Простой человек со звезды / Вспоминая Владимира Крымова (Волгоград)

Выпуск №3-253/2022, Вспоминая

Простой человек со звезды / Вспоминая Владимира Крымова (Волгоград)

Он был одним из самых красивых мужчин-актеров почившего уже более тридцати лет назад Волгоградского драмтеатра им. М. Горького. Заставший его лучшие времена, связанные с деятельностью таких мастеров, как Фирс Шишигин и Николай Покровский.

...Он умер в июне 1966 года, не дожив до своего 45-летия. И очень возможно - не дожив до кинематографической славы, которая настигла в зрелом возрасте его коллегу и близкого друга Ивана Лапикова. Не хватило нескольких съемочных дней, чтобы завершить работу в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Владимир Николаевич Крымов был приглашен на роль Даниила Черного, друга Рублева (потом переснимали все сцены с другим исполнителем - Николаем Гринько).

Его уже не было на этом свете, а в театр пришло письмо с «Мосфильма» - приглашение на пробы в картину «Софья Перовская» известного режиссера Леонида Арнштама. Это письмо я обнаружила, листая архивные документы драмтеатра, и почему-то именно оно пронзило почти до слез...

А когда-то давно, в школе - на всю жизнь оставшееся театральное впечатление: Маша и Вершинин, спектакль «Три сестры» А.П. Чехова в постановке народного артиста СССР Н.А. Покровского. Роскошная Маша Соколова (ее все звали Маша, хотя она Марина, дочь легендарного Наума Соколова, прима волгоградской драмы 50-х - начала 60-х годов) и высокий, широкоплечий красавец Владимир Крымов в очень идущей ему военной форме (Вершинин), вдохновленный присутствием прекрасной женщины, много говорит, мечтает вслух о будущем, встряхивая кудрявой головой и размахивая большими руками. И она (Маша), уже влюбленная в него, молча слушает и улыбается - одними глазами! Незабываема их финальная сцена, когда Вершинин приходит попрощаться - понимая, что навсегда. Все ищут, зовут Машу, и она появляется на самом верхнем ярусе дома (созданного замечательным художником Н.Н. Медовщиковым), медленно спускается по крутым ступеням лестницы. Лицо Вершинина в мучительной судороге, и он буквально на лету успевает заключить ее, рыдающую, в свои объятья...

Заслуженная артистка РФ М.Н. Соколова уехала из Волгограда после смерти Н.А. Покровского, почувствовав, что театр уходит в затяжной кризис. На телефонный звонок из города своей актерской молодости она отозвалась с неподдельной радостью и молодым энтузиазмом.

- Вспомнить Володечку Крымова! Да с удовольствием! Он появился в театре в 1954 году, и мы вскоре стали репетировать «Историю одной любви» К. Симонова. Ставила спектакль Наталья Паркалаб, очень хороший режиссер из Московского театра им. Ленинского комсомола, где до нас уже состоялась премьера этой пьесы с знаменитой Валентиной Серовой и Иваном Берсеневым в главных ролях. Не могу сравнивать - не видела, но наш спектакль мне очень нравился. И зрительский успех был огромный. Честно скажу, я была по-настоящему влюблена в своего партнера - иначе и невозможно было. Там шла речь о супругах, которые переживали трудный период в своих отношениях, разлуку и новую встречу. Венцом истории было объяснение и финальный поцелуй. Крымов поначалу лишь деликатно обозначал этот поцелуй, но на генеральной репетиции показал такой мужской класс, что я чуть сознание не потеряла...

Володя был настоящий и на сцене, и в жизни, - продолжала рассказывать Марина Наумовна, - в нем не было никакого «актерства», этакой пошлости театральной. Необыкновенная органика и внутреннее благородство. Покровский неслучайно занимал его почти во всех своих спектаклях, уверенный, что тот будет убедителен в любой роли. Мы играли с ним в паре «Воскресение» Толстого. Его Неклюдову я, Катюша Маслова, просто не могла отказать в первых сценах соблазнения юной горничной. Как не могла не поверить его последующему раскаянью, страданию за погубленную им жизнь. В нашем театре многие женщины обмирали от одной только крымовской «фактуры» и огромного мужского обаяния. Что касается его самого, он не был дамским угодником, и вообще спокойно относился к «себе, любимому», был человеком скромным.

Свою жену Владимир Николаевич нашел в Туле. Хотя со слов Татьяны Ивановны она сама, первая проявила инициативу в их знакомстве. Сильно влюбилась... Здесь целая история, достойная пера драматурга. Оба они были уже взрослыми самостоятельными людьми, достаточно много пережившими. Владимир вырос практически без отца, тот рано ушел из семьи, в 1936-м был репрессирован и вскоре умер. Мать, работница на текстильной фабрике в Серпухове Московской области, где они жили, воспитывала троих детей. Поступив в ГИТИС и проучившись там три года, Владимир вынужден был бросить театральный институт, чтобы помогать матери, стал актером Серпуховского городского театра. А потом началась война, и он добровольцем ушел воевать. Был тяжело ранен, пуля попала в окончание позвоночника, в самый узел нервных связей, что грозило ему навсегда остаться неподвижным. В госпитале он пытался покончить с собой - спасла случайность, а потом, через четыре месяца, постепенно начал двигаться. Долечиваться не стал, нашел свою часть и вернулся на фронт. (Эта незалеченная рана мучила его всю оставшуюся жизнь и стала в конце концов причиной столь ранней смерти. - Г.Б.). Демобилизовался лишь в 1946 году в звании гвардии лейтенанта, награжденный Орденом Красной звезды и медалью «За Победу над Германией». В институт возвращаться было поздновато, он уехал в Тулу и был принят на работу в драматический театр.

Вот там-то и увидела его будущая жена, которая своими дорогами оказалась в нужное время в нужном месте. Она работала корреспондентом в областной газете, что-то пописывала, в том числе и заметки о театральных премьерах. Новый артист Крымов ей активно не понравился, и она поругала его в своей рецензии. Но придя на другой спектакль, где он играл, поняла, что теперь будет ходить в театр только за тем, чтобы увидеть этого артиста. Познакомиться помогла подруга. А потом с Татьяной случилась беда - она надолго залегла в больницу из-за проблем с позвоночником (для обоих проклятое место). Их роман мог закончиться, едва начавшись... Однако, он только расцветал - Владимир был рядом практически постоянно, именно в период ее болезни они стали близкими и родными людьми.

Тулу они покинули уже вместе, уехав в Кострому, где по слухам был очень хороший театр. Там действительно было интересно, и за шесть лет творческой работы под руководством замечательного режиссера Валентина Иванова, до того несколько лет возглавлявшего Сталинградскую драму, Владимир Крымов стал ведущим артистом.

Но судьба направляла в Сталинград. Из рассказов В. Иванова, с которым они дружили, Владимир Николаевич уже многое знал о Сталинградском драмтеатре им. М. Горького, о его замечательных актерах, в том числе и о Константине Синицыне, который вел репертуар. Поэтому сомневался: будет ли необходим, найдет ли свое место в этой сильной труппе. Но его пригласили. Хороший артист лишним никогда не станет. А народный артист РФ Фирс Шишигин, в то время главный режиссер, и один из выдающихся театральных директоров Аркадий Семенович Разин-Рогозин знали толк в хороших артистах, они их собирали со всей страны.

В. Крымов сразу сыграл у Шишигина главную роль - адмирала Макарова в «Порт-Артуре», дальше был Кривой Зоб в горьковском «На дне» - совсем иной образ по внешнему и внутреннему воплощению. Он плотно вошел в репертуар нового театра. К слову сказать, на некоторые роли Крымова назначали в очередь с Синицыным - когда спектакли игрались в двух составах. Естественно, исходя из человеческих и творческих индивидуальностей, во многом абсолютно разных, каждый из исполнителей создавал свои образы Мастакова в «Старике» М. Горького, беглого посадского Дубровина в «Воеводе» А.Н. Островского... В «Гибели поэта» В. Соловьева была любопытная сцена, где Николай I в исполнении народного артиста РФ К. Синицына разговаривал со своим отражением в зеркале - В.Крымовым. Это был трудный диалог-спор самодержца и просто человека в одном лице об отношении к Александру Пушкину. Тайные внутренние сомнения, озвученные визави Крымовым, усложняли, делали объемнее личность царя.

Как весомее, понятнее на эмоциональном уровне становилось решение шекспировского принца Гамлета отомстить за гибель отца, который у Крымова был не просто жертвой коварного убийства, но фигурой действительно значимой и масштабной. В нем чувствовалось настоящее благородство и огромное достоинство, трагическая загробная мука от содеянного над ним злодейства. «Он Человеком был...»

Одним из замечательных, особенных природных достоинств Владимира Николаевича был его голос: низкий, мягкий, глубокий, способный выразить любую душевную эмоцию. Человеку с таким голосом невозможно не поверить, что на сцене, что в жизни. А в жизни, то бишь опять же в театре, как в любой творческой и всякой другой организации, протекала еще и так называемая общественная жизнь. Крымов в ней активно участвовал, будучи постоянным членом драмтеатровского парткома и даже пару раз избирался секретарем. По идеальным образцам, воспетым в советской литературе, кино и т. д., он, правда, соответствовал этой должности. Помните, лозунг «Коммунисты, вперед!» Он был органичен для Крымова, фронтового политработника, поднимавшего в атаку бойцов. Этот человек и после войны не переродился в демагога, записного оратора, карьериста, снимающего пенки со своей партийной должности. (Какие там «пенки», он даже званиями для себя не был озабочен!)

Крымову очень подходили, и он их переиграл множество - различные начальники цехов, строек, шахт, директора заводов и управляющих трестами, партийные руководители и прочие обязательные положительные герои, строители коммунизма - в приличных, плохих и просто кошмарных пьесах, которые ставились к бесконечным революционным и съездовским датам. Надо отдать ему должное - несмотря на ходульность сюжетов и текстов, эти его герои были чаще всего людьми живыми, убедительными, да и то - он же из себя их ваял.

Заслуженная артистка РФ Людмила Кузнецова, партнерша по многим спектаклям и сподвижник в общественной работе, вспоминает:

- Володя был светлым, чистым, искренним человеком, счастливо лишенным чувства зависти и не склонный к интригам. В нем была порода, не позволявшая суетиться. Театр ведь место конфликтное, амбициозное, он умел держать дистанцию, жить по душе. К людям был внимателен, мог вовремя подбодрить, сказать нужные слова, к примеру: «Люсенька, ты же красавица, тебе не идет быть хмурой!» Он и партнером был чутким. Я очень любила спектакль «На бойком месте» А.Н. Островского, где Володя играл хозяина постоялого двора Вукола, а я его жену Евгению, сумасбродную бабенку, постоянно ему изменявшую. В одной из сцен он заставал меня с очередным любовником и гнался с вожжами в руках, но не догонял. А на каком-то спектакле я нечаянно упала. Мог вполне огреть - глаз был бешеный... Герой мог, конечно, Крымов никак не мог.

Расспрашивая Татьяну Ивановну и старшего сына Колю (ему было 16 лет, когда умер отец), каким он был в быту, в семье, с удивлением услышала, что любимым занятием Владимира Николаевича была штопка носков петлями (на лампочке). Представила эту картину, и сжалось сердце. А роли он учил дома, ставя пластинки с великими певцами: Марио Ланца, Шаляпиным... Очень нежный и деликатный был человек, особенно по отношению к матери, которая часто приезжала в гости.

Был один спектакль с Крымовым в главной роли, который в начале 60-х видела по телевизору и до последнего времени думала, что он был поставлен именно на местном ТВ. Вспомнить название и даже толком рассказать сюжет не могла. «Доставала» телевизионщиков той поры - бесполезно. И вдруг, роясь в архиве, нашла в журнале, где фиксировалась ежедневная работа театра, запись: «30.Х.63 - съемка на ТВ спектакля «Человек со звезды», участвуют артисты В. Крымов, нар. арт. РФ И. Аркадьева. засл. арт. РФ В. Клюкин». Сразу все и прояснилось. Это был замечательный спектакль, поставленный в театре заслуженным деятелем искусств РФ С. Лавровым по пьесе современного в те годы немецкого драматурга К. Виттлингера. Я тогда, как и многие, зачитывалась романами Э.-М. Ремарка, и бывший солдат Ганс, которого играл В. Крымов, был, мне казалось, воплощением героев «Трех товарищей», а потом еще и героев Хэмингуэя. Вот он был такой: уставший от войны и патриотического бреда, мужественно переносящий житейские неудачи, ироничный, умный и добрый, больше всего на свете ценящий дружбу и умеющий любить...

...Он умер на гастролях в Кишиневе, куда поехал уже через силу, дабы не подводить театр. Обещали поберечь, но гастроли - дело тяжелое.

В некрологе написали: «29 июня 1966 года скоропостижно скончался ведущий артист В.Н. Крымов. Волгоградский драматический театр им. М. Горького потерял мастера большого драматического дарования, исключительно сердечного, необыкновенно широкой души человека, который пользовался в театре всеобщей любовью».

...Надеюсь, он видит нас со своей звезды.

Фотогалерея