Тот, кто был необходим / Вспоминая Сергея Пускепалиса

Выпуск №3-253/2022, Вспоминая

Тот, кто был необходим / Вспоминая Сергея Пускепалиса

Неожиданный и страшный уход из жизни Сергея Пускепалиса потряс. В эту чудовищную новость невозможно было поверить. Сотни прочитанных новостных заметок, тысячи комментариев с недоумением и нежеланием осознать произошедшее, объединили людей не просто разных взглядов, политических и моральных установок, но и непримиримых соперников в борьбе за влияние на многочисленную аудиторию. Оказалось, она сама для себя определяет важность и нужность конкретного человека. Сергей Витауто был нужен всем - в той или иной степени. К сожалению, понятно об этом стало только после его ухода, который стал нестерпимой болью и потерей кого-то очень близкого... Так бывает. Ты живешь, ты даже не знаком с человеком лично, но он тебе очень симпатичен. Тебе нравится его добрая открытая улыбка, эти лучики у глаз, его мягкий голос, тебе он вообще очень нравится. Ты даже толком не знаешь, что он делает. А когда случайно видишь на экранах - задерживаешься. Не переключаешь. Смотришь и внимательно слушаешь. Актер, в кино такой настоящий... таких сейчас наперечет. Мужик. Банальщина, но она первая всплывает в голове, когда видишь эту фактуру. «На такую индивидуальность огромный дефицит, - сказал о Пускепалисе в одном из интервью режиссер Сергей Урсуляк, - застенчивая мягкость, а при этом - сила, надежность, крепкость, основательность... и самобытность». В Первом русском театре имени Федора Волкова, в Ярославле, где Пускепалис был худруком, говорили: «Стена». Та самая, каменная, которая защищает, помогает...

... Простое советское детство, родители из рабочего класса, жизнь на Чукотке, служба на Северном Флоте и, внезапно возникший в жизни театр. Судьба приготовила интересный сценарий.

Крутой поворот: переезд в Саратов, театральное училище, счастливое актерское десятилетие в ТЮЗе под руководством Юрия Петровича Киселёва, последнего ученика Александра Таирова. «Киселёв - мой первый наставник, именно он дал мне урок состоятельности, основную базу отношения к делу, к коллегам», - вспоминал о мастере Сергей. И в этих словах - безграничная благодарность и любовь к тому, кто на раннем этапе определил его личность и творческую судьбу. «Я всегда нахожусь во внутреннем трепете, у меня присутствует постоянный момент тревоги за тех, кто рядом. Мне повезло встретить людей, которых уважаю, которые меня формируют и регулируют. Но, мне кажется, я еще не оправдал ничьих надежд...» Именно отсюда - искренний интерес ко всему, что делал. Будь то съемка в кино - в качестве актера ли, режиссера, или в театре - постановка спектакля, организация фестиваля, беспокойство за будущее молодых коллег, как за собственных детей. Отсюда - идея ежегодной весенней биржи для выпускников театральных вузов; встреча с критиками и, что немаловажно, желание их услышать, понять ту или иную точку зрения. «Критики должны критиковать - здесь кто на что учился. Но с желанием помочь исправить то, что несовершенно, единственное условие - всё должно быть с любовью». Его близкий друг, драматург Алексей Слаповский говорил, что Пускепалис «умеет не только говорить, но и слушать». Вымирающая черта современного человека, нацеленного лишь на то, чтобы высказаться со своей собственной маленькой трибунки и тем самым изменить мир. Гипертрофированное «Я» стало повсеместным и... утомительным. За громкими популистскими речами чаще всего пустота и желание подчинить своей точке зрения весь мир, а у слушателя - спрятаться в раковину собственных чувств и эмоций, избавиться от всепоглощающего информационного шума СМИ, соцсетей и телевизионных передач. Сергей Витауто, основываясь исключительно на своих наблюдениях, на своем жизненном опыте, не принимая во внимание никаких медиа-источников, долгие годы тихо делал нужные и важные дела, приносившие пользу не ему, а тем, кто в этом нуждался. Недаром любимой стала услышанная когда-то фраза, что «наша жизнь принадлежит не нам, а тем, кто нас любит». В соответствии с ней и жил. И погиб на взлете. В 56, что для ХХI века - расцвет сил. «Человек всё время сдает экзамен», - говорил Сергей Пускепалис. И это не о том, что ты должен быть для всех хорошим. Он мог быть и жестким, и непримиримым, иногда даже категоричным, трактовал для себя библейскую заповедь как «ударили по второй щеке - мочи!» Это о том, что человеку нужно давать вторую попытку для проверки - ударит ли, предаст ли во второй раз. Жалел людей, которые сотворили себе ложных кумиров. Своих же кумиров боготворил, потому что они были настоящие. Во времена режиссерского студенчества до того робел перед Фоменко, что для храбрости выпивал стопку горячительного перед походом к нему домой и вел себя странновато, чем порой смущал близких Петра Наумовича. Но в этой робости была детская непосредственность и неосознанное еще чувство быть похожим на такую театральную величину и мощь как Петр Фоменко. Недаром у Сергея была необходимость по-человечески прислониться к нему, а это уже что-то на энергетическом уровне.

Он сбежал за ним в Москву, «красиво отдав все долги» в саратовском ТЮЗе. И не пожалел. Открылось новое дыхание, глубокий вдох свежего воздуха и новых возможностей. «Сергей довольно поздно пришел в кино и... всех сделал», - сказал о нем Алексей Слаповский. Пускепалис подчинил своему обаянию зрителей разных поколений. И каждый видел в нем так необходимую нам всем сейчас искренность...

... Давно прошли и девять дней, и сорок, а понимание такой большой потери никак не проходит. Соцсети иногда неожиданно горько выдают уже архивные фотографии и видеокадры с человеком, который был так необходим многим десяткам и даже тысячам людей по всей стране. Чукотка, Саратов, Самара, Уфа, Челябинск, Омск, Магнитогорск, Москва, Ярославль, Железноводск... Донбасс... В десятках городов зажигаются церковные свечи, листаются альбомы с фотографиями, тяжело вздыхают друзья и коллеги... «Я не успокоюсь, пока не доведу до конца какое-то дело...» Так сложилось, что не довел. Рука судьбы жестока, бьет наотмашь, беспощадно и больно, а может, нам просто пока не дано понять, для чего всё повернулось именно так. Может быть, это своего рода экзамен для тех, кто все эти годы был рядом - выстоять, пережить, замолить, довести до конца все те дела, которые не успел сделать «добрый, смекалистый, сильный, сентиментальный, щедрый... русский человек болгарско-литовской национальности» Сергей Витауто Пускепалис...

Фотогалерея