Опера для всех / "Травиата" в Санкт-Петербургском театре "Мюзик-холл"

Выпуск №4-254/2022, Премьеры Санкт-Петербурга

Опера для всех / "Травиата" в Санкт-Петербургском театре "Мюзик-холл"

(О роли личности в истории)

Не так мы, парень, глупы

Чтоб обряжать живых.

Мы обряжаем трупы

И кукол восковых.

Песня В. Высоцкого из фильма «Бегство мистера Мак-Кинли»


С 1988 г. существовал Ленинградский Мюзик-холл в здании кинотеатра «Великан» (ранее Народного дома). Никого театр не трогал. Любители эстрады его посещали. После смерти многолетнего руководителя Мюзик-холла Ильи Рахлина в 2002 м в театре сменялись разные руководители, однако, несмотря на заманчивые концепции развития, театр загибался. Его чуть не закрыли. И вот тут внезапно кому-то пришла в голову мысль назначить главным дирижером и руководителем итальянца Фабио Мастранджело, родом из г. Бари. Может быть, толчком для назначения послужило полученное музыкантом в 2013 г. звание «Кавалера ордена звезды» Италии.

Традиции итало-российских связей дали удивительные всходы. Дирижер, имеющий опыт работы с оркестрами Канады, Франции, Аргентины, Венгрии и Украины создал при Мюзик-холле симфонический оркестр и проводит вечера классической музыки. В Театре стали исполнять по несколько оригинальных мюзиклов в год (большинство их них поставлено актрисой и режиссером Натальей Индейкиной). Зала на 1500 мест Мастранджело показалось мало, и он возглавил в городе Международный фестиваль «Опера для всех» под открытым небом. Каждое лето показываются и транслируются по телевидению четыре популярных оперы (Моцарта, Верди, Пуччини, Римского-Корсакова, Гуно, Россини). Просмотр бесплатен (не все могут себе позволить покупать билеты за многие тысячи рублей в Михайловском и Мариинке). Надо только успеть сесть. Суммарно за 11 лет доступные оперы посетили 43 тысячи зрителей, а по трансляции посмотрело, лежа на диване, 175 тысяч (!) Триумф искусства! Заметим, в 2011 г. Фабио получил российское гражданство.

Исподволь нас готовят к тому, что Мюзик-холл скоро трансформируется в пятый оперный театр города. На сайте Мюзик-холла напоминают: нынешнее помещение Мюзик-холла первоначально называлось «Оперным залом им. его высочества принца А.П. Ольденбургского». Так что речь всего лишь о возвращении к истокам. На имя принца Мастранджело не претендует, но борется за звание Театра им. Ф.И. Шаляпина. Директор Юлия Стрижак его энергично поддерживает. Шаляпин и впрямь пел в начале ХХ века в Народном доме им. Николая II. Чтобы мы в этом не сомневались, на первом этаже нас встречает копия во всю стену знаменитого портрета великого баса в роскошной шубейке («Ф.И. Шаляпин на ярмарке». Борис Кустодиев. 1922).

Конечно, приятно дирижировать «Царской невестой» в Петропавловке, но хочется опернуть и у себя, в Мюзик-холле. Концерт 2022 г. называется «Жизнь - это опера». За последние годы Мастранджело показал на сцене в Александровском парке «Дона Паскуале» Г. Доницетти, оперообразную «Летучую мышь» И. Штрауса про ковид; позже «Волшебную флейту» В. Моцарта (в стилистике разухабистого мюзик-холла, с канканом под финал). Хотя какой оперный театр без «Травиаты»? В городе их три, но «Травиат», как и «Щелкунчиков», много не бывает. Туристы имеют право на высокое искусство. Мастранджело в интервью пояснил: «Травиата» - самая репертуарная опера в мире. Это правда. Как говаривала мадам Каролина в «Мистере Икс» И.Кальмана: «Весь город сошел с ума, и я не хочу отставать».

Злые люди подумают, что «Травиата» дает возможность театру показать веселье полусвета. А вот и не угадали. Тетралогия Вагнера кажется игривой по сравнению с новой «Травиатой». Последняя версия оперы Верди в Мариинке была поставлена в цирковом стиле - «Травитата» в Мюзик-холле мрачна от первой до последней секунды. И не рахитичная Виолетта с неустойчивой психикой стала героиней нового сценического шедевра. Главная героиня постановки неутомимой Натальи Индейкиной (поклонники Натальи назвали ВКонтакте ее талант безграничным) - смерть. Главный герой долгожданной премьеры - мужчина по имени Смерть (солист балета Алексей Олехов) с черным кружевным жабо (этакий черный Пьеро).

Кому интересны переживания куртизанки и ее поклонников?! В Мюзик-холле «Травиата» - вещь философская. Жизнь - процесс непрекращающегося умирания. Это известно. Бедные гости в салонах и на балах Виолетты или Флоры жмутся по углам, а первый план и вообще почти всю сцену оккупируют многочисленные покойники и покойницы - надо же занять известный кордебалет Мюзик-холла. Дамы в мертвецких гримах и черных платьях танцуют непрерывно, жутко размахивая прозрачными подолами и не выпуская черных бутылок из рук (по крайней мере, в первом и третьем действии). Когда они утомляются, вторично «подмирают», словно Жизель, мужчины-трупаки уносят их за кулисы. Даже цыганский (испанский) танец исполняют покойницы с угрожающе-однообразными жестами. В предпремьерном интервью Индейкина глубокомысленно подчеркнула еще один нравственный аспект смертоносной постановки: «Мы должны думать о своих грехах». И это правильно! Между прочим, и режиссеры тоже должны.

Смерть-Олехов не уходит с подмостков ни на минуту. Слушать дуэты, ансамбли и особенно длинные арии с непривычки тяжело. Смерть самоотверженно отвлекает зрителей от вокальных огрехов певцов и певиц, делая вокруг них загадочные телодвижения (балетмейстер Мария Коложвари). Он носит на руках страдалицу Виолетту, волочит ее по полу. Физические затраты танцовщика огромны! Не случайно на форуме театра восторженная зрительница и представитель банка-спонсора Екатерина Тазетдинова (начальник отдела маркетинговых исследований банка «Санкт-Петербург») пишет: «Моя особая любовь - Смерть в этой постановке».

Режиссер свято чтит классический оригинал. Написано «дама с камелиями» - в спектакле столько и такие камелии, каких вы и не видывали. Они заполняют часть сцены, которая осталась свободной от кордебалета. Разумеется, цветы черного цвета, в диаметре сантиметров сорок, высотой два метра. Смерть и его инфернальные подружки сгибают, разгибают длинный стебель, рвут, бросают. В сельском втором акте, в знак того, что наступило временное просветление смертельной болезни, черные цветы сменяются белыми, но Виолетта яростно выдергивает их из земли.

Зритель по природе рассеян. В какой-то момент ему может захотеться скользнуть взглядом по солистам. Этого допускать нельзя! Для тотального продвижения темы смерти на заднем плане представлен богатый видеоряд (режиссер контента Вадим Дуленко). На экране мелькают документальные кадры роскошных похорон начала прошлого века с катафалком и лошадьми с плюмажем, ими соблазняли Подсекальникова в «Самоубийце» Н. Эрдмана. Документальное кино дополняется интригующим осмотром знаменитых надгробий: «Поцелуй смерти» (кладбище Побленоу в Барселоне), «Спящая красавица» Регина Марковская (Лычаковское кладбище во Львове). И, между прочим, как уместно! Сын мануфактурщика Жозеп Солера, как говорят, умер в молодости от «дурной болезни», а юная актриса, по одной из версий Википедии, скончалась на сцене, слишком войдя в роль. Когда и надгробия кончаются, на экране появляется гигантский череп на фоне адских языков пламени. Видимо, огромные кисти скелета, нависающие над сценой, принадлежат именно этому черепу. Чтобы мы, не дай бог, не подумали, будто чахоточная может выжить, Смерть в 4-м акте выносит большие песочные часы, отсчитывающие последние секунды. Вообще-то кисти скелета были в первой, фашистской, редакции «Аиды» «Геликон-оперы» (режиссер Дмитрий Бертман). Гигантские шары, которые катают покойники на балу у Флоры, я видел в «Снегурочке» Мариинского театра. Ну и что? Повторение - мать учения.

Киновед Александр Секацкий в журнале «Сеанс», со ссылкой на В.И. Ленина, высказал дискуссионную мысль: «Из всех искусств самым некрофильским является кино». Обидно! Мы с Индейкиной полагаем: театр не хуже. Нынешняя «Травиата» тому доказательство.

Консервативные меломаны могут спросить: «А как поют?». Ну да, по привычке в опере поют, хотя и не всегда с микрофонами. У меня нет никаких претензий к исполнительнице главной партии Назие Аминевой. Она похожа на Виолетту в гораздо большей степени, чем какая-нибудь покойная Монсеррат Кабалье, о которой покойный Николай Гедда вспоминал, будто она вытеснила его с постели в дуэте 4-го действия. Хрупкая фигурка в кринолине, серый грим под стать мертвенному кордебалету. Разве она виновата, что ее не научили оперному пению? В ЭКИДЕ (частный Санкт-Петербургский институт экономики, культуры и делового администрирования) - его окончила певица - между экономикой и администрированием, может быть, и не хватает времени на постановку дыхания. По крайней мере, на сайте института найти программу факультета искусств я не сумел. Да, солистка-вокалистка не может допеть до конца музыкальную фразу. Но ведь оркестр под управлением маэстро ее доигрывает. Да, очаровательную Назию не научили петь, но зато она учит других «академическому вокалу» (по 500 рублей за час на Невском проспекте - данные из Интернета). Согласитесь, недорого. И, возможно, в трудовом договоре при поступлении в Мюзик-холл не было сказано, будто она должна стать Рене Флеминг и Натали Дессей в одном лице. А смотреть на нее приятно, когда удается. В интервью Аминева призналась, что впервые увидела «Травиату» в пять лет. Так и проносит свое детское впечатление. Может быть, этот тоненький, дрожащий голосок тоже родом из детства?

С тенорами во всем мире напряженка. Спасибо Дмитрию Григорьеву и за то, что он делает. Хорошо, что не заставили солиста петь стретту во втором действии, а то мог бы и надорваться. Глаза у тенора неизменно печальные (особенно в ожидании сольного фрагмента), и оскал не хуже, чем у черепа на экране. Надо признать, Альфред наряжен наиболее оптимистично, этаким британским курортником в светлых штанишках, из Баден-Бадена. По концепции Индейкиной, Альфред - единственное живое лицо в опере. Виолетта умерла уже в 1-й картине.

Первоначально сообщалось, что премьеру будут петь солисты оперных театров Мария Бочманова и Роман Арндт, но потом Мастранджело решил: зрителям хватит легендарного баритона Василия Герелло в качестве Жоржа Жермона от оперного пения. А может быть, Бочмановой надоело исполнять партию Виолетты в «Санкт-Петербург-опера». Герелло несколько диссонировал со звездами Мюзик-холла своим поставленным голосом, но не слишком. Молодежь еще не научилась петь - солист Мариинки и друг главного дирижера уже понемногу разучается (со времен его дебюта минуло 23 года).

И тем не менее «Травиата» - бенефис Индейкиной. Наталье Валерьевне подвластно всё: от «Мамы Му» до «Мадам Бовари». Она ставит недрогнувшей рукой Мопассана, Флобера, Уайльда, Фицджеральда, братьев Гримм. Про недрогнувшую руку я говорю буквально. На видеоклипе с репетиции «Травиаты» видно, как она физически выдергивает за руку утомленного здорового мужика на нужную мизансцену и перекрикивает стоящего рядом дирижера. Впрочем, видно: они уже ничего не замечают вокруг. Полностью в искусстве. На странице любимицы Мюзик-холла и Балтдома, откуда она и перебежала в Мюзик-холл, ее именуют, как минимум, гениальным режиссером. Индейкина не оставляет без внимания ни одну деталь постановки. Казалось бы, пустяковый момент: безвестный дяденька передает Альфреду роковое письмо об измене любимой. У Индейкиной посланца убивают палкой и уносят, а писульку, в зубах, передает солист кордебалета. Не понимаю, почему сетуют театры и критики на отсутствие оперной режиссуры, когда рядом такое...

На поклоны триумфаторша вышла в отважном парадном коротеньком платье до пупа, отличающемся тем же вкусом, что и остальные ее 33 постановки. Молода душой! Индейкина и Мастранджело решили показать, что Мюзик-холл первее всех. Веселиться, так до упаду, помирать, так от души.

Обращая свой затравленный взор в оркестровую яму, я понимал: наверно, больше всего удовольствия получал дирижер. Вдохновенно размахивая руками, что-то нервно выкрикивая, он воображает, будто звучат прекрасная музыка, прекрасное пение. Мне бы его воображение! Когда-то он дирижировал «Аидой» в Вероне. Почему бы и в Мюзик- холле не «урезать» оперу Верди? Зоопарк рядом, и можно обеспечить сцену триумфа Радамеса, если не слонами, то верблюдами. Тогда уж точно капитальный ремонт Мюзик-холла делать придется, опережая проектные сроки новых зданий для Додина и Эйфмана.

P.S. Иногда я не постигаю, на каком свете нахожусь: на том или этом. Индейкина номинирована на «Золотую Маску» (2023) за недавний мюзикл «Великий Гэтсби» и номинант премии «Музыкальное сердце театра». За «Травиату» полагается, явно, премия Лоуренса Оливье.

 

Фото с официальной страницы сайта

Санкт-Петербургского театра «Мюзик-холл»

Фотогалерея