Юбилейный гимн актрисе / Надежда Гуртовенко (Ногинск)

Выпуск №4-254/2022, Лица

Юбилейный гимн актрисе / Надежда Гуртовенко (Ногинск)

В одном из интервью несколько лет назад Надежда Ивановна Гуртовенко, замечательная актриса Московского областного театра драмы и комедии (Ногинск) высказала одну важнейшую для сегодняшнего театра мысль о Щепкинском театральном училище, куда поступила: «Я попала к великим мастерам Вениамину Цыганкову, Николаю Анненкову, Виктору Коршунову... Они нам великолепно преподали культуру поведения. Мы усвоили, что театр - это храм. Здесь нельзя ходить в головном уборе, стучать каблуками, нужно здороваться, знаешь ты человека или нет. Как студентам, нам было позволено ходить на все культурные мероприятия и спектакли. Это время ни с чем не сравнимо! Школа - это золотое время в жизни актера. Нас бережно наставляли и любили каждого. Дальше всё в жизни было менее ласково». Надежда Гуртовенко усвоила эти правила на всю жизнь, потому и пользуется любовью и авторитетом своих коллег разных поколений. И в первом же своем театре, в Рижском ТЮЗе, проявляла эти черты в полной мере, будучи совсем юной, начинающей. Вероятнее всего, определенного склада и воспитания личность ощутил в Надежде Гуртовенко молодой режиссер Павел Хомский, возглавлявший в ту пору театр и распределивший ее на роль Анны Франк в пьесе по дневникам известной всему миру девочки. Хомский был первым, кто вывел трагедию еврейского населения Голландии на подмостки отечественного театра. А уже в следующем сезоне молодая актриса сыграла роль учительницы Анни Сюлливэн в спектакле «Сотворившая чудо», дебюте режиссера Леонида Хейфеца, тогда еще студента ГИТИСа в мастерской А.Д. Попова и М.О. Кнебель.

Эти работы не только прославили начинающую актрису, но обозначили серьезный старт. Позже Надежда Гуртовенко играла в спектаклях Адольфа Шапиро, Николая Шейко, других режиссеров, каждый раз покоряя новую высоту в профессии. Мне довелось видеть актрису в нескольких спектаклях Рижского ТЮЗА еще в подростковом возрасте. Приезжая в Ригу позже, как-то неловко было спросить, почему она не занята в репертуаре. Но однажды произошло то, что, наверное, должно было произойти: в Ногинском театре, что носит сегодня название Московского областного театра драмы и комедии, я сначала услышала удивительный голос - сильный, низковатый, ярко окрашенный сменой интонаций, модуляциями разных регистров... Этот голос мог принадлежать только одной актрисе - Надежде Гуртовенко, увиденной мной много десятилетий назад. Голос, завороживший навсегда. Не стершийся в воспоминаниях, а разбудивший те давние при первых же фразах...

Из спектаклей Московского областного театра драмы и комедии, увиденных в разные годы в разной режиссуре уже в возрасте вполне сознательном, запомнились служанка Дорина в «Тартюфе», поставленном забытым, к великому сожалению, сегодня режиссером Андреем Муатом. Сколько было в ней лукавства, дерзости, но и чувства собственного достоинства в этом доме, словно сдвинувшемся со своего фундамента благоразумия! Совсем другой была ее Хозяйка в спектакле «Очень простая история» (режиссер Юрий Чернышев). Казалось, недалекая женщина, управляемая мужем, с утра до ночи занятая домашними животными, огородом, хлопотами, но во взглядах, в интонациях, обращенных к дочери, в жестах, которыми ласкала она своих питомцев, открывались те сила, душевность и безграничное терпение, что вложены в понятие «русская женщина».

Ее героини были разными, не сравнимыми между собой, но, будь то служанка или госпожа, современная женщина западного или нашего родного общества, Надежда Гуртовенко неизменно находила для каждой свои интонации, свои манеры, ни на миг не изменяя чувству собственного достоинства и наделяя им своих персонажей.

Называть все роли актрисы ни к чему: не все удалось мне увидеть, но главный в ту пору режиссер театра Евгения Кемарская была настолько мудра, что приглашала в театр разных режиссеров, тем самым давая возможность артистам оценить по достоинству мастерство представителей разных поколений. И это было важно для них, словно каждый раз погружаясь в недра иных школ, принимая их безоговорочно или в спорах, в которых рождалась истина актерского существования.

В 1996 году театр возглавил Валентин Варецкий. Его дебютом в Ногинске стал спектакль «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта, сложнейшая философская пьеса о девушке, много лет назад сломленной и, фактически, изгнанной из родного городка предательством возлюбленного и презрением жителей. Она возвращается самоуверенной, богатой и независимой ни от кого женщиной для того, чтобы отомстить. Всем и сразу, избрав для этого изощренный метод игры кошки с многочисленными мышами. В этом спектакле, мастерски простроенном режиссером, каждый характер был отточен, но образ Клары, созданный Надеждой Гуртовенко, забыть невозможно. Опытная, зрелая актриса сыграла в этом неожиданном и жестоком своем появлении высокомерие властной женщины, привыкшей к подчинению окружающих, неутолимую жажду отомстить каждому, но и то, что настолько ярко не было проявлено в других обращениях к пьесе, спектакли по которой довелось видеть в разное время.

Клара Надежды Гуртовенко, до мелочей продумывая свою месть, не учла: воспоминания не из одной боли состоят - в них постепенно пробуждаются пережитое именно здесь чувство первой любви, надежда на счастье, всё то, что сопровождает молодость с присущей ей радостью каждого дня... И они нахлынули, эти воспоминания. И чем яростнее пытается Клара отмахнуться о них, стереть из памяти, тем более властно они пробуждаются. Месть свершится, но замкнет круг желаний, а значит - круг жизни... Каждый миг был прожит актрисой настолько насыщенно и сильно, что зрительный зал, буквально не дыша, внимал ее интонациям, жестам, пытаясь угадать в них дальнейшее развитие сюжета. Надежда Гуртовенко так мощно проживала жизнь своей героини, что становилось по-настоящему страшно...

А вскоре за тем актриса предстала в роли первой жены короля Беранже Маргариты в спектакле Валентина Варецкого «Да здравствует король!» по пьесе Э. Ионеско «Король умирает!». Он был сыгран на Фестивале театров малых городов России в Москве и поразил публику не только изобретательностью постановки, но и блистательной игрой артистов труппы. Вот где в полной мере проявила Надежда Гуртовенко уроки своих выдающихся учителей! Она предстала в поистине королевском величии первой и уже нелюбимой, стареющей жены Беранже, исполненной достоинства, благородных манер, властной, сильной, откровенно презирающей «вторую королеву» Марию, но все же пытающуюся «привить» ей правила поведения первых дам королевства. Величественная в своем фиолетовом одеянии, снисходительно принимающая лесть Марии, даже иногда ласкающая ее (потирая потом брезгливо руки!), Маргарита твердо знает одно: именно она понадобится Беранже в последние минуты жизни. Король, так страшащийся смерти, будет искать защиту только у этой женщины... Не случайно Надежда Гуртовенко и сегодня вспоминает спектакль, которым так дорожили артисты - им удалось наполнить абсурдистскую пьесу классика этого сложнейшего жанра живыми человеческими чувствами и мыслями об одиночестве и страхе смерти...

Невозможно забыть Надежду Гуртовенко и в роли ослепительной, насмешливой, проницательной и остроумной госпожи Демерморт в «Приглашении в замок» Ж. Ануя (режиссер Наталья Людскова). Кажется, что она только наблюдает за развивающейся интригой, но постепенно приходит мысль о том, что она сама и спровоцировала происходящее - своей насмешливостью, прозорливостью. Оставаясь величественной, словно королева, госпожа Демерморт существует не покинувшей ее молодостью души с желанием подыграть, когда нужно, похулиганить от души, включиться в любую игру. Как отмечалось в прессе, героиня Гуртовенко представала не только владелицей замка, но и владелицей человеческих судеб, перемешивая и складывая их так, как считала нужным.

На Международном театральном фестивале «Соотечественники» в Саранске спектакль был горячо принят зрителями, его вспоминают и годы спустя.

И вот - новая работа. Спектакль «Шестой этаж» А. Жери, поставленный новым художественным руководителем театра Михаилом Чумаченко. Замечательная, любимая партнерами и зрителями актриса Надежда Гуртовенко предстала вновь иной: в самой начальной мизансцене мы видим разгороженные комнатушки этажа доходного дома, где жильцы сидят по одному, кроме двух пар. Одна из них оживленно общается, хотя мы и не слышим их слов (дама с очередным любовником), другая же существует словно случайно - муж и жена Марэ, не обращающие друг на друга внимания. На своем веку актриса сыграла немало волевых, сильных и уверенных в себе женщин, но здесь, в первом же ее появлении на шестом этаже решительная походка и властные интонации хозяйки, собирающей квартплату, дают понять: она пришла не только за деньгами, но едва ли не в первую очередь за возможностью общения. Разного со всеми - от злостных неплательщиков до аккуратно исполняющих свои обязанности жильцов. И по первой же просьбе девушки Эдвиж чувствует растерянность и переселяет неспокойное семейство художника в другую комнату. А позже таким мягким жестом она положит руку на плечо вставшего рядом, кажется, довольно равнодушного ко всем событиям жизни жильцов мсье Марэ в надежде на ответный жест, что станет физически больно, когда он равнодушно сбросит ее руку и вернется к своим книгам. Такая растерянность, такое одиночество ощущается во взгляде актрисы вслед уходящему мужу, что становится ясно: жильцы необходимы ей, чтобы было с кем общаться, чью судьбу разделять, участвуя абсолютно во всем...

Эта роль пришла к Надежде Ивановне Гуртовенко за несколько месяцев до ее юбилея - солидного, но впечатляющего завидной энергией актрисы, масштабностью ее большого таланта, мудрости и трепетной верности той великой школе русского психологического театра, которой наслаждаемся сегодня не так часто, как хотелось бы, мы, восторженные зрители!.. 

Фотогалерея