Не ставя точку... / Юнус Сулейманов (Майкоп)

Выпуск №4-254/2022, Лица

Не ставя точку... / Юнус Сулейманов (Майкоп)

Режиссеру Юнусу Ибрагимовичу Сулейманову в этом году исполнилось 65 лет. В следующем году юбилей будет отмечать его детище - Камерный музыкальный театр Республики Адыгея им. А.А. Ханаху, художественным руководителем которого он является со дня основания уже почти три десятилетия.

В детстве Юнуса Ибрагимовича всегда окружала музыка. Дед был аульским гармонистом, хорошо играл на гармони и отец. Поэтому после окончания школы в ауле Пшикуйхабль, уже имея опыт художественного руководителя вокально-инструментального ансамбля «Орэд» при Понежукайском сельском Доме культуры, он приехал в Майкоп поступать в Адыгейское музыкальное училище, а затем учился в ГИТИСе. Мастером Юнуса Сулейманова стал известный педагог и режиссер Михаил Борисович Мордвинов, несомненно, повлиявший на его формирование как творческой личности.

- Хотел я на курс именно к Михаилу Борисовичу и попал к нему в мастерскую с актерского факультета, хотя это было непросто, - рассказывает Юнус Ибрагимович. - Мордвинов удивительный педагог. Он уделял много времени своим студентам и, в частности, мне. Знал, что я приехал из провинции после музыкального училища. А в ГИТИС меня направили для того, чтобы по возвращении на родину организовал я музыкальный театр. Мастер всячески меня поддерживал, много говорил о профессии, о том, с чего нужно начинать строить музыкальный театр, как работать с творческим материалом, с командой. Иногда после занятий я провожал Михаила Борисовича домой, и он рассказывал о своем пути в профессии.

- Если бы вы обучались у другого мастера, судьба сложилась бы иначе?

- У других педагогов я впрямую на курсе не учился, но в ГИТИСе образовательная система построена таким образом, что мы много бывали у других мастеров по музыкальной режиссуре. Руководство ГИТИСа позволяло, настаивало, рекомендовало, чтобы мы ходили друг к другу, смотрели, как работают другие. Но Мордвинов - это точное попадание, он скрупулезно занимался с каждым студентом. Мне очень повезло, что я учился профессии именно у него.

- Какие режиссеры и авторы повлияли на формирование вас как личности?

- Конечно же, мастер Михаил Борисович. В то время, когда я к нему поступил, его спектакли шли в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, но он сам уже только преподавал. В это же время работал в ГИТИСе Борис Александрович Покровский, который возглавлял Камерный музыкальный театр и был заведующим кафедрой актерского мастерства на нашем факультете. Он был моим путеводителем, я на него ориентировался. Если говорить об авторах, это всегда классика: П.И. Чайковский, И. Кальман, И. Штраус. В драматургии - У. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, А.Н. Островский... Классика формирует, в ней есть всё.

- Как сложилась ваша судьба после ГИТИСа?

- Сразу после выпуска в 1986 году я вернулся в Майкоп и был зачислен в Адыгейский драматический театр в качестве режиссера, за несколько лет поставил пятнадцать спектаклей. А в 1993 году приступили к созданию Камерного музыкального театра при поддержке и по поручению первого министра культуры Республики Адыгея Адама Асхадовича Ханаху, где за эти годы мною и приглашенными режиссерами было создано множество спектаклей. Среди них «Сильва», «Моя прекрасная леди», «Прекрасная Елена», «Ослепленные», «Много шума из ничего», «Фанфан, тюльпан и Аделина», «Сирано де Бержерак» и другие. С 2004 года наш коллектив удостоен чести носить имя А.А. Ханаху. Дальше театр рос, преображался. Когда в 1998 году я пришел поступать в Высшую школу деятелей сценического искусства к Геннадию Григорьевичу Дадамяну, сказал при встрече: «Я много спектаклей поставил, в основном, неважные, но попадались более-менее приемлемые». Помню, как он рассмеялся и заметил, что еще ни один режиссер так не говорил о своих работах. Возможно, по этой причине он меня и принял.

- А если говорить о тех самых «приемлемых» или уже, может быть, важных спектаклях, то какие бы вы могли выделить?

- Я поставил много спектаклей в различных жанрах, в разных театрах. В общей сложности у меня за спиной около ста постановок, и все они очень разные - музыкальные, драматические, оперетты... Могу назвать три - «Табунщик и гордая девушка», «Ослепленные» и «За чем пойдешь, то и найдешь». Они абсолютно разные по стилю, драматургии и содержанию, но с каждым связана своя история. Была идея поставить национальный адыгский музыкальный спектакль по мотивам новеллы адыгского классика Тембота Керашева «Месть табунщика». Написал инсценировку, подобрали инструментальную и вокальную музыку адыгского классика-песенника Умара Тхабисимова, аранжировки сделал наш дирижер Аркадий Хуснияров, музыкальные номера обработали Михаил Арзуманов и балетмейстер Аслан Исупов. Так родилась постановка, где много действующих лиц, музыкальных номеров, с оркестром. Мы представили ее на фестивале «Кубань театральная» в Краснодаре и стали лауреатами, а спектакль жюри отметило призом за лучшее музыкальное оформление. Мюзикл Андрея Семенова «Ослепленные» - это отдельная веха. Сложная постановка с огромным количеством музыкальных номеров, написанных композитором на либретто и стихи Владислава Старчевского по мотивам произведения Эдгара Эгадзе. Глубокий спектакль, очень нетипичный для музыкального театра.

Или вот «За чем пойдешь, то и найдешь» по пьесе А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова». Он идет на нашей сцене весь сезон с большим успехом. Было огромное желание поставить классику, я решил обратиться к Александру Николаевичу Островскому. Эта пьеса утонченная, душевная, с привлекательным юмором. Балетмейстер Юлия Аксёнова наполнила спектакль удивительно красочными хореографическими решениями. Подумал, что постановка чудесно впишется в репертуар нашего театра. Музыку сочинил Нижегородский композитор Марк Булошников. Сначала я осуществил «Женитьбу Бальзаминова» в Сызранском драматическом театре имени А.Н. Толстого, и это стало моей десятой постановкой на этой сцене. Мы работали со сценографом Анастасией Горбушиной и хореографом Эллой Геворгян. А в нашем Камерном музыкальном театре им. А.А. Ханаху премьерные показы прошли перед закрытием сезона при полном аншлаге! В спектакле занята вся труппа. Но самое важное - исполнителям нравятся их роли, и они с удовольствием играют эту историю.

- Поговорим о насущном. Я знаю, что вам приходится решать не только художественные задачи, но и организационные. Не конфликтуют ли внутри вас режиссер и управленец?

- Конечно, конфликтуют. Я человек творческий, и быть менеджером - вынужденная мера. Видите ли, можно много всего напридумывать, но как воплощать, если материально это никак не подпитывается? Директор отвечает за финансовое распределение, денег, как правило, не хватает, а художнику всегда хочется больше и больше. И хорошо, что есть подобный самоконтроль. Реально понимаю, какую пьесу можно взять, чтобы это можно было воплотить.

- А как вы работаете над созданием спектакля?

- В команде. Одному сейчас работать сложно, нужно уметь увлечь своей идеей коллег, чтобы с верой это было, тогда можно достичь результата. Всего знать невозможно, поэтому важно опираться на опыт профессионалов. Выслушиваю их мнение и задаю тон, а дальше начинаем действовать. Потому что есть цель. В команде, я глубоко убежден, все должны работать в одном направлении. Мне не нужны просто послушные исполнители. Я всем даю возможность проявить себя, а дальше ставлю точку. Творчество - это коллективная история. В команде необходимы люди образованные, которые могут мыслить образно, идти в ногу со временем, и такие сотрудники мне интересны. Если коллеги задают вопросы, я перебиваю и говорю: давайте сразу начнем с ответов. Я жду мнения, чтобы зацепиться.

- Что, по вашему мнению, недопустимо на сцене?

- Цензуры как таковой сейчас нет, но внутри каждого творческого человека есть своя внутренняя цензура. Я, как вы поняли, приверженец классического академического репертуара, поэтому с небольшой охотой берусь за современную драматургию. Недопустима для меня пошлость и в текстах, и в режиссерских приемах. Не сторонник я и того, чтобы осовременивать классические произведения, когда под свое режиссерское решение подгоняют потрясающий материал. А в итоге это всё провально для коллег и для зрителя, работа в пустоту, как я это называю. У меня своя цензура, в рамках чего мне хочется творить, создавать. То, чему меня учили мои родители, а их - наши предки, я являюсь продолжением, что гораздо важнее для меня. Это сопряжено с академической литературой и музыкой. Поэтому и веду свой театр в таком направлении скоро уже 30 лет. Бывают неудачные спектакли, чаще всего, когда я приглашаю режиссеров сторонних из драматических театров, но эти постановки живут недолго. У театра образовался свой зритель, который не привык к пошлости, поэтому подобные спектакли не задерживаются. У нас все названия в репертуаре о любви и о красоте: «Сильва», «Прекрасная Елена», «Моя прекрасная леди», «Любовь моя оперетта» и т. д. Как в такой репертуарной программе могут оказаться спектакли с подозрительной драматургией? Бывало, конечно, но они исчезали быстро, зритель не принимал. Театр не дает ответов на вопросы, театр обостряет проблемы, оголяет нерв. И спектакль тоже втягивает зрителя, чтобы тот сам принимал решения и отвечал на поставленные вопросы. А это возможно только при постановке хорошего, глубокого материала.

- Ваши дальнейшие творческие планы? Какой спектакль вам бы еще хотелось поставить?

- Есть такая пьеса - «Тыргатао» Галины Лодяновой, написанная для республиканского конкурса. Мечтаю поставить ее в ближайшем будущем. Нет у меня одного такого названия. Попадается хороший материал, и сразу начинаешь придумывать, фантазировать. «Тыргатао» - это легенда о воительнице, которая отстаивала интересы своей родины. Эпос о предках адыгских племен, меотах, синдах. История о том, что женщина не только мать, любимая, сестра, дочь, но еще и предводительница, защитница. Эта тема меня очень привлекает, и она актуальна сегодня.

- Юнус Ибрагимович, а вы никогда не сомневались в выборе профессии?

- Вы знаете, если бы я заново родился, то снова стремился бы к своей мечте. Потому что театр - моя жизнь. Я долго шел к этой профессии. Я больше ничего не умею, кроме того, что делаю. А так хобби, конечно, есть. Раньше нырял зимой в реку Белую, пешком хожу много, физической культурой занимаюсь. Еще с юности музыку сочиняю для ВИА, в 1970-1980-е все были одурманены этой музыкой. Исполняют мои песни различные вокально-инструментальные группы. А еще люблю готовить вкусную пищу для друзей, родных. Это тоже творчество, когда думаешь, что добавить, как соединить. Здесь тоже необходимо воображение. Ну а в творческой жизни я как конструктор: придумал театр, внедрил, и он уже почти 30 лет служит зрителям.

- В чем особенность Камерного музыкального театра Республики Адыгея им. А.А. Ханаху, почему зритель его любит?

- Почему у нас полные залы? Потому что живая музыка, голоса, нет пошлых спектаклей, все красиво. Приходя в наш театр, человек может забыться на два часа в волшебстве звучания музыки, он через это очищается и хочет приходить снова на другие спектакли. В этом особенность нашего театра - он камерный, небольшой, уютный, музыкальный. Зрители находятся в непосредственной близости к артистам и оркестру, происходит слияние. Дыхание со сцены в зал, а из зала - через оркестр на сцену, и все становится единым. Для меня это и есть живой театр. Потому к нам ходит зритель очень разный, но одинаково завороженный таким слиянием. Для меня как для руководителя и режиссера важна эта связь. Своего рода духовная терапия. Да, мы лечим как врачи, но только не тело, а душу. А ради этого стоит служить театру. Надеюсь, что молодежь, которая сейчас пришла в коллектив, продолжит наше дело. Очень хочется, чтобы и в дальнейшем театр был востребован.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея