Незавершенное сватовство / "Женитьба" в ЦАТРА

Выпуск №4-254/2022, Премьеры Москвы

Незавершенное сватовство / "Женитьба" в ЦАТРА

Какими только идеями не увлекались режиссеры, каких не изобретали приемов, в разные времена обращаясь к «Женитьбе» Н.В. Гоголя! Кто-то занимался откровенной эксцентрикой, незабываемо воссозданной И. Ильфом и Евг. Петровым в «Двенадцати стульях»; кого-то прельщала «чертовщинка», проявленная любыми способами в характере и даже облике Кочкарева, чему давал повод дотошно изученный литературоведами календарь, согласно которому затеянное сватовство и венчание попадали на время Великого поста и строго запрещались, и прочее, прочее, прочее...

От почти откровенной клоунады до комедии с грустной финальной интонацией проделала долгий сценический путь гоголевская «Женитьба», чтобы каждый раз являть нам нечто, либо не раз виденное, либо приоткрывая что-то еще незнакомое. А ведь это - едва ли не самое дорогое в любом спектакле: неожиданно для себя самого открыть в характерах и событиях нечто, связующее с движением, развитием персонажей и их судеб. Так произошло для меня на «Женитьбе», поставленной на Малой сцене Центрального академического театра Российской Армии Юрием Маковским. Для этого режиссера состоялся столичный дебют, хотя его спектакли Севастопольского драматического театра Черноморского флота им. Б.А.Лавренёва, привозимые на фестивали военных театров «Звездная Маска», всегда высоко оценивались зрителями и коллегами, а постановки на сцене Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина идут с большим успехом. В той простоте, с которой прочитана режиссером и сыграна артистами эта известная комедия отечественного классика, есть особая четкость мысли писателя и современность посыла текста в любые времена. Особенно - в наше.

Вечные вопросы: зачем Кочкареву было затевать всю эту канитель? От нечего делать? От желания отомстить коварной свахе, которой удалось «окрутить» его когда-то? Втянуть давнего приятеля в ловушку под названием «семейная жизнь»? Или он и вправду, подобно гётевскому Мефистофелю, воплотился в человека, чтобы довести Подколесина до греха во время Великого поста?..

У Юрия Маковского и блистательно играющего Кочкарева Андрея Кайкова есть ответ на эти вопросы: внезапно распахивается дверь в комнату Подколесина и в луче яркого света торжественно появляется великий манипулятор, пришедший продемонстрировать свое искусство! Он явно уже опробовал его на ком-то, а теперь явился к приятелю «закрепить успех». Ведь Кочкарев знать не знает, что Подколесин собирается жениться и, если бы не столкнулся в его доме со свахой Феклой Ивановной (Ольга Богданова) и не выведал у слуги, что барин собирается жениться, так и не узнал бы, скорее всего, ничего. Но сама судьба подбросила манипулятору этот шанс: изгнать сваху и самому приняться за дело, явив народу и миру свое искусство.

Сегодня всем нам ведома методика манипуляторов, едва ли не во всех областях жизни, творчества, деятельности любого рода, СМИ и прочего. Поддаются этому разные люди по-разному, но в основной своей массе поддаются. Так что идея режиссера выпукла и беспроигрышна. Тем более в таком исполнении, как у Андрея Кайкова. Ведь в той или иной степени и сама Агафья Тихоновна (Мария Голубкина очень смешно, старательно и неуклюже повторяет, словно завороженная, мимические уроки Кочкарева: как надо бровку поднять, глазки опустить, кокетливо взглянуть на суженого), и ее суровая, деловитая тетушка Арина Пантелеймоновна (Софья Гуськова), и собравшиеся в доме женихи подпадут в разной, правда, степени под его мастерский гипноз. Брутальный, интересующийся исключительно приданым, особенно - домом и пристройками, сверяющий чуть ли не каждый угол с описью Яичница (Сергея Колесникова, если не запамятовала, мне не доводилось прежде видеть в столь яркой, замечательной характерной роли). Манерный, временами чересчур, Анучкин (Александр Аргос). Болтливый, приветливый, не утративший манер морского офицера Жевакин (Игорь Марченко так привлекателен в первом своем появлении жизнерадостностью и предвкушением счастья и так горько разочарован предательством Кочкарева и срывом 17 го сватовства, что жаль его чуть не до слез!). А уж о безвольном, нерешительном Подколесине и говорить нечего! Артем Каминский играет в значительной степени предшественника Ильи Ильича Обломова: обаятельного, с «голубиной душой», мечтательного, ускользающего от каких-либо решений и поступков, словно просыпающегося в отсутствии Кочкарева от навеянных грёз... И потому так выразительно, с какой-то почти детской досадой рассказывает он Агафье Тихоновне о смелости русских мужиков, на которую он никогда и ни в чем не будет способен. А с какой страстью целует ручки невесты, с изяществом уклоняясь от ее попыток «вырвать» у него настоящий поцелуй...

Удивительным образом всего в нескольких эпизодах ярко показали характеры слуга Подколесина Степан (Даниил Штейн), которого легко воспринять как дядьку и слугу Обломова Захара. Он так устал от своего барина, от его бесконечных и бессмысленных вопросов о портном, сапожнике, ваксе, что отвечает, не выслушав вопроса до конца. И так же заучено-нудно докладывает Кочкареву, что, мол, надумал барин жениться. Зная наперед - не женится никогда!.. И очаровательна прислуга Агафьи Тихоновны Дуняша (Мария Швыдко), которая, заливаясь смехом, пробегает через комнату открывать двери очередному жениху, а потом с неподдельным увлечением подслушивает рассуждения Агафьи Тихоновны с мечтой составить «коллективный портрет» суженого.

Сваха тоже пытается манипулировать окружающими, но у нее это выходит слабо, может быть, по той причине, что актриса, в основном, общается не с партнерами, а со зрителями, которыми и так управляют в обыденной жизни. Жаль! Мог бы получиться достойный поединок Кочкарева и Феклы Ивановны, в котором никто не стал победителем. Но О. Богданова играет в спектакле «свою игру» со зрителем, вероятно, мало задумываясь об общей идее спектакля. Впрочем, может быть, отчасти благодаря тому, что соперников в искусстве манипулирования у Кочкарева не обнаруживается, спектакль Юрия Маковского оставляет хрупкую надежду на то, что он-таки догонит Подколесина, выпрыгнувшего из освещенного окна в темноту зрительного зала и стремительно пробегающего через него. И обретет в невесте тот идеал, который нашел Илья Ильич Обломов в Агафье Матвеевне. Идеал незатейливый, но удобный, не доставляющий лишних хлопот... И манипулятор выйдет победителем!

 

Фото Е. Морозовой предоставлены театром

Фотогалерея