Сто взглядов на сцену

Выпуск №1-111/2008, Выставка

Сто взглядов на сцену

Завершен театральный сезон 2007/2008 гг. Многочисленные вернисажи, посвященные зрелищным искусствам, персонально отразить на страницах журнала удается не всегда. Но обратить взгляд на весенне-летний выставочный ландшафт, безусловно, стоит.

100-летний юбилей отмечает Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Юбилейная музейная программа рассчитана на целый год. В ее рамках прошла научно-практическая конференция «Музеи театра и музыки в международном пространстве», на которой под эгидой Правительства Санкт-Петербурга под девизом «Толерантность — гармонизация межэтнических и межкультурных отношений» был представлен выставочный проект «В Петербурге мы сойдемся снова...», объединивший персональные выставки четырех художников Абхазии и Грузии Александра Шервашидзе (1867-1968), Симона Вирсаладзе (1908/09-1989), Резо Габриадзе (1936), Георгия Алекси-Месхишвили (1941).

Зритель вначале попадал в зал творчества Р. Габриадзе, где были представлены эскизы к спектаклям Театра марионеток, живопись, графика (цикл «Пушкин на Кавказе», «Пушкин в Тифлисе»). Зная, как сегодня усложнились отношения Грузии и России, невольно вспоминались времена бывшей гармонии двух культур. Грузинское видение мира в русском театрально-декорационном искусстве раскрывается в эмоциональности и красочности эскизов С. Вирсаладзе (проработавшего в Ленинграде более 25 лет), посвященных балетам Ю. Григоровича — «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Легенда о любви» А. Меликова, «Спартак» А. Хачатуряна. Театральная графика и эскизы к спектаклям Г. Алекси-Месхишвили были представлены последним десятилетием, в том числе работами к спектаклям Т. Чхеидзе «Борис Годунов», «Мария Стюарт», «Игрок». Экспозиция  А. Шервашидзе (петербургский период творчества) привлекала внимание эскизами декораций и костюмов к спектаклям Мейерхольда «Шут Тантрис», «Тристан и Изольда». Имя этого художника, прожившего полвека в России, полвека в Европе и работавшего на императорской сцене вместе с А.Я.Головиным и К.А.Коровиным, всегда напоминает о новаторских поисках Н. Н. Евреинова или В. Э. Мейерхольда, он по праву считается соавтором С. П. Дягилева в его многочисленных театральных замыслах.

Филиалы Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства предоставили площади сразу двум экспозициям московского фотохудожника. Выставка «ПАРИЖ в фотозарисовках художника-фотографа МХАТ Игоря Александрова» (Мемориальный музей-квартира актеров Самойловых) подарила городские встречи — Елисейские Поля, остров Сите и Нотр-Дам, Эйфелева башня, кварталы Сен-Жермен и Марэ, набережная Сены. На выставке «Вокруг художественного театра» (Шереметевский дворец) зритель «читал» фотолетопись МХАТа им. А.П.Чехова последних пятидесяти лет. Театральная повседневность закулисья, зрительного зала, спектаклей и репетиций у И.Александрова творит историю. Объектив фотокамеры, фокусируя зрелищный мир, радости и огорчения героев на сцене, на встречах, на гастролях, в домашней обстановке лепит образ Театра.

На интерактивной выставке «Театр Марины Азизян» (Шереметевский дворец) художница дополнила эскизы декораций и костюмов к спектаклям («Гамлет» А. Тома, «Федра» Ж. Расина, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира) театральными шляпами, которые вносили особую энергетику в музейную атмосферу. Совместным проектом Большого театра России и Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства стала выставка «Две балетные сцены России» (Шереметевский дворец, август — октябрь), где главные герои — 14 балетов. Это одноименные балетные спектакли, осуществленные в разное время на сценах петербургского Мариинского и московского Большого театров. Как, например «Щелкунчик» — Александра Горского (1919), Федора Лопухова (1929), Василия Вайнонена (1934), Юрия Григоровича (1966), Кирилла Симонова — Михаила Шемякина (2002). Среди экспонатов — эскизы, сценические макеты, фотографии и скульптурные изображения артистов, театральные костюмы, бутафория.

Не только большие музейные пространства, но и скромные арт-галереи манят театрального зрителя. В галерее АРТТЕАТР (Государственный драматический Театр на Литейном) демонстрировались театральные костюмы — выставка «Связи» Ольги Ростроста. Чуть позже это пространство заполнили «МЫСЛИ» учеников Петра и Ларисы Конниковых. Выставку с таким названием представили выпускники Театральной академии, а также студенты I курса СПбГУ. Поводом для работ стала книга Ларисы Шульман «Из жизни дворников» — экспозиция раскрыла процесс размышления 10 молодых художников над образами героев.

Часть фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства экспонировалась на выставке «Художники театра Серебряного века» в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н.Радищева, представив творчество художников начала ХХ века: К. А. Коровина, А. Я. Головина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, И. Я. Билибина, Д. С. Стеллецкого, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина.

Свыше 500 дружественных шаржей (Николай Хмелев, Анатолий Папанов) создал художник-постановщик Калужского драматического театра Эрих Генрихович Мордмиллович. Ему позировали М. Горький и В.Маяковский. На выставке «Э.Г.Мордмиллович — театральный художник», посвященной 105-летию художника (1903-1968), Калужский областной краеведческий музей представил фотографии, программки его первых работ в театре, эскизы костюмов и спектаклей. За 16 лет работы в театре им было оформлено более 50 спектаклей, известность же принесли декорации к постановкам шекспировских «Гамлета» и «Зимней сказки».

Литературно-театральный музей им. Н.М.Дьяконова в Эжве (Республика Коми) подготовил сразу несколько выставок, посвященных своим соотечественникам. Экспозиция «Дьяконов — по прозвищу артист» была посвящена жизни и творчеству драматурга, режиссера, народного артиста Коми АССР Николая Дьяконова (1911-1982), автору знаменитой пьесы «Свадьба с приданым». Выставки были посвящены 90-летним юбилеям со дня рождения заслуженной артистки РК Валентины Ищенко, бывшей примы Воркутинского лагерного театра, и актера, драматурга Василия Леканова (1918-1989).

В преддверии премьеры мюзикла Сергея Дрезнина «Екатерина Великая. Музыкальные хроники времен Империи» в Свердловском академическом театре музыкальной комедии состоялась выставка «Эскизы костюмов времен империи» в Центре современной культуры Уральского государственного университета, на выставке портреты исторических прототипов соседствовали с эскизами костюмов персонажей спектакля. Автором масштабной работы стал театральный художник Павел Каплевич (1959). По его эскизам для труппы было изготовлено более 600 костюмов, 400 головных уборов, 250 пар обуви. Здесь же в Екатеринбурге выставкой «КоляДАковчег» лауреата «Золотой Маски», главного художника Свердловского академического театра драмы Владимира Кравцева (1954) в Галерее ДА стартовал Международный фестиваль современной драматургии «Коляда-PLAYS».

Также предваряя крупное событие театральной жизни, только уже Прикамья — Международный фестиваль франкофонных любительских театров «ФИЕСТА» — пермская выставка «Театр: вчера, сегодня, завтра...», организованная Центром современного искусства, стала самой представительной театральной экспозицией за последнее десятилетие. Двадцать художников сцены Пермского края, Санкт-Петербурга (Марк Бронштейн, Дина Волкова, Фагиля Сельская) и Магнитогорска (Алексей Вотюков) представили работы, созданные в 1970 — 2000-е годы. В Кыргызском Национальном музее изобразительных искусств им. Гапара Айтиева (Бишкек) проходила юбилейная выставка театральных художников Анатолия Арефьева, Акиндина Торопова, Асанбека Молдахматова и Макена Сыдыкбаева, на которой было представлено около 60 работ. Из четырех ныне здравствует лишь заслуженный деятель культуры КР, театральный художник Макен Сыдыкбаев (1937), которого заботят перспективы киргизской сценографии. На весенней Республиканской художественной выставке он не случайно говорил: «Народных художников у нас в стране пятнадцать. В этой выставке участвуют двенадцать — почти всем за шестьдесят. Всех волнует будущее отечественного искусства. Что касается меня, то особую тревогу вызывает судьба театральной живописи».

Львовский театральный художник Александр Оверчук (1960) показал в стенах Костела Святого Александра (Киев, Украина) свои работы — фотокопии (в натуральную величину) его скульптур главного алтаря ростовского костела Тайной Вечери, портреты монаха Бернарда Лубянского и польского актера Тадеуша Левницкого. В соборе было немноголюдно, и возможно потому в грустной атмосфере апостолы отчасти напомнили роденовских «Граждан города Кале».

Если работы грузинских художников показал Санкт-Петербург, то в тбилисской галерее «Копала» музейный зритель встретился с творчеством известного русского портретиста, театрального художника Василия Шухаева (1887-1973), выставка была приурочена к 120-летию со дня рождения художника, который жил в Грузии с 1947 года.

Для Москвы этот год был щедр на театральные юбилеи: в январе исполнилось 145 лет со дня рождения К. С. Станиславского, в марте отпраздновал свое 85-летие Театр имени Моссовета, а в октябре 110 лет со дня основания будет отмечать Московский Художественный театр. История этих театров — тема выставки «Юбилеи театральной Москвы», подготовленная Главным архивным управлением города Москвы, открытие которой проходило в стенах Московской городской думы. Заинтересовывали редкие документы и малоизвестные факты: Московский Художественный театр, не имевший собственного помещения, в 1898 году начал свой первый сезон в Зимнем театре «Эрмитаж». Спустя 25 лет там же поставил свой первый спектакль Театр им. МГСПС (1923).

В залах Российской академии художеств проходила выставка к 85-летию народного художника РФ, академика, Главного ученого секретаря Президиума Российской академии художеств Михаила Курилко-Рюмина (1923). За 60 лет творческой деятельности он оформил свыше 160 драматических и оперных спектаклей, хотя в экспозицию вошли эскизы декораций и макеты театральных постановок, созданные за последние 3 года.

А вот юбилейных выставок, посвященных 75-летию народного художника РФ, действительного члена Российской академии художеств, лауреата Государственных премий РФ Бориса Мессерера (1933) оказалось сразу несколько. В Музее личных коллекций были выставлены графика, живопись, инсталляции, в Государственной Третьяковской галерее — акварельные работы, а залы Российской академии художеств вместили около 100 произведений театрально-декорационного искусства. В его театральных работах насыщенность и декоративность соседствют с пластичностью, рождают определенные ритмы. Коллажи и орнамент в эскизах и макетах, как в лоскутной технике, «сшивают» детали, «одомашнивая» монументальность декораций и кристаллизуя пространство.

В Центральном Доме Художника на Крымском валу музейному зрителю был предложен выставочный проект «Папе Бонифация — 70», посвященный 70-летию со дня рождения народного художника РФ, графика и художника анимационного кино, члена-корреспондента Академии Художеств СССР, профессора ВГИКа Сергея Алимова (1938). С 1999 года он главный художник Государственного Академического Центрального театра кукол им. С.Образцова. Алимовской стилистике присущ острый гротеск, сатирический фон с легкой чертовщинкой. Анимационные работы «Топтыжка» (1964), «Каникулы Бонифация» (1965), «Премудрый пескарь» (1979) любимы публикой до сих пор. Алимов не устаревает! Зритель увидел более 100 произведений станковой графики, книжной иллюстрации, кино- и театральных эскизов (как, например, эскизы спектакля о Гулливере — где сценическое пространство заполняли гигантская голова и огромные ноги).

Творческие победы, как и юбилеи, следует отмечать и анализировать. На «Пражской Квадриеннале 2007» более 50 стран показали работы сценографов, архитекторов, дизайнеров по освещению и звуку. Главный приз «Золотая трига» был вручен российской экспозиции. 35 фотографий рассказали посетителям Чешского культурного центра о юбилейной (40-й) «Пражской Квадриеннале 2007», в фотографиях, видеопроекциях и отзывах дали представление о выставочной программе, о превращении чешской столицы в единую сцену для театров всего мира.

Но можно показать радости творческих будней небольших театральных коллективов, что, например, и было с любовью сделано на закрытии сезона Театрального центра им. В.Э.Мейерхольда, где разместилась выставка театральной фотографии, посвященная будням SounDrama. Шесть разных взглядов на жизнь и спектакли — эмоциональный взор Натальи Василишиной на спектакли «Гоголь. Вечера», где «постановочные» массовые сцены проигрывали характерам фотопортретов, акценты Саши Ауэрбах на теневые образы-силуэты и выразительность лиц и «документалистика» Владимира Панкова. Черные стенды опутывали яркие красные нити, напоминая о спектакле «Красной ниткой». Красные нити способны стать тканью кровеносных сосудов произведения, но и превратиться в пульсирующие потоки энергии, что показала выставка «Прорезая темноту. Маски» Кузьмы Григорьева (1987). Серия лайтбоксов была представлена в рамках июльской Московской международной Биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» в галерее VOLGA. Маски Вольто, брошенные друг на друга, подсвеченные изнутри ярким световым потоком... В напряженном пересечении математических клеток-сетей, изнутри подсветив прорези глаз, оживают или мертвеют лица кукол/роботов — этот мир управляем. Затемненные фотографии масок, приближаясь, как под микроскопом, рисуют волны изгибов. Художник изучает человека, живущего между виртуальным и реальным мирами, играя световыми линиями и рождая свою фотореальность. Архетип маски часто присутствует на выставках даже отдаленных от театральной принадлежности, постоянно расширяя философию предмета.

В канун Международной акции «Ночь музеев» в Театральной галерее на Малой Ордынке состоялся вернисаж выставки «Берег утопии. История одного спектакля». Инсталляции из элементов декорации, бутафории и театральных костюмов, эскизы костюмов и декораций, фотоснимки и, наконец, видеоверсия спектакля Российского академического молодежного театра (художник-постановщик С. Бенедиктов, художники Н. Войнова, О. Поликарпова) продемонстрировали длительный путь изобразительных решений спектакля от замысла к воплощению. Редкий случай — в музейном пространстве доминировала воздушная циркулирующая легкость, свойственная этой удивительной сценической эпопее.

Лауреат Всемирной выставки в Париже (1937; Серебряная медаль за спектакль «Снегурочка», Державная опера, Киев) Григорий Кигель свой первый спектакль оформил в 19 лет в антрепризе Николая Синельникова (театр «Колизей», Полтава). С тех пор 50 лет работал художником-постановщиком в музыкальных театрах СССР, главным художником Московского театра Оперетты (1948-1970). Выставка «Григорий Львович Кигель (1900-1970)» в Театральной галерее на Малой Ордынке (из фондов ГЦТМ, галереи «Элизиум», музея Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, из собрания Александра Калягина) показала широкий диапазон мастера. На вернисаже притягивали взгляд эскизы костюмов к спектаклю «Золотая рыбка» по А.С.Пушкину (бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь/серебряная краска/белила; Державная опера, Киев, 1935) с насыщенным колоритом цвета и «ихтиологической» идентичностью подводных героев. Праздничная сказочность Пушкина отступала, чтобы тут же мрачно заворожить зрителя тревожностью суровых пейзажей для спектакля «Сын полка» по В.Катаеву (черная бумага, цинковые белила; Центральный Детский театр, Москва, 1945).

Преобладание работ к неосуществленным постановкам отличало выставку «Юлия Марчевская. Театральные эскизы 1940 — 2000 гг.» из собрания галереи «Союз Творчество» и собрания ГТЦМ им. А.А.Бахрушина, на которой насыщенные красочные объемы живописных эскизов контрастировали с тонким кружевом силуэтов «Трех толстяков» (бумага, гуашь; Теневой театр Ю. Олеша, 1958).

В рамках V Бахрушинского благотворительного фестиваля Андрис Лиепа открывал вернисаж детских рисунков «Возвращение Жар-птицы» (совместный проект Благотворительного Фонда Мориса Лиепы и Благотворительной организации «Садовое кольцо — Милосердие МГОИ»). Детский вернисаж представил фантазии, рожденные видео-версией балета «Жар-птица» — рисунки и инсталляции, декоративные панно, выполненные в технике батик, аппликации и коллажи юных художников Москвы и Зарайска. Как всегда, дети демонстрируют удивительную свободу и щедрость, о которой взрослым художникам чаще всего остается только мечтать. Это можно было увидеть во Дворце творчества детей и молодежи Зеленограда на выставке «Театральный калейдоскоп». Или на коротких, но незабываемых для малышей майских мероприятиях в Театре на Малой Бронной. Экспозицией детского рисунка завершился и выставочный сезон в здании СТД РФ на Страстном бульваре, ее тема — «Театр глазами детей». А на Благотворительной выставке детских рисунков «Спасибо!» в рамках Х Всемирного фестиваля детских театров (фотографии и картины детей, больных муковисцидозом) сами зрители участвовали в создании коллективной картины. Театральный мир присутствует не только в специализированных музеях, но и на технических выставках, в информационных акциях, библиотечных залах. Театральный вернисаж «Сценографы Санкт-Петербурга» в Российской государственной библиотеке по искусству совпал с презентацией книги Л. С. Овэс «Театр Ольги Саваренской» (СПб.,2008). Небольшая экспозиция представила коллекцию эскизов костюмов и декораций, непохожих друг на друга петербургских сценографов: М. Азизян, В. Доррера, Э. Капелюша, М. Китаева, Э. Кочергина и О.Саваренской из фондов библиотеки. Театральное и студийное оборудование, аудио-, видеотехнологии, осветительную аппаратуру — более 1000 экспонентов из многих стран Азии и Европы представили на XIX Международной выставке профессионального звукозаписывающего, музыкального, осветительного оборудования и технологий PALM EXPO 2008 в Международном выставочном центре Китая.

Что ж, даже беглый обзор событий впечатляет удивительной панорамой времени, где заявлена равнозначность больших и малых событий, равенство детали и целого, одновременность того, что прошло, и того, что живет. В этом хаосе взглядов, где соседствют историческая ретроспекция и юбилейное торжество, сценический костюм или рождение одного спектакля, театральные шляпы и шаржи, архивные материалы и фотодокументы, детские взгляды на искусство или неожиданные перекрестки театральной профессии с сакральной сферой, явлено главное содержание постсоветской эпохи — решительная отмена всяческих иерархий.

Фото предоставлены: Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства, Главным архивным управлением города Москвы и Государственным центральным театральным музеем им. А.А.Бахрушина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.