На родине Владимира Гуркина / IV Межрегиональный фестиваль профессиональных драматических театров «Театральная провинция-2022» (Черемхово)

Выпуск №4-254/2022, Фестивали

На родине Владимира Гуркина / IV Межрегиональный фестиваль профессиональных драматических театров «Театральная провинция-2022» (Черемхово)

Шесть часов на самолете, недолгая остановка в Иркутске, где группа критиков и театральных специалистов подошла к памятной доске Владимиру Гуркину, что под стилизованной голубятней в самом привлекательном месте города. И вот уже мы в театральном автобусе и через четыре часа в Черемхово.

Фестиваль посвящен памяти российского драматурга, сценариста, артиста российского кино и театра, режиссера, члена Союза писателей России, автора пьес, самая известная из которых «Любовь и голуби», Владимира Павловича Гуркина (13 сентября 1951 - 21 июня 2010). Идея проведения фестиваля принадлежит самому драматургу.

Владимир Гуркин мечтал организовать в Черемхово творческую лабораторию для молодых драматургов, режиссеров и актеров Сибири, но не успел. Его мечту воплотил коллектив черемховского театра и администрация города. Под руководством тогдашнего директора театра Андрея Ефимова осенью 2014 года здесь прошел Первый межрегиональный театральный фестиваль провинциальных театров «Театральная провинция» памяти В.П. Гуркина.

В 2022 году собирались уже в четвертый раз (с перерывом на пандемию) под руководством нового энергичного директора Татьяны Гаевской и при поддержке Министерства культуры и архивов Иркутской области. Почетными гостями стали дочь и супруга драматурга Екатерина и Людмила Гуркины, специально приехавшие из Москвы. Здесь, в небольшом городке (50 тысяч жителей), прошли детство и юность Гуркина, сюда он часто приезжал в 2000-х, ставил спектакли, играл в них, здесь и похоронен на городском кладбище рядом с любимым отчимом, заменившим ему отца, и матерью, которая пережила талантливого сына.

Среди мероприятий в Черемховском драматическом театре запланировали и осуществили обширную культурно-образовательную программу для артистов, руководителей, членов театральных формирований, образовательных организаций и учреждений культуры, в рамках которой выступили приглашенные специалисты, составившие судейскую команду: театральные критики Ольга Сенаторова и автор данной статьи; Елена Ласкавая, актриса театра и кино, режиссер, педагог по сценической речи; Николай Морозов, композитор, педагог, разработчик авторской программы по развитию гармонического слуха и вокальных навыков у актеров; Наталья Шурганова, балетмейстер, педагог, режиссер по пластике.

В дни фестиваля зрители увидели разноплановые и разножанровые постановки шести театров - из Иркутской области, Алтайского края и из Омска. Спектакли современных авторов, отражающие сегодняшние проблемы, о многом заставляли задуматься.

Фестиваль стал праздником города. В день открытия было устроено театрализованное представление. В сквере, где стоит скульптурная группа - он и она, а над ними голуби, - показали номера детских танцевальных коллективов, прочитали отрывки из произведений Гуркина, сочинение учащегося одной из школ о том, что такое для них, сегодняшних молодых, память о талантливом земляке. А потом участники церемонии и гости фестиваля прошли по главной улице от сквера к театру. У театра - скульптурная группа - три драматурга, прославившие Иркутскую землю: Владимир Гуркин и Михаил Варфоломеев, жившие здесь, всемирно известный Александр Вампилов, который родился в Черемхово, а жил в полутора часах езды, в поселке Кутулик. И больше спасибо организаторам фестиваля, которые нашли время, чтобы гости из Москвы смогли поехать в Кутулик, где работает музей Вампилова в помещении небольшого одноэтажного дома. Здесь жила семья драматурга, собраны их вещи, а также материалы о творчестве А. Вампилова и постановках его пьес.

Городской драматический театр «Студия» Л. Ермолаевой» (Омск) показал спектакль «Дорогой подарок» по пьесе Олега Малышева в постановке режиссера Валерия Алексеева. В основе пьесы - простая житейская история, действие которой происходит в небольшом поселке. В ней переплелись комедия и трагедия, любовь, мечты, фантазии и реальные события.

Непритязательная история о том, как мать и дочь находятся в постоянном конфликте. Мать терроризирует дочь, манипулируя ею, напоминая о своих реальных и вымышленных болезнях. Ольга Серман, исполнительница роли матери, интересно и изобретательно рисует непростой характер властной и эгоистичной женщины. Безответная и покорная дочь решает родить ребенка от случайной связи. А веселый и нахальный местный выпивоха оказывается человеком большой души, готовым на искреннее участие. Роль этого парня, Илюхи Шалабана, колоритно и трогательно сыграл актер Дмитрий Трубкин, обаятельный, живой, с очень убедительными и неожиданными интонациями, умело соединивший комизм и искренность. Дмитрий Трубкин получил диплом за лучшую мужскую роль второго плана.

Зрителей задела за живое теплая и душевная интонация спектакля, его человечность и мудрость. И когда в финале появилась героиня с ребенком на руках, она напоминала Мадонну, несущую свет и милосердие.

Рубцовский драматический театр (Алтайский край) показал спектакль «Палата бизнес- класса» по пьесе Александра Коровкина в постановке многолетнего руководителя театра режиссера Станислава Спивака. Два основных персонажа, вокруг которых крутится весь спектакль - артист Изумрудов (Игорь Кузнецов) и высокопоставленный чиновник Разницкий (Павел Фролов). Судьба их сводит в больнице, где и происходит всё действие. Как и положено, в комедии возникает масса курьезных ситуаций: и любовный треугольник, и финансовые махинации, и много чего еще, над чем можно и посмеяться, и поразмыслить. Специального приза фестиваля была удостоена актриса театра Виктория Зяблицкая, смело сыгравшая роль медсестры Илоны.

Хозяева фестиваля, актеры Черемховского театра драмы имени В.П. Гуркина, играли премьерный спектакль «Старший сын» в постановке Дмитрия Акимова, художественного руководителя театра. Одна из самых известных пьес Александра Вампилова, блестящий фильм Виталия Мельникова заставили постановщиков искать новый, оригинальный путь решения коллизий. Д. Акимов создает свой особенный мир, в котором звучит протест против традиции. На сцене выстроен наклонной пандус, на нем - разбитый вагон электрички с выбитыми окнами, валяются мятые бумаги, мусор. Через зал сверху - дощатый помост, фонари. Вывороченный, выморочный мир. Активными действующими лицами становятся четыре бомжа-клоуна, кое-как, пестро одетых, с размалеванными лицами. Они выпивают, курят, вяжутся к персонажам, пугают их, появляются в самые неожиданные моменты. Особенно хорош Олег Силантьев, который тонко чувствует природу театрально-клоунского существования. Сделано появление этих персонажей эффектно, но пьеса, взаимоотношения героев, авторская идея сопротивляются такому соседству. Бомжи отвлекают, затеняют конфликт, показ того, как меняются люди под влиянием обстоятельств. А интересно и дерзко работающий постановщик Акимов умеет показать именно динамику раскрытия человеческого характера.

Сам отец семейства Сарафанов (Сергей Скарченко) - тоже вроде клоун. В широченных брюках в тонкую полоску, мешковатом пиджаке и клоунских больших ботинках. Но чувства-то его - живые, сердце болит по-настоящему, и в ситуацию он включается всем свои существом. И Бусыгин Алексея Халилова тонко ведет свою роль, показывая, как фарс перерастает в мелодраму, как проявляется лучшее, что есть в нем, как становится самым важным возможность услышать и понять другого человека. За исполнение этой роли актер был удостоен специального приза фестиваля.

Интересен Сильва Валерия Иванова. Он предстает этаким «мелким бесом», лихим чертом-соблазнителем, что эффектно оттеняет глубокие и подлинные переживания главных героев. Валерий Иванов, худой, подвижный, вертлявый, соблазняет, насмехается, искушает. Он циничен, не сентиментален, но в его исполнении есть стиль и шарм. Точно и убедительно ведет свою роль жених Данил Врублевский. В его жесткости есть своя правда, и это столкновение конкретности и воздуха жизни впечатляет и о многом заставляет задуматься. Многослойный, очень театральный и глубокий, неожиданный, в чем-то спорный «Старший сын» Черемховского театра имени В. Гуркина получил диплом как лучший спектакль фестиваля.

Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова показал «Старомодную комедию» по пьесе Алексея Арбузова в постановке Ольги Румянцевой. Спектакль дал возможность зрителю прикоснуться к одной из самых лиричных и светлых историй. Яков Воронов и Ольга Шмидгаль показали, как зарождается позднее чувство, как боятся герои поверить в возможность счастья. Мастерство и убедительная игра актеров стала настоящим подарком фестивалю. Оба они получили дипломы за верность профессии.

Усть-Илимский театр драмы и комедии попытался по-новому рассказать о событиях жизни и гибели любимого всеми поэта в спектакле «Убить Дантеса» по пьесе Евгения Пиндюрина в постановке режиссера и драматурга Елены Таксиди. Руководитель театра Евгений Пиндюрин сам написал пьесу, предварительно проведя большую исследовательскую работу. Многие факты жизни Пушкина, интриги, которые сплели в высшем свете против поэта и его красавицы-жены, стали откровением для зрителей, среди которых было много молодежи. Однако стремление вместить множество фактов, упоминание имен реальных участников событий, не очень хорошо известных неискушенной публике, перегружает спектакль. А желание поднять тему «художник и власть» и появление персонажей Павла Лаврентьевича Б. (читай Лаврентий Павлович) и Виссариона Иосифовича... не только утяжеляет спектакль, но и вызывает недоумение, тем более что поданы эти персонажи в фарсовом ключе, что не совпадает с общей интонацией сценического повествования.

Вместе с тем в спектакле много интересного, того, что задевает за живое. Александр Гюрджян тонко и деликатно исполняет роль великого поэта, показывая его человеком влюбленным, страдающим, бесшабашным. Артист получил специальный диплом за исполнение роли Пушкина. Также актерам Усть-Илимского театра вручили диплом за лучший актерский вокальный ансамбль. Это второй увиденный мною спектакль Усть-Илимского театра. Первым был «Уроки французского», показанный на фестивале имени Валентина Распутина в Иркутске в марте нынешнего года. Несомненно, коллектив живой, ищущий, перспективный.

Братский драматический театр сыграл спектакль «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова в постановке Валентина Зверовщикова. Заурядный молодой человек, житель Подольска оказывается в необычных обстоятельствах, там, где отсутствуют здравый смысл, логика, причинно-следственные связи. Автор, постановщик, актеры демонстрируют зрителям интеллектуальный, психологический, пугающий, но и смешной аттракцион. Герой задержан неизвестно за что, доставлен в отделение полиции, где с ним ведется странная беседа - абсурдные претензии, ужас пугающей неизвестности, непредсказуемые перевертыши... Привычное оборачивается опасным, простые вопросы и замечания таят угрозу.

Действие происходит в середине площадки, зрители - справа и слева. Начинается диалог-поединок. Против главного героя (Игорь Бутин), неудобно притулившегося на высоком стуле - добродушный полицейский, весельчак, который мгновенно превращается в настоящего монстра, а потом снова хихикает, становится «своим парнем». Мир теряет определенность, границы нормального и инфернального стерты. Выморочный мир, где нет логики. Актеры блестяще работают на смене ритмов, на мгновенной трансформации.

Спектакль «Человек из Подольска», который отличало глубоко продуманное режиссерское решение, блестящие актерские работы, тонкое проникновение в авторский замысел, получил диплом за лучший актерский ансамбль. Исполнитель роли первого полицейского Роман Калиниченко, протагонист спектакля, был удостоен диплома за лучшую мужскую роль. Диплом за лучшую женскую роль второго плана вручили Юноне Куракиной за роль Люси.

Но спектакли - это только одна сторона фестиваля. Проходили встречи с журналистами и учителями города, со старшеклассниками в библиотеке, на которой выступили жена и дочь В. Гуркина. Занятия по пластике, вокальной культуре и сценической речи пользовались огромной популярностью у черемховских актеров и гостей фестиваля. Вечерние капустники демонстрировали таланты...

На закрытие фестиваля и вручение наград приехала министр культуры Иркутска Олеся Николаевна Полунина. Фестиваль стал событием, доказал свою жизнеспособность и нужность театрам, которые самоотверженно трудятся в небольших городах, жителям которых так важны встречи с живым искусством.

 

Фото Никиты КАЛАЧЁВА

Фотогалерея