Кто хочет - тот добьется! / Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров (ВФТМ)

Выпуск №4-254/2022, Событие

Кто хочет - тот добьется! / Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров (ВФТМ)

С 8 по 12 декабря в Москве прошел очередной Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров (ВФТМ), собравший в столице 450 участников из более чем 60 российских регионов. Желающих было намного больше, так что еще 17 000 человек следили за событиями онлайн. Однако у тех, кто не смог ни приехать в столицу, ни вовремя подключиться к онлайн-трансляциям, особых причин для огорчения нет: все материалы - лекции, семинары, дискуссии, презентации проектов - со временем будут выложены на сайте фестиваля. Впрочем, даже те, кто попал на фестиваль, наверняка этими записями воспользуются: оказаться одновременно в нескольких местах не могли, а фестивальные мероприятия проходили сразу на нескольких площадках - от Театра им. Евг.Вахтангова и технопарка «Сколково» до Музея-театра «Булгаковский Дом» и студии «Воздух. Достоевская», от ГУМа и Концертного зала «Зарядье» до Дизайн-завода «Флакон» и галереи А3. Не остались в стороне и ведущие театральные вузы - Институт имени Бориса Щукина, Школа-студия МХАТ и Высшая школа сценических искусств.

С участниками фестиваля своими знаниями, навыками и «маленькими хитростями» (давайте обойдемся без набившего оскомину «лайфхака») поделились 111 практиков театрального управления. «Мы и создавали наш фестиваль исключительно с практической целью, - подчеркивает руководитель ВФТМ Кирилл Крок, - чтобы у наших коллег была возможность оперативно узнавать о самом передовом опыте в области руководства театрами. Мы не делали различия между театрами государственными и частными - значительная часть проблем у них общая. Не секрет, что далеко не всегда этот самый передовой опыт сосредоточен исключительно в столицах - региональным менеджерам тоже есть, чем гордиться. А потому нам важно было создать площадку, где они могли бы своими достижениями делиться с коллегами. Никакого теоретизирования - только практика: как родилась идея конкретного проекта, как были найдены силы и средства для его реализации и как этот процесс происходил, и к каким результатам привел. Вот по такой примерной схеме участники форума и рассказывали о своих достижениях. Впрочем, не только о достижениях. Искусство, творчество - это всегда процесс непредсказуемый. Поэтому особое внимание мы просили уделить именно трудностям и сложностям, какие пришлось преодолеть на пути к результату. Даже если результат получился отрицательным. Да-да - отрицательный результат в творчестве - это тоже опыт, который необходимо учесть при следующей попытке».

Программа фестиваля была насыщенной, напряженной и, подчеркнем особо, архиактуальной. Составлялась она на основе анкет, которые заполняли участники при регистрации на форум. Так что ни случайных тем, ни случайных спикеров на ВФТМ не было. Открылся фестиваль на исторической сцене Вахтанговского театра дискуссией на тему «Театр и новые вызовы». Среди самых сложных проблем были названы взаимоотношения театров с их учредителями, недофинансирование уставной деятельности театров, которое в некоторых регионах уже приобрело катастрофические масштабы, дефицит грамотных управленческих кадров, поиск режиссеров и новых способов продвижения спектаклей, а также вопросы, возникшие в связи с импортозамещением театрального оборудования.

Второй день форума прошел под девизом «Откуда брать ресурсы»: новое в законодательной базе, проблемы авторского права, состояние билетного рынка вообще и организация эффективных продаж в конкретном театре в частности, построение работающей пиар-компании для театра или отдельной постановки, а также проблемы и преимущества «Пушкинской карты».

Третий день был посвящен полезным навыкам и «хитростям» разного калибра. В Школе-студии МХАТ провели однодневный интенсив для руководителей независимых театров. В галерее А3 руководителей театров обучали навыкам продуктивного общения в коллективе, фактически - «командной игре», где все члены управленческой команды театра умеют и, главное, хотят работать на общий результат. В Институте им. Б. Щукина устроили «мастер-класс» по искусству написания грантов, а в «Москонцерте на Пушечной» - по сценической речи: жизнь - это тоже сцена и от того, насколько мы владеем речью, во многом зависит, сумеем ли мы добиться своей цели. Как увлечь театром коммерческие структуры, как жить уличному театру в нашем неласковом климате, можно ли вернуть к жизни старинную усадьбу с помощью театра, чем живет очень маленький театр в очень маленьком городе, как заманить взрослого зрителя в театр кукол, как налаживать разорванные международные связи - вот далеко не полный перечень вопросов, ответы на которые искали участники форума, объединившись по узкоспециальным интересам.

День четвертый участники фестиваля провели в цифровом пространстве: как использовать возможности сети «ВКонтакте» и региональных телеканалов, к чему ведет цифровизация традиционных театральных жанров, как работают электронные системы театрального планирования. Но к вечеру все вернулись в реал, чтобы принять участие в новом проекте ВФТМ - режиссерском питчинге. Дефицит режиссеров в регионах - проблема весьма и весьма болезненная. Маститые и знаменитые большинству региональных театров просто не по карману. А молодые да ранние не имеют возможности колесить по стране от театра к театру в надежде найти того, кто готов дать ему шанс поставить вымечтанный спектакль. Режиссерский питчинг - и есть то самое место встречи, удобное для всех. Судя по всему, эксперимент оказался удачным.

Заключительный день, как водится, был посвящен подведению итогов и анализу открывающихся перед театрами перспектив. Кризисные периоды - это не только разрушение привычной картины мира, но и возможности для создания чего-то нового. Если зациклиться на первом, не хватит сил на второе, а скорее всего, этих возможностей человек просто не увидит. «Будущее становится настоящим» - таким был девиз предыдущего фестиваля. У нынешнего сверхзадача звучит иначе - «Мы справимся!».

 

Фото Валерии НОВОКРЕЩЕНОВОЙ

Фотогалерея