Выступает как драматург в режиссерских и драматургических лабораториях и в самостоятельных авторских проектах: по ее пьесам поставлены спектакли «Заткнись и исчезни» в «Театре на Спасской» (Киров), «Быть зиме» в театре «Тринадцатый трамвай» (Новосибирск), инсценирован роман А. Моравиа «Конформист» на режиссерской лаборатории Театра Наций (Москва).

- Остановилась на фигуре Макара Шукшина и глобальной связи Василия Макаровича с отцом. Несмотря на то, что Шукшин отца почти не помнил, сам трагический контекст изъятия из семьи и гибели Макара стал, на мой взгляд, основополагающим для формирования Шукшина как личности. Как и известие о реабилитации отца, после которого сын начал творчески утверждаться. Потеря отца и пригвоздила Шукшина к Алтайскому краю, к Сросткам и простому человеку, и тема родины, рода преследовала писателя всю жизнь. В пьесе материалы сросткинского дела могут сочетаться с художественным осмыслением биографии Шукшина.


Олег Маслов - литератор, журналист, кинорежиссер и драматург, родом из Смоленской области. Автор игровых и документальных фильмов. Успешно дебютировал в московском театре «Школа современной пьесы», где в последние два года состоялись премьеры спектаклей по его пьесам «Бешеный хворост» и «Ангелы вышли покурить».

- Сростки воспринимаются как легендарное место силы, хоть ты и понимаешь, что это обычная деревня. Шукшин и сам во многом стал мифом, стереотипом в культуре, где он предстает как автор рассказов о «чудиках», всенародно любимый кинорежиссер и артист, всю жизнь мечтавший снять фильм о Степане Разине. А что, если убрать все это? Захотелось поработать не столько с биографией Шукшина, сколько деконструировать миф Шукшина и восстановить его живой человеческий образ. Узнать его мысли, идеи, понять, чем Шукшин был бы интересен нам сегодня. Это может быть целиком документальная история. Ведь остались же еще переписка, публицистика, с которыми читатели мало знакомы.


Дмитрий Богославский - драматург, режиссер и актер из Минска, лауреат и призер национальных и международных драматургических конкурсов и театральных фестивалей, автор около двух десятков пьес. Среди них такие популярные, как «Любовь людей», «Точки на временной оси», «Катапульта» и другие.

- Во мне откликнулась судьба Марии Сергеевны Куксиной, матери Василия Макаровича. Я сам с 17 лет живу за тысячи километров от родителей. Сегодня тема матерей, которые, грубо говоря, кладут на детей жизнь, а потом отправляют в дальнее плаванье из Барнаула в Москву или из Минска в Варшаву, очень актуальна. Они беззаветно верят в своих детей, и эта вера детей окрыляет, толкает вперед, что важно для обоих поколений. Попробую предложить зрителям диалог о том, как много дают нам родители и как мы сами им обязаны. Зазвучат письма-монологи матери Шукшина, которые можно смонтировать с текстами его рассказов.


Светлана Баженова - драматург, актриса, режиссер, живет и работает в Екатеринбурге. Призер и лауреат конкурсов «Евразия-2013», «Евразия-2014», «Евразия-2015», лонг-листер премии «Дебют». Автор пьес «В душе хороший человек», «Как Зоя гусей кормила», «Герб города Эн», «По-другому», «Эмиль Большая голова», «Делай всё что хочешь, пока я тебя люблю» и других.

- Для меня точкой включения в тему стала легенда Никитчанова (речь о письме преподавателя Казанского университета Бориса Никитчанова, на которое ссылается биограф Шукшина Владимир Коробов - Прим. ред.). Ведь это же абсолютный фанфик (фанфики - любительские сочинения фанатов по мотивам книг, кино, историй жизни известных людей и т. д. - Прим. ред.)! Поражает обилие интерпретаций вокруг Шукшина. Я поняла: есть люди, для которых шукшинская реальность настолько дорога и ценна, что они пытаются себя, свои рефлексию, мысли вклинить в эту вселенную. Подобно тому, как многие любители «Гарри Поттера» писали фанфики на эту тему, потому что не дождались совы и хотели поместить себя в этот волшебный мир. В жизни Шукшина есть огромное «белое пятно» - с 14 до 21 года. Мне кажется, оттуда мотивы всех последующих его поступков. После он понимает, что проигрывает свой первый жизненный раунд, начинает спрашивать не с окружающих, а с себя. Этому первому раунду я бы хотела посвятить пьесу, написанную на основе фанфиков. Как он из «шалопая» превратился в человека с вселенской осмысленностью. Я вписываю «себя» в шукшинскую вселенную, прохожу с ним путь (так, как я его вижу) и «пересобираюсь».


Что-то не так с нами.

Из анкет участников лаборатории

Испытываете ли вы действие стереотипов по отношению к творчеству Шукшина, в том числе в театре?

Олег Маслов: Да, Шукшин предстает в современной культуре, в том числе и в театре как некое воплощение «русского духа, «русского характера», но без должной рефлексии и соотнесения с современным состоянием русской культуры эта мельница работает вхолостую. Возникает образ «благостной старины», некой абстрактной «русской духовности», однако за этими понятиями нет конкретного содержания. С другой стороны, ему отвели место «народного писателя», певца русской «хтони», однако вне контекста «советского проекта» эта мнимая «народность» становится набором клише и лубком.

«Что не так», по-вашему, с героями Шукшина, можете их представить в наше время?

Дмитрий Богославский: Наверное, сегодня легко можно сказать, что герои Шукшина устарели, но мне кажется, что причина этого устаревания лежит в нас самих. Кажется, в современном мире понятия, например, чести, справедливости, достоинства и т. д. являются несколько стыдливыми, что ли... либо специально, ситуативно выпячиваются. Я говорю о своих ощущениях, когда человек не может быть просто справедливым 24/7, когда эти понятия становятся функцией, а не основой какого-то внутреннего ДНК-кода человека. Так что «что-то не так» не с героями В.М. Шукшина, а с нами.

Павел Руднев: С героями Шукшина все в порядке. Вопрос в нашем восприятии. Думаю, что важно, с одной стороны, понять, как, в каких предлагаемых обстоятельствах жил советский человек (заниматься человековедением), а, с другой стороны, десоветизировать шукшинских героев. То есть представить в героях Шукшина не только человека советской эпохи, но российский характер целиком, от века и до века.

В чем, по-вашему, феномен Шукшина?

Дмитрий Богославский: В открытости. Человек без прикрас и одновременно разговор о человеческом достоинстве. Для меня большую роль играет и отношение автора к своим персонажам, которое постоянно читается между строк. Ты все время чувствуешь «заботу» об их жизни, а значит, и заботу о своем читателе.

Павел Руднев: В сочетании любви и критики. В знании положительных и резко отрицательных черт национального героя. Краткость и четкость реплик, описаний, зачинов в прозе Шукшина. Это же невероятно: «И вот пришла весна - добрая и бестолковая, как недозрелая девка». Или: «В чайной произошла драка». Ритм ошеломляющий.

Фотогалерея