Евпатория. "Каштанка" глазами собаки

Выпуск №4-254/2022, В России

Евпатория. "Каштанка" глазами собаки

В этом году исполнилось 135 лет со дня первой публикации известного рассказа Антона Павловича Чехова «Каштанка». Спектакль с одноименным названием открыл счет премьерам 36-го театрального сезона Крымского государственного театра юного зрителя.

Зал переполнен, свободно лишь одно место в ложе, предназначенное для особого гостя - Чехова (Роман Рыжов). По замыслу режиссера Андрея Пермякова, автор еще не написал свой знаменитый рассказ и эту историю узнает только сегодня из уст собаки. Появление Антона Павловича обращает на себя внимание. До третьего звонка врывается в зал и сама Каштанка (Дарья Пушина): в нулевом акте она пытается несколько раз проникнуть на спектакль без билета. Но гаснет свет, и начинается главное действие.

«Если хочешь понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай и чувствуй». Чеховской цитатой к зрителю обращается Шарманщик (Андрей Пермяков). В сценической версии режиссера этот персонаж появляется как своеобразное связующее звено, перемещая героев от главы к главе. Создатели предлагают посмотреть на рассказ с точки зрения чувств животного, а не логики человека. К слову, чтобы лучше понять собаку и ее реакции, в подготовке спектакля участвовал особый консультант. Дворняжку по кличке Манюня приводили на репетиции и наблюдали за ее поведением.

Жанрово постановка определена как «рассказ от лица собаки», это своеобразный вербатим Каштанки. Основная мысль, которую режиссер стремился донести до зрителя, в том, что у животного есть мысли, переживания и особый мир. Собака свободна в принятии решений.

Еще одна ключевая тема, поднимаемая в «Каштанке», - искусственность современного мира, попытка подмены и имитации. Шарманщик приносит Луке Александровичу (Артур Волхонский) клетку, где сидит пластмассовый чижик и поет только тогда, когда нажимаешь на кнопку: «Хош свистит, хош - не свистит, и кормить не надо! Удобно!». Конечно, в эпоху Чехова электроптиц не существовало, как, впрочем, и многих других элементов спектакля. Используя прием «театр в театре», режиссер дает понять зрителю, что разговор идет о вечном. Сегодня в погоне за удобствами мы часто теряем понимание истинно прекрасного и настоящего.

Чехов трепетно относился к детям, считая, что с ними нужно разговаривать по-взрослому, но используя доступный язык и интересные литературные формы. Как художественный прием в спектакле Крымского ТЮЗа используется эклектика. Это сделано для того, чтобы современный подросток, а именно ему адресован спектакль, мог взглянуть на историю «вне времени». Каштанка еще и 14-летняя девушка-максималист, эгоцентричная и ищущая ответы. Таких подростков общество взрослых зачастую не понимает и не принимает, навешивая ярлыки и пытаясь вписать в парадигму своего мировосприятия. Современным языком говорит только главная героиня, язык остальных персонажей остается «чеховским».

Потерявшись, Каштанка остается одна в огромном мире, как маленькая звездочка во вселенной. Над образом спектакля работала художник-постановщик из Севастополя Ольга Долгова. Главным решением стало сочетание двух основных элементов сценографии - травяного покрытия из лыка и звездного неба. Трава воспринимается чем-то понятным, родным, тем, что у Каштанки под ногами с момента ее появления на свет. На контрасте возникает звездное небо, которое является недосягаемым, иллюзорным. Собака мечтает и грустит, глядя на миллионы звезд, уставшая и голодная встречает Мсье Жоржа (Сергей Новиков) и обретает кров, пищу и интересную компанию цирковых артистов: Гуся Ивана Ивановича (Владимир Миллер), Кота Федора Тимофеевича (Влад Шамрин) и Свинью Хавронью Ивановну (Марина Щетинина). Животные безмолвны, они «общаются» с помощью языка тела. Постановщик пластики из Самары Павел Самохвалов начал работу с труппой за четыре месяца до премьеры, и к выходу на сцену все было отточено до малейших деталей.

Каштанка все душой прикипает к новой компании, что особо ярко выражено в сценах, когда она учится ездить на велосипеде: артисты поддерживают собаку и принимают в свою семью. Но и здесь ее ждет трагедия (очень эмоционально сыграна сцена прощания с Гусем). Она искренне любит свою новую семью, но с трепетом вспоминает пластмассового чижика, запахи стружки и клея, набитую вещами квартиру Луки Александровича и в эти мгновения искренне грустит. Когда появляется прежний хозяин, счастливая Каштанка, ни секунды не размышляя, бросается к нему, и этим еще раз режиссер подчеркивает разницу между мыслями человека и собаки, как бы оправдывая финал Чехова, к которому, кстати сказать, было больше всего претензий у современников писателя. Верность и преданность - инстинкты, присущие животному, а вот человеку подобный выбор часто не совсем понятен.

История в спектакле рассказана современным театральным языком - это синтез русского психологического театра, актуальной пластики и музыки, но в то же время с трепетным отношением к автору. «Каштанка» сопровождается потрясающим музыкально-шумовым оформлением, которое режиссер по традиции делал сам. Атмосферный сплав современных звуков улицы, машин, полицейских разговоров по рации и дореволюционных романсов, аранжированных специально для постановки.

«Каштанка» Крымского ТЮЗа - о бескорыстной любви и преданности, которой порой так не хватает в сегодняшнем мире.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея