Час Янковского / V Всероссийский фестиваль имени Олега Янковского в Саратове

Выпуск №4-254/2022, Фестивали

Час Янковского / V Всероссийский фестиваль имени Олега Янковского в Саратове

На саратовском театральном циферблате снова час выдающегося актера. В Саратовском государственном академическом театре драмы имени И.А. Слонова при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, областного минкульта, программы «Большие гастроли» прошел V Всероссийский фестиваль имени Олега Янковского (артдиректор Ольга Харитонова).

«С ранних лет поверил я, / что от всех болезней/капель Датского короля / не найти полезней». Чудесная улыбка барона Мюнхгаузена, как эти чудные капли, согревает наши души. Думали ли мы 11 лет назад, наполненные горечью ухода такого актера и человека, что фестиваль выживет несмотря на все финансовые и пандемические трудности? Хотя между третьим и четвертым фестивалем, четвертым и пятым разрыв в четыре года, он нашел свою тему. И как на два крыла опирается на Вчера - память о прекрасном русском артисте и Сегодня - игре его «соплеменников» по саратовской театральной школе.

Сколько прошло фотовыставок в Саратовской драме за эти годы! И редких семейных снимков, и лучших фотопортретов Олега Ивановича. Сейчас разместилась выставка известного театрального фотографа Александра Иванишина «Час Янковского». Всего один час съемки в Ленкоме. Пристальный и чуть насмешливый взгляд актера, который еще не знает, что смотрит в вечность... Сколько было встреч с родными, друзьями, коллегами Янковского (самая первая - с Инной Чуриковой и Александром Збруевым, они привезли спектакль, где мы последний раз видели своего кумира). Сколько было лекций, презентаций книг... На юбилейном фестивале книгу представила искусствовед Светлана Хохрякова. Она из первых серьезных изданий об актере. «Несостоявшийся Гамлет и отсветы шекспировского образа в театральных работах Олега Янковского» - так озаглавлена встреча с Хохряковой. Нет, не «вратарь» и не «статист», как назвали Гамлета Янковского в постановке Глеба Панфилова. Там был «человек, посягнувший на самого себя, убивший в себе поэта и философа... человек, преступивший черту». Не менее интересна была беседа Хохряковой «Догадка режиссера Романа Балаяна. О некоторых киноролях».

Поэт Светлана Кекова озвучила на фестивале «свои» роли Янковского: «Среди нашего мира неброского / он искрился, царил и сверкал, / и в загадочных притчах Тарковского/ выходил из разбитых зеркал. / К небесам, на свидание с вечностью / скоростной поднимается лифт, / где столпились с актерской беспечностью / Петр Первый, Тургенев и Свифт»... Фестиваль вызвал всплеск живописных, скульптурных работ. Художница Ольга Пеганова показала Янковского в его саратовских ролях: Мышкин, Мелузов, Мешем.


Они люди. Живые

У каждого свои любимые роли. Иван Янковский на первое место ставит Позднышева в «Крейцеровой сонате» как вершину актерского мастерства. Он ученик Сергея Женовача. В Студии театрального искусства занят в двух ролях по М. Булгакову, в Театре имени М.Н. Ермоловой он - Виктор Зилов из «Утиной охоты».

Иван вышел на сцену, где 58 лет назад начинал его дед. Спектакль по пронзительной пьесе Александра Вампилова поставил Евгений Марчелли. При перемене декораций - оглушительная барабанная дробь, бьющий наотмашь свет, скачущие буквы рекламы. Неразбериха, как и в душе героя. В прологе и финале все его женщины в агрессивно красных платьях, с размазанной по лицу косметикой. Зилов отрешенный, с ровным голосом. Насмешка героя спрятана очень глубоко - гораздо глубже, чем у героев Янковского-старшего в фильмах Балаяна.

Уехав с фестиваля, он трогательно нам написал: «Вы, наверное, самый благодарный зритель, которого я встречал в жизни... Спектакль, возможно, случился так, как нигде бы больше не случился... Саратов для меня родной, хоть и приехал первый раз...Сегодняшний день с экскурсиями по местам, где жили и учились мои дедушка и бабушка... Спасибо школе 67 и ее замечательному директору, театральному училищу, да просто всем Вам спасибо за то, что вы Люди. И что вы Живые».


Ермаковские, галковские, киселевские...

Театр им. М.Н. Ермоловой приехал на фестиваль впервые. Фестивальная сцена видела спектакли с выпускниками Саратовского театрального института из Петербурга и Москвы, Испании и Израиля. Устойчивые отношения сложились с Театром Наций, МХТ им. А. П. Чехова, ШДИ. Ученик Валентины Ермаковой Евгений Миронов приезжал с «Калигулой» Э. Някрошюса, читал письма П.ИЧайковского с оркестром. На V фестивале Театр Наций показал «Страсти по Фоме» (по Ф.М. Достоевскому), в постановке Е. Марчелли. В роли «человечка самого ничтожного» уже родной нам Авангард Леонтьев, педагог курса Олега Табакова, председатель жюри областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин». Миронов когда-то привез его в Саратов, влюбил в семью, в Радищевский музей, в ТЮЗ им. Ю.П. Киселева. «Я знаю Русь, и Русь меня знает!» - величественно изрекает со сцены Фома Опискин, а мы знаем, что блистательный лицедей начал «примеривать» роль еще на пресс-конференции, где строго одергивал не умеющих слушать.

Сначала эмоции в спектакле притушены. Нарочито медленно накрывается длинный стол, лакей со слишком живым лицом что-то роняет. Тут деликатный Ростанев (Владимир Майзингер) разразится гневными тирадами, и начнутся обычные провокации в духе Марчелли. Запоминается сонный помещик Бахчеев в комическом исполнении Владимира Калисанова. Он и Анастасия Светлова тоже «ермаковцы». Красивая, взрывная Светлова потрясает каждый фестиваль: наэлектризованной Катериной Ивановной Л. Андреева, страдающей Войницевой А.П. Чехова, по-своему несчастной Аркадиной. Татьяна Ивановна у Достоевского - полубезумная старая девушка. А героиня Светловой просто большой ребенок, который до слез расстраивается, если кому-нибудь плохо, громко радуется, если хорошо. И всё время поет. Роль далеко не главная, а глаз от нее не отвести.

МХТ им. А.П. Чехова привез «Трех сестер» в постановке Константина Богомолова. Когда-то ролью Тузенбаха Янковский подтвердил свое право на большую сцену. Здесь Барона исполняет Дарья Мороз. Отстраненность, замедленность разлита в игре всех персонажей. Замороженной рыбой крупно вплывает на экран лицо Барона. И сестры малоэмоциональны, хотя так женственна Ольга Александры Ребенок, сексуальна Маша (Мария Фомина), девственно строга красивая Ирина (Софья Эрнст). Более внятной получилась Наташа, внешне очень вежливая. А самым живым выглядит Александр Семчев - Чебутыкин. Его несколько черный юмор хоть как-то разнообразит уныло-холодную обстановку дома Прозоровых.

Обаятельный Вершинин Дмитрия Куличкова (ученик Александра Галко) много и горячо говорит о своих дочерях. Все длинные монологи о будущем герои торопливо проглатывают, как остывший чай. Ни тоски по уходящим офицерам, ни сожаления о гибели одного из них, самого порядочного и благородного.

Школа драматического искусства (Игорь Яцко ученик Юрия Киселева и Анатолия Васильева) наши фестивали не пропускает. Привозили Уайльда, Кокто, Гоголя. Теперь с женой и сокурсницей Марией Зайковой представили спектакль, родившийся в долгие часы «изоляции». Текст «Сага века: битва за любовь» Эббы Витт-Браммстрём поставили вместе, добавив к ярой героине-феминистке безликих «унисекс». Видела в ШДИ их чудесный творческий вечер на двоих «Поговорим о странностях любви». А текст шведской «битвы за любовь» показался менее интересным, чем игра замечательных актеров. Она часто вызывала смех и сочувствие зала точным попаданием в эмоцию. «Мы влюбляемся и не способны любить, потому что нам нужно, чтоб любили нас», - написано в программке. Может быть, феминистки слишком уж агрессивны в Европе?


Убить дракона в себе

Через день спектакль о семейных раздорах давала Саратовская драма. Прочитанная глазами знатока человеческих душ (инсценировка «Кроткой» Ф.М. Достоевского) тема и через полтора столетия будоражит, как оголенный нерв. Сагу Н.Г. Чернышевского о юной Верочке исполнили в драме значительные актеры саратовской театральной школы. Впервые в фестивале принимал участие и ТЮЗ им. Ю.П. Киселева - с пьесой Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» (постановка Георгия Цнобиладзе).

И была еще встреча с любимым гостем фестиваля Денисом Бокурадзе. «Провинциал - это не тот, кто далеко живет, а тот, кто недалеко думает», - так руководитель Новокуйбышевского театра-студии «Грань» и муж своей главной актрисы Юлии Бокурадзе (ученица Риммы Беляковой) сформулировал путь к успеху. Он был неплохим актером, играл в двух театрах. Взять на себя руководство его уговорила режиссер Эльвира Дульщикова, уже тяжело больная. Не сразу, не вдруг начиналась новая жизнь «Грани». Это теперь она - номинант и победитель «Золотой Маски». Они привезли «Дракона» Евг. Шварца. Тема-то вечная: как, избавляя мир от дракона, им же не стать - решена здесь с изобретательностью и убедительностью. Как сказала в интервью Анастасия Светлова: «Театр необходим, чтобы не ссыхалась душа».

 

Фото Анны НЕДОЧЕТОВОЙ и Ольги БАКАЕВОЙ

предоставлены театром

Фотогалерея