"Оперетта - для сильных артистов!" / Елизавета Дорофеева (Новосибирск)

Выпуск №4-254/2022, Гость редакции

"Оперетта - для сильных артистов!" / Елизавета Дорофеева (Новосибирск)

Елизавета Дорофеева служит в Новосибирском музыкальном театре четверть века, с осени 1997 года - после окончания Новосибирского театрального училища. В 2019-м получила диплом НГТИ по специальности «Актриса музтеатра». Ведущий мастер сцены высшей категории. Дипломант Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2009). Лауреат Профессиональной театральной премии «Парадиз» (трижды), Государственной премии Новосибирской области. Награждена медалями «80 лет НСО» и «За труд на благо города», почетными грамотами Министерства культуры РФ и областного правительства. Включена в «Золотую книгу культуры Новосибирской области» в номинации «Верность призванию». Блистает в спектаклях «Гадюка», «Средство Макропулоса», «Отпетые мошенники», «Одиссея капитана Блада», «Тристан и Изольда», «Римские каникулы», «А зори здесь тихие...», «Безымянная звезда», «Восемь любящих женщин», «Летучая мышь» и других.


- Кто и когда впервые заподозрил в тебе артистку?

- Сама всегда знала, что я - артистка! Мама работала в детсаду музыкальным руководителем. Поэтому все роли на утренниках и представлениях были мои. И потом до третьего класса я играла роли на детсадовских праздниках - по маминому приглашению. А для жителей нашего подъезда инсценировали и разыгрывали детские сказки - помню, несколько раз «на ура» прошел «Колобок». В школьной сказке про Федота-стрельца играла Бабу-Ягу, придумали и стали дважды в месяц вести с подружкой «телепередачу» в духе безумно популярного тогда «Музобоза» - пели песни Пугачевой, Вайкуле, Пьехи и так далее. Поступила и закончила ДМШ по классу фортепиано. В середине 80-х в Доме ученых посмотрели с мамой сказку «Бременские музыканты» с Трубадуром-Михайловым. Это было одно из самых ярких впечатлений от театра музкомедии. В тот момент и зародилась любовь к жанру. А после 11 класса я на удивление легко поступила в театральное училище на отделение «Музыкальная комедия».

- Слышала поговорку «Знания забываются, а годы учебы - никогда!»?

- Так и есть! Вспомнила об этом, когда снова через 20 лет поступала в НГТИ, чтобы получить диплом о высшем образовании. Прихожу - а там столько знакомых лиц: педагоги Буслаева, Томашевский, Храновский, Широнина. Андрей Бутрин теперь доцент - а учился на курс младше... Все они приходили к нам на экзамены, а я тряслась, как осиновый лист: в аудитории все сидят перед носом, оценивают тебя уже как артистку - проще 40 спектаклей подряд отыграть, чем раз в семестр спеть у рояля на публику! Но в целом, конечно, студенческие годы - не менее чудесные, чем школьные. И это ощущение сохраняется.

Так получилось, что после училища почти весь наш курс пришел в Театр музкомедии. Теперь нас осталось четверо: Наташа Альянова (Шабунина), Вадик Кириченко, Женя Поздняков и я. Женя давно еще и завтруппой, я к званию солистки пять лет назад тоже добавила новое - «ассистент режиссера». Нагрузка большая, в театре надо быть ежедневно: утром репетиция, вечером спектакль.

- Фортепиано осталось в твоей жизни?

- Конечно. На концертах себе не аккомпанирую, но на репетициях могу сыграть отрывок из клавира. Мама очень хотела, чтобы я поступила не в театральное, а в музыкальное училище, и на прослушивании преподаватели отметили мою хорошую технику. Но я не хотела быть пианисткой. Как представлю, что полжизни по шесть часов сидеть за инструментом - сразу в слезы. И мама сдалась. Теперь с удовольствием ходит в театр на все премьеры.

- Как молодому артисту дотерпеть до больших ролей?

- Всех, кто после театрального училища, не имеющих консерваторского образования, берут в театр в хор. Я провела там шесть лет. Старалась проявить себя с лучшей стороны. Вскоре, в этом же сезоне, получила роль Стасси в «Сильве» - в третьем составе. Ходила на все репетиции, смотрела, как работают коллеги. Вышла на один из прогонов - и вдруг мне говорят: «Будешь играть сдачу!» Я, конечно, обалдела - и волновалась на публике ужасно. Полтеатра смотрели на меня из-за кулис оценивающе: «Ну-ну, что она там покажет!» Но все прошло хорошо. Очень сильно поддерживали партнеры - Сережа Плашков, Юрий Егорыч Цыганков, Михал Михалыч Михайлов, Царствие им небесное.

А потом Михайлов стал занимать меня в сказках, и я переиграла весь детский репертуар. С 2001 года на вечерних спектаклях в хоре практически не выходила - пела сольные партии. И в 2003-м меня перевели в солистки.

- Какие роли тебе особенно дороги?

- Дорожу каждой! Конечно, выйти в Лоте в «Летучей мыши» проще, чем отпахать «Гадюку» или «Средство Макропулоса». Если в роли всего два слова - она не перестает быть любимой, вот в чем дело. Также выходишь с партнерами на сцену, даришь себя зрителю. Очень любила роль Кейсуил в «Мышеловке». Так жалко, что спектакль, поставленный Квинихидзе, быстро сняли с репертуара! Еще мне очень интересна Ханума, играю ее с огромным удовольствием.

Одна из самых незабываемых - роль графа Альмавивы в «Женитьбе Фигаро». Ее репетировали Леша Милосердов и Андрюша Алексеев. А потом Леша уволился, Андрея пригласили в оперный - и графа некому стало делать. Звонок из театра: «Тебя ждет в гостевой режиссер». Прихожу, Леонид Александрович курит, смотрит на меня испытующе: «Знаешь, Лиза, когда я предложил Табакову женскую роль в «Мэри Поппинс», он мне не отказал!». Ну, и я тоже не отказала Квинихидзе - я переодевалась в графа в начале спектакля, то есть мы играли «театр в театре». Нашла в себе мужскую походку, а петь было еще удобнее. В итоге наш «Фигаро» взял две «Золотые Маски» - за лучший спектакль и женскую роль, ее получила Вероника Гришуленко за Розину.

Всего за 25 лет в нашем театре я исполнила около 80 ролей. То есть в среднем играла по три премьеры за сезон. Нравилось играть главную роль в «Зойкиной квартире». Очень люблю свою Хариту Игнатьевну, мать Ларисы в «Бесприданнице». В спектакле «Любовь и голуби» сыграла две роли - Раису Захаровну и Бабу Шуру. К слову, на роль Бабы Шуры я ввелась за одну ночь! Было тяжело, не скрою. Несколько раз посмотрела спектакль на видео, после была пара репетиций. Скажу честно: к своей премьере женское трио Нади, Людки и Бабы Шуры я полностью выучить не успела. Приклеила к столу два листочка со шпаргалками - слава богу, публика ничего не заметила. Бессонница перед премьерой - обычное дело. Всплывают в голове то музыка, то текст роли - но тут уж ничего не попишешь...

- Артист музтеатра должен уметь очень многое - играть, петь, танцевать, владеть шпагой и так далее. Что у тебя получается лучше всего?

- Музыкальный театр требует синтетических артистов, это бесспорно. Обижает, когда слышишь: оперетта - легкий жанр, там главное - спеть. А ты выйди, спой - да совмести вокал с танцами, да попробуй сыграй свою роль так, чтобы люди в зале заплакали... Категорически не согласна с теми, кто говорит, что в оперетте драматургия легче, чем в драматическом театре. Но ведь у нас чуть ли не каждый женский персонаж трагичен, и это надо суметь донести до зрителя. «Гадюка», «Зойкина квартира», «Макропулос» - все это глубокий драматический материал. Так что музыкальный театр - для сильных актеров. Стараюсь выполнять все режиссерские требования, а как получается - вопрос не ко мне. Но, скажем, Золушку играла до 40 лет...

- Критики высоко оценили твои актерские работы, присудив три «Парадиза» за роли в «Труффальдино», «Макропулосе», «Гадюке». А много ли было комических ролей?

- Можно вспомнить и Атаманшу в «Бременских музыкантах», и Фрёкен Бок в «Карлсоне». Да ту же Лоту в «Летучке»! В этой роли - как и во всех остальных - блистала Ольга Васильевна Титкова, а я выходила на сцену, как говорится, в лучах ее славы... Мадемуазель Ку-Ку в «Безымянной звезде» стала очень непростой ролью, пришлось многие вещи пересмотреть. Но это - работа актрисы над ролью. Люблю сесть, все обдумать, поискать интересные штрихи.

Много лет я была в амплуа субретки в оперетте. Поэтому Сильва, Марица, Ганна Гловари прошли мимо - тем более, что, к сожалению, они мне не совсем по голосу. А с «Мышеловки» в 2003-м в театре стали широко использоваться радиомикрофоны, адаптировалась к ним легко и быстро.

- Да ладно, всего делов - знай напевай себе в петличку, оркестр перебивать не надо, уровень звука всегда подтянут...

- Нет, извините! Петь в микрофон тоже надо уметь. Попробуй не заплевать гарнитуру! И артикуляция должна быть сверхчеткой - в микрофон же слышно любой недочет... По идее, артиста должны научить работать с подзвучкой. Слава богу, я в детстве занималась в вокальной студии и прошла эти университеты: мы исполняли песни из репертуара Азизы, Долиной...

- Основой для мюзикла нередко становится переделанная проза - «Анна Каренина», «Граф Монте-Кристо», «Отверженные». Как к этому относишься?

- Почти всегда получается интересно. Главное - избежать пошлости. А если это музыкально, красиво - почему нет? В нашем театре немало спектаклей, поставленных по известной прозе - «Вий», «А зори здесь тихие...», «12 стульев», «Тристан и Изольда», «Зойкина квартира», «Дубрoffский», «Гадюка». Были еще и «Мышеловка», и «Ревизор». В Питере видела мюзикл «Портрет Дориана Грея» - шикарный. Новые названия привлекли в театр молодежь, что не может не радовать.

- Несыгранные роли не снятся?

- Я очень довольна тем, что уже сыграла. В этом плане я счастливый человек. Очень благодарна директору и художественному руководителю театра Леониду Михайловичу Кипнису - ролями он меня не обижает. Пожалуй, единственная роль, которую очень хочется сыграть - это Сильва. Надеюсь, когда-нибудь в театре возьмутся за мюзикловую версию шедевра Кальмана. Хожу в театр с огромным удовольствием. Это наш дом. Никогда не хотела поменять театр, уехать в другой город! Я многого добивалась, и рада результатам своего труда.

- С высоты своего нынешнего положения в театре от чего хотелось бы предостеречь молодых артистов?

- Главное - быть самим собой. Не двуличничать. И не халтурить, работать без устали - на полную катушку. Любить публику. И тогда зритель полюбит тебя в ответ.

- Говорят, что все режиссеры - нервные, без конца кричат, матерятся...

- Неправда! Все, кто приезжал к нам на постановку - очень культурные люди, профессионалы своего дела: Александров, Дитятковский, Квинихидзе, Цирюк, мой любимый Гали Абайдулов... Филипп Разенков - очень творческий человек, вдохновляет нас на креатив. Элеонора Ивановна Титкова, многолетний главреж театра - тоже всегда с большим уважением ко всем относилась.

В свою очередь, приезжие постоянно отмечают, что им комфортно работать в Новосибирске, что у нас профессиональная дружная труппа. И это действительно так: нет ни склок, ни сплетен, ни зависти, ни интриг. Мы все - как одна большая семья, у каждого своя ниша. Это было всегда, сколько себя помню в театре, то есть с середины 90-х. Конечно, каждый хочет сыграть премьеру в первом составе, поехать в Москву на «Маску», но это решает руководство, ему виднее, мы уважаем их решения. Текущий репертуар играем в очередь, причем составы давно перемешались естественным образом - кто-то заболел, кто-то в отъезде.

- Какой из композиторов тебе ближе?

- Пожалуй, Баскин. Играю во многих его спектаклях: «Сирано де Бержерак», «Одиссея капитана Блада», «Средство Макропулоса», ранее были «Алиса в стране чудес», «Шведская спичка»... Очень люблю музыку классиков жанра - Кальмана, Штрауса, Легара, Оффенбаха. На госах в НГТИ была викторина по музлитературе - так в голове до сих пор сидят концерты Брамса, Вагнера, Бетховена... Но и современные шлягеры иногда напеваю: Лободу, Киркорова. «Цвет настроения - синий» - это же полный расколбас!

Горжусь, что в нашем городе творит такой мастер, как Андрей Евгеньевич Кротов! Мы давно сотрудничаем, Андрей Евгеньевич писал музыку для наших дипломных спектаклей в театральном училище. А какие потрясающие его «Вий», «А зори здесь тихие...», «Римские каникулы»... Желаю ему новых творческих успехов!

- Ты нетипичный пример долгожителя музкомедии - для меня это театр большой ротации: за последние четверть века отсюда ушло огромное количество народу. Одних солистов три десятка, не считая артистов хора и балета, музыкантов и дирижеров...

- Регулярные обновления в большом коллективе - это данность. Приходят новые люди - знакомишься, вводишь в спектакли. Это даже интересно. А если кто-то хочет развиваться в творческом плане в другом месте - это его право, его выбор.

Я пришла в театр, где было наимощнейшее старшее поколение. Тихомолов, Павлов, Цыганков, Плашков, Михайлов - всех их уже нет с нами. Царили на сцене Ладыженская, Рейтерович, Титкова, Ромашко, Алферова, Шаляпина... Все очень сильно помогали освоиться в профессии, в коллективе.

- А кто самый суровый критик?

- Естественно, мама. Перед премьерами волновалась едва ли не больше меня! Особое внимание обращала на мой внешний вид, иногда говорила, что для этой роли хорошо бы немного похудеть.

Наш мастер курса в театральном училище Сергей Владимирович Александровский - частый и желанный гость в нашем театре. Он никогда не критикует меня - а деликатно подсказывает: попробуй так, это должно быть лучше. И всякий раз ободряет: «Ты молодец, ты красотка!» Регулярные замечания артистам делают и директор театра, и дирижер, и режиссер - и всегда в доброжелательной форме.

- Что важнее - природные данные или работоспособность?

- Если нет таланта, труд не спасет. Пожалуй, это справедливо для любой профессии. Если я не хирург, я никогда не смогу сделать блестящую операцию.

Но работоспособность важна и сама по себе. Репетиции бывают изнурительными - особенно перед премьерой. Все мы приходим в театр зелеными - и стараемся прогрессировать, набираемся опыта. Прекрасный пример для подражания - народный артист России Александр Тимофеевич Выскрибенцев. Уникальный человек! Он все время в движении. И никогда не репетирует вполсилы, не бережет себя даже на технических прогонах. В этом - уважение к профессии, театру, партнерам.

Приходящим в театр после консерватории немного не хватает по части актерского мастерства, сценречи, сцендвижения. Но это не их вина, в театральном училище эти предметы - основные. Поэтому ребятам необходимо набирать в процессе работы. И они стараются - честь им и хвала. Молодым помогают - и партнеры, и приглашенные специалисты. С таким гонором - я пришла из консерватории, пою, как вам не снилось - сталкиваться, слава богу, не приходилось. Все наши советы - и пожелания режиссеров - новые солисты и солистки воспринимают с открытым сердцем.

- Есть ли хобби?

- Конечно. Очень люблю вышивать крестиком - в основном, иконы. Работы раздариваю друзьям и знакомым. Сейчас у меня новое хобби - алмазная мозаика. Поклонники подарили три моих портрета, собираю их потихоньку. На одну узкую полоску пазла уходит до девяти часов - но когда видишь, как лицо постепенно проявляется - это такой кайф! Люблю и другую спокойную, монотонную работу - гладить, например. Столько всего передумаешь, никуда не торопясь...

Нравится кино - особенно наши старые комедии. И знаешь их наизусть, а начнешь смотреть - ведь не оторваться! А еще я люблю готовить. В школе пекла торты бесконечно! Сейчас сладкого не ем, поэтому запекаю мясо, овощи.

- Что в работе?

- Репетируем новый мюзикл «Опасные связи», 23 декабря состоится мировая премьера. Очень нравится музыка Романа Львовича. У меня главная роль Маркизы де Мертей. Играю текущий репертуар, это около 10 спектаклей в месяц. Как ассистент режиссера занимаюсь вводами в спектакли новых солистов, это тоже серьезная нагрузка.

А еще я занята в новом музыкальном проекте, поддержанном местным отделением СТД РФ - в мюзикле новосибирского поэта и композитора Юлии Пискуновой «Двери». Играю в нем Актрису, женщину весьма необычной судьбы. Вместе со мной репетируют еще два солиста нашего театра, Анна Фроколо и Александр Бессонов, актер «Красного факела» Антон Войналович. Получается такая актерская сборная солянка, но результат обещает быть интересным. Юлечка написала замечательную музыку, мы будем петь под живой оркестр! Первая публичная читка пройдет в декабре в Доме культуры имени Октябрьской революции.

- Насколько трудно играть коварных женщин? Маркиза в «Опасных связях» - та еще штучка!

- Не согласна. Маркиза де Мертей не коварная. По большому счету, она очень несчастная, недолюбленная женщина. Я ее оправдываю, хотя она и совершает неблаговидные поступки.

Еще одно вроде бы вредное существо - Мадемуазель Ку-Ку в «Безымянной звезде». На самом деле и она не такая уж и злючка. У нее большая душа, она раскрывает ее в своем искреннем монологе. Стараюсь показать, что моя героиня - и добрая, и нежная.

- На героя из какого спектакля должен походить мужчина, чтобы ты в него влюбилась?

- Во-первых, он должен быть мужественным. А еще - честным, верным, открытым, смелым, романтичным. Ну и кто это у нас получается?

- Капитан Блад.

- Точно!

- Влюбленность помогает или мешает работе?

- Когда рядом любимый человек - как же это может помешать? А уж артист это или человек из публики - совершенно неважно. Сейчас у меня в личной жизни все хорошо.

 

Фото из личного архива

Фотогалерея