Победительница / Вероника Васильева (Белгород)

Выпуск №4-254/2022, Лица

Победительница / Вероника Васильева (Белгород)

По одному из значений греческого имени Вероника означает «победительница». По характеру - обаяние, сострадательность, щедрость, доброту. Но и упорство, и целеустремленность. Число имени Вероника по нумерологии - девять. Его принято считать числом совершенства, коему присущи блестящий ум, сноровка, широкий кругозор, интуиция и прекрасное воображение. Они романтичны, но требовательны и упорны. Можно верить или не верить в нумерологию и прочие обобщения, но случаются редкостные по точности совпадения. Для меня это точное сочетание перечисленного выделяет актрису Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина Веронику Васильеву из числа многих в ее поколении. И не только в нем.

Ее красота - как-то по-особенному лучистая - привлекает с первого взгляда своей естественностью, которая под силу только природе и не нуждается в ухищрениях специалистов. И в этой внешней, так магически привлекающей к себе красоте ощущаются и душевность, и открытость миру, и обаяние личности, но и сила, и воля.

Случилось так, что, закончив Театральный факультет Саратовской государственной консерватории на курсе выдающегося педагога Риммы Беляковой, Вероника Васильева была приглашена прозорливым и мудрым художественным руководителем Виктором Слободчуком в известный в стране Белгородский театр, и мне довелось видеть первый же ее спектакль: Владимир Андреев ставил «Лев зимой» ДГолдмэна, в котором главные роли короля Генри и его опальной жены Элинор играли признанные звезды белгородской сцены Виталий Стариков и Марина Русакова. Дебютантке была поручена роль возлюбленной короля Элис, и невозможно забыть десятилетия спустя, как, подобно вспыхивающему свету, загорались ее глаза - не только, когда он был рядом, но даже когда она просто произносила его имя...

Так началось восхождение актрисы - Виктор Иванович Слободчук пополнил драгоценную коллекцию камнем чистой воды, а Вероника Васильева с честью выдержала экзамен на молодую героиню и нашла в Белгороде свой настоящий театр-дом...

За прошедшее немалое время мне посчастливилось видеть Веронику Васильеву почти во всех ее ролях и оценить, как актриса восходит по ступенькам мастерства все выше. Для того, чтобы подробно написать о каждой из ее работ, потребовалось бы отнюдь не журнальное пространство. Но у каждого человека есть свои пристрастия, потому и позволю себе остановиться на немногих, но по сей день ярко запечатленных памятью.

В «Горе от ума» А.С. Грибоедова, поставленном Борисом Морозовым, Вероника Васильева сыграла Софью. Она жила иной жизнью, чем обычно предлагалось исполнительницами этой роли в разное время в разных театрах: Софья-Васильева существовала по тому закону двойственности, который через годы после появления грибоедовской комедии точно сформулировал Ф.И. Тютчев, говоря о душе, что «бьется на пороге как бы двойного бытия». Не до конца изжитое полудетское-полувзрослое чувство к Чацкому (его замечательно играл Игорь Ткачёв) пробуждалось при его появлении, и Софья изо всех сил старалась не поддаться, уничтожить в себе этот мерцающий в душе отсвет. Тем отчетливее пыталась показать Чацкому свою влюбленность в Молчалина, которого выразительно играл Владислав Клепацкий. Рядом с опытными, признанными звездами белгородской труппы эти недавно пополнившие ее артисты не просто не потерялись - они внесли черты молодости, огня, свежести восприятия первого чувства и горечи первого разочарования во все, что переживали на сцене... Через какое-то время в силу разных обстоятельств спектакль выпал из афиши, но был позже восстановлен в несколько обновленном составе, хотя Чацкий и Софья остались прежними - разве что повзрослевшими и «зазвучавшими» нотами более глубокого внутреннего напряжения. Наталья Зотова писала: «В роскошном актерском ансамбле спектакля Игорь Ткачёв и Вероника Васильева... пронзительно, эмоционально играли драму не-встречи двух «горячих сердец», близких людей, достойных друг друга характеров... По-цветаевски: «Рас - стояние: версты, мили... Нас рас - ставили, рас - садили...» ... И лишь в последнем повороте гордой, красивой головы Вероники Васильевой, прощальном взгляде в сторону Чацкого зрители читали искреннее отчаяние Софьи, осознавшей, что теряет настоящую любовь и этого странного, но дорогого ей человека, теперь уже навсегда».

Трудно вспомнить сегодня «порядковый номер» спектаклей с Вероникой Васильевой, которые ставились разными режиссерами, поэтому буду писать так, как вспоминается. В несколько приездов в Белгород мне удалось увидеть, казалось бы, две работы актрисы, которые и сравнивать невозможно: Аннушка в спектакле «На бойком месте» А.Н. Островского (постановка Юрия Иоффе) и Хеверли в «Весенней грозе» Теннесси Уильямса, ранней пьесе драматурга, впервые поставленной в нашей стране Александром Огаревым.

В трактовке режиссера и актрисы Аннушка оказалась совсем не такой, как в московском спектакле Юрия Иоффе. Вероника Васильева как будто остро заточенным карандашом прорисовала определенные черты девицы: если человек живет у своего брата в таких условиях не день-два, а какое-то длительное время, выходит с бубном приветствовать каждого гостя по пять-шесть раз в день, то в характере этого человека непременно фальшь все более откровенно станет заменять естественность. Не только в этом - во всем. И актриса замечательно передает это. Да, Аннушка очень любит Павлина, очень хочет за него замуж... Но она стервочка, ненавидящая жену брата! Она свое счастье будет зубами выгрызать, зная, что оно просто в руки не упадет. В том, как искусно героиня умеет соблазнять, как «окучивает» Павлина лаской и заботой, видно: девица своего не упустит! И ведь наверняка Аннушка знала, что в склянке не яд, она самоубийство просто разыграла. И это понятно и оправданно: в каком мире живет, такими способами и приноравливается к нему. Критики отмечали: «Достаточно взглянуть на шляпку, которую Аннушка натягивает, вроде бы собираясь домой, к матери, как станет ясно: девушка, прожившая какое-то время «на бойком месте», успешно усвоила вкусы своей ненавистной родственницы и подражает им, не отдавая себе в том отчета. А может быть, и отдает - просто слишком лукава эта девица-скромница...»

Прямо противоположный образ - Хевенли из «Весенней грозы». Яркая, свободная, открытая всем чувствам девушка переживает целую гамму сменяющихся то резко, то замедленно чувств и мыслей. И в результате - остается в одиночестве, ее удел отныне - «сидеть на парадном крыльце» в ожидании того из двух возлюбленных, кто вернется к ней. Дик, которому так остро необходима романтика нехоженых троп, или Артур, сумевший привязать к себе Хевенли своей терпеливой, умеющей ждать любовью. И это - невымышленная трагедия, потому что нельзя любить двоих, но можно от отчаяния кинуться в объятия того, кто ждал и верил. Вряд ли такая любовь станет всепоглощающей, вряд ли она окажется нужной, но всё же... Слишком страшно оставаться одинокой в маленьком городке, где все про всех знают, где все всех судят. События развиваются медленно, порой кажется, что они как будто топчутся на одном месте, но к финалу спектакля ощущение назревающей трагедии становится сродни ожиданию грозы - вот прогремит она, наконец, и всем станет легче. Но чувство это обманчиво - легче не становится, ничто не получает разрешения, всё продолжается как и шло. Веронике Васильевой удалось прожить в спектакле жизнь, до такой степени наполненную эмоциями, что к финалу становится очевидно: может быть, ей и придется сидеть на крыльце, но похожей на обитателей городка она не станет.

И хотя, как мне самонадеянно казалось, масштаб дарования этой актрисы удалось узнать, Вероника Васильева потрясла ролью Антигоны в спектакле Урсулы Макаровой по пьесе ЖАнуя, поставленной на Малой сцене театра, представляющей собой просто комнату, где актеры и зрители находятся на одном уровне на расстоянии вытянутой руки. Актриса проживает эту роль с отчетливо выраженным собственным взглядом на персонажа и ситуацию. Ее Антигона - полуребенок-полуженщина, в которой упрямство подпитывается гордостью, обостренное чувство долга и справедливости временами тоже начинает казаться подростковым упорством настоять непременно на своем, но ее цельность, ее стремление принести себя в жертву может вызвать истинную боль в душе. Ведь она хочет жить, она совсем не стремится умирать, она любит Гемона (удивительной красоты любовная сцена Антигоны и Гемона, идущая на французском языке, заставляет сердце биться учащенно!), она смутно надеется на то, что Креон, выразительно сыгранный Андреем Зотовым, когда-то подаривший ей первую куклу, поймет смысл ее поступка: каким бы ни был брат, он был ей братом, он той же царской крови, и нельзя позволить диким животным разорвать его тело, он должен быть погребен своей маленькой сестрой!.. В этом - вызов Антигоны устоям государства, которым правит Креон; в этом - ее вызов жестокому миру, в котором люди слишком быстро забывают свой человеческий долг.

А еще была Мирандолина в одноименном спектакле (режиссер Валерий Белякович), о которой точно написала Наталья Почернина: «... хозяйка гостиницы умна, рассудочна и несколько суховата. Победительная сексуальность, что сполна присутствует в женской природе артистки, здесь зажата в тиски осознанной необходимости Мирандолины изображать непрекращающийся праздник жизни, анимировать будничные обряды подачи блюд и подготовки постелей для гостей... Так же расчетливо Мирандолина, желая наказать строптивого кавалера, начинает игру с ним. Но... убоявшись легкости, с какой ей удается завоевать любовь Рипафратты, убоявшись самой себя, способной вызвать в мужчине бурю нечеловеческих страстей, убоявшись искреннего чувства к кавалеру, сулящего ей тревожную, не просчитанную неизвестность, Мирандолина отступается от своего счастья, обращает драму в шутку и останавливает неистовый карнавал».

Словно по контрасту вспоминается Катерина Дудкина из «Заворожённого семейства» Л.Н. Толстого в постановке Бориса Морозова. Признаюсь, я просто не узнала актрису, старательно спрятавшую свою красоту, изменившую голос, в образе этой нигилистки, отрицающей какое бы то ни было прошлое с его идеалами и ценностями, не просто настраивающей, а страстно завлекающей окружающих в свою веру. Она была не просто смешной и жалкой - актриса пробуждала нешуточную тревогу: ее убежденность, авторитетный тон, которым Катерина вещала, могли и соблазнить, и привести к подчинению...

Многие режиссеры, приглашенные на постановку в Белгородский театр, мгновенно отмечали разносторонний талант Вероники Васильевой и непременно занимали ее в своем спектакле. Они, кажется, ни на миг не сомневались: главные или не самые главные роли эта актриса сыграет так, что внесет дополнительный, очень важный и современный смысл, проявит тот оттенок, без которого их работа, возможно, не будет воспринята как яркое проявление традиций русского психологического театра. У Бориса Морозова в разные годы Вероника Васильева сильно и ярко сыграла, кроме уже названных, Аксюшу в «Лесе» А.Н. Островского, ВарюВишневый сад» А.П. Чехова), СофьюЗыковы» М. Горького), Клеопатру ЛьвовнуНа всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Анну АндреевнуРевизор» Н.В. Гоголя). Сложно представить, насколько далеки друг от друга эти героини, даже если принадлежат по времени к относительно близким эпохам. Но всякий раз актриса находила для каждой свой темперамент, свои оттенки проявления характера, свое восприятие событий. И неизменно ощущала те невидимые, но ощутимые токи, что соединяют времена - давнее и нынешнее. Никогда и ни в чем не «осовременивая» своих персонажей, она умеет находить точное внутреннее состояние.

Так в единственном жесте - когда в «Вишневом саде» Варя бросает связку ключей к ногам Лопахина, - актрисой обозначено многое: и неподдельная боль утраты прежней жизни, и презрение к тому, кто посмел посягнуть на святыню семьи, дома и сада, «прекраснее которого нет», и растерянность перед неопределенным будущим, и едва заметный ей самой проблеск надежды на то, что Ермолай Алексеевич, быть может, решится все-таки сделать ей предложение...

Так Анна Андреевна из «Ревизора» жадно цепляется за стремительно уходящую молодость в своей ревности к дочери, в своем стремлении уехать из Богом забытого городишки в столицу.

Так Клеопатра Львовна в «Мудреце», буквально помешавшаяся на своей молодости и привлекательности (одна ее походка чего стоит!), строит глазки и принимает соблазнительные позы как для окружающих мужчин, так и для матери Глумова, и для Машеньки, и даже для ханжи Турусиной.

Одним из главных событий в творческом союзе Бориса Морозова и актрисы стала для меня роль Софьи в «Зыковых»! Об этой роли надо сказать особо. Вероника Васильева, на которой во многом держится разнообразный репертуар Белгородского театра, пожалуй, никогда еще не играла подобной роли. Сильная, красивая, молодая женщина, она взвалила на свои плечи все тяготы, все заботы зыковского лесопромышленного дела. Сдержанная, суховатая, уже больше дворянка по своему браку, чем купчиха по происхождению, Софья целеустремленна, поглощена делом, не позволяет расслабиться брату, переживающему горечь своего скоропалительного брака, понимает Михаила, терпит Анну Марковну, выясняет отношения с Муратовым и Хеверном, жалеет Павлу, хотя видит ее насквозь и знает, к каким последствиям приведет ее появление в семье. Вся в себе, минимум эмоций и - свидетельство ошибки Хеверна: здоровый человек, который не только поставил перед собой ясную цель, но и работает на нее... В словах Софьи, обращенных к Хеверну: «Есть другая Русь, не та, от лица которой вы говорите! Мы - чужие люди...» - звучит отнюдь не революционный призыв, а твердое осознание самобытной страны, которой не надо слепо перенимать обычаи и привычки других стран, а необходимо идти своим путем. Путем честного труда, когда каждый делает свое дело и отвечает за него, в первую очередь, перед самим собой. А как точно и глубоко выстроен диалог Софьи с Муратовым, сыгранным Дмитрием Гарновым! На фестивале в Самаре этот дуэт был удостоен диплома...

Вообще дипломов у актрисы целая коллекция. Редкий фестиваль не отмечает ее работу!

И Валерий Белякович высоко ценил дарование Вероники Васильевой, достаточно сравнить две ее работы - забитая, боящаяся до смерти своей властной сестры НатальяНа дне» М. Горького) и механическая кукла, наивная до глупости, раскрепощенная, не ведающая никаких преград и устоев ПомпонинаКуклы» Хасинто Грау), вызывающая возбуждение и поклонение других кукол и живых людей.

Оценил мастерство актрисы и Семен Спивак, поставивший в Белгородском театре «Касатку» А. Толстого и спектакль по первой части романа Ф.М. Достоевского «Идиот». О героине «Касатки», Марье Семеновне Косаревой, Наталья Почернина писала: «Вероника Васильева играет femme fatale с основательной псковской закваской. Эта Касатка, несмотря на блеск мишуры салонной певички, птичьи всхлипывания и театральные жесты, коня на скаку остановит, и страсти ей нужны, по выражению ее любовника, способные свалить быка. Маша - натура сильная и цельная, и мужчина рядом ей нужен вровень силе ее чувств». Личность неординарная, подверженная капризам и даже истерикам от того, что не в чем ей проявить «размах крыльев», Марья Семеновна в трактовке Вероники Васильевой в каждом жесте, в каждом взгляде обнажает ту растерянность женщины, которая остро чувствует: жизнь вот-вот перевалит за половину, а всепоглощающая любовь так и прошла стороной. От этого - ее постоянная тревога, и о ней никому не поведаешь - люди вокруг слишком мелкие и корыстные, не поймут, не посочувствуют... И от этого возникают в игре актрисы трагические нотки.

А Настасья Филипповна предстает в спектакле, действительно, с той самой красотой, с которой «можно мир спасти». Ее внутренняя наполненность, смешанность отчаяния и жажды обрести другую жизнь, ее душевный мир ни на миг не поддаются сомнению. Перед нами - Женщина. Обольстительная, прекрасная, словно случайно залетевшая в мир корысти и лжи из некоего иного пространства. Для Семена Спивака вопрос Мышкина перед портретом Настасьи Филипповны: добра ли она - сомнений не вызывает, и, как отмечалось в критике, «Вероника Васильева сильно и страстно играет не женщину-вамп, ставшую привычной по театральным трактовкам, а поистине проживает «от» и «до» исстрадавшуюся, искалеченную душу, жаждущую добра, гармонии и неспособную «погубить младенца», когда князь, получив наследство, предложит ей руку и сердце». Постоянная тревога в глазах, нервные жесты рук, резко меняющееся настроение своей героини актриса передает настолько точно, что не погрузиться в глубину ее страданий просто невозможно. А решенный в трагическом ключе финал спектакля отсылает к роману со страшным концом жизни Настасьи Филипповны...

Можно было бы написать и о других ролях Вероники Васильевой - все они достойны подробного, обстоятельного разговора. Хочется надеяться, что найдется еще не раз для этого место и время. А пока стоит напомнить читателям, что на ХII Всероссийском театральном фестивале «Актеры России - Михаилу Щепкину», проходившем в Белгороде в сентябре 2022 года, Веронике Васильевой был вручен диплом (а они каждый - с индивидуальной формулировкой) с цитатой из Бориса Пастернака: «Талант - единственная новость, которая всегда нова». Это полностью подтвердила роль Катерины Измайловой в спектакле режиссера Алексея Доронина по очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», не просто блистательно, а неожиданно во многом сыгранная Васильевой - не от постепенного погружения в страшные преступления провинциальной купчихи, а от накопившихся обид и оскорблений сильной личности взорвавшаяся изнутри, чтобы смести со своего пути все преграды. Мощно создает образ актриса - не боясь излишней мрачности, трагических не нот, но взглядов, наполненных нескрываемой ненавистью к свекру, презрением к мужу, нежеланием продолжать жить вообще. И все сумела вытерпеть эта сильная женщина, кроме предательства того, ради кого пошла на убийства. Она бросается в воду вместе с ненавистной Сонеткой, чтобы только оборвать свою жизнь, оказавшуюся столь бессмысленной и пустой. Н.С. Лесков писал, что Катерину Львовну надо пожалеть «как существо, оттерпевшую свою муку». В спектакле Богородица отворачивает от нее взор, но зрители понимают: Катерина Вероники Васильевой оттерпела муки многих и потому, как сказано совсем другим писателем другой эпохи, «не заслужила света, а заслужила покой»... Подробности об этом спектакле - в журнале «Страстной бульвар, 10» № 2-252/2022 в статье Виктории Пешковой.

24 декабря Вероника Васильева празднует свой юбилей - ее пылающий огонь еще не раз обожжет нас верой, надеждой и любовью, которые даруют желание жить и творить добро. Это дается только Таланту!

Фотогалерея