Дорога в будущее / "Гроза" Якутской студии Театрального института имени Михаила Щепкина

Выпуск №4-254/2022, Мастерская

Дорога в будущее / "Гроза" Якутской студии Театрального института имени Михаила Щепкина

Совсем недавно прошли в Москве гастроли Национального Саха театра (Якутия), о которых наш журнал писал. Речь шла о двух спектаклях выдающегося современного режиссера Андрея Борисова. Но не нашлось места и времени написать, как встречали зрителей студенты Шестой якутской студии Института имени М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре: в национальных одеждах и украшениях, они стояли в два ряда, приветствуя каждого из многочисленных зрителей светлыми улыбками, приветливыми жестами, вызывая ответные чувства и словно приготовляя к празднику Театра, который нам предстоит. В них, казалось, не было ничего «театрального»: так встречают в доме долгожданных гостей. И очень захотелось увидеть, как существуют они на подмостках - настало время дипломных спектаклей, в следующем году им предстоит возвращение в родную Якутию.

Художественный руководитель курса, народная артистка РФ, замечательная актриса Малого театра Людмила Титова поставила для одного из выпускных спектаклей «Грозу» А.Н. Островского, с одной стороны, отдав дань близящемуся юбилею драматурга, с другой же - погрузив юных будущих артистов в непростую «среду обитания» далекого прошлого, тщательнейшим образом объяснив и разобрав каждый характер, каждое мгновение существования того или иного персонажа. И сделала это без новомодных и ставших привычными переодеваний, экрана, прочих ухищрений, явив себя как опытный и очень глубокий педагог.

Студенты играют на русском языке (ряд остальных спектаклей - на якутском), для них - иностранном, так как значительная часть этой молодежи родилась и живет не в столичном Якутске и владеет русским не слишком свободно. Но под руководством педагога по сценической речи профессора Н.А. Макаровой и преподавателя по вокалу Т.В. Циукаева прекрасно справились и с этой задачей. Они поют русские песни и проживают не просто слова, а то, что находится над, под и на глубине произносимого так, словно не сталкивались с трудностями. И их спектакль воспринимается на удивление светло, вопреки известному со школьных лет трагическому содержанию.

Странную, на первый взгляд, но абсолютно логичную мысль вывела Людмила Титова и будущие артисты из «Грозы»: мы как-то привыкли воспринимать слова о свободе и воле исключительно в связи с героем толстовского «Живого трупа» Федором Протасовым, а ведь это отличие почти неизменно присутствует в пьесах Островского: может быть, менее определенно в комедиях, но вполне определенно в «Грозе», в «Бесприданнице», в «Последней жертве» (где, к слову, блистательно играет Людмила Титова), наконец, и в «Бешеных деньгах». В спектакле эти понятия четко распределены: вот появляется Кулигин (Петр Домотов) с широкой улыбкой, рассказывая о грядущем прогрессе, в который войдут и его изобретения, он все больше увлекается и переходит вдруг на якутский язык, буквально захлебываясь в своем темпераментном монологе! Он - свободен во всех проявлениях, наивен и чист в них, словно дитя малое, но и видит все вокруг, понимает власть «темного царства» до мелочей, невидимых другим. А рядом с ним Кудряш (Уйгу Семёнов), «человек воли», для которого нет ничего превыше, и Варвара (Айталыына Яковлева), бесшабашная девица, все понимающая и оценивающая, знающая, что ее желание воли не осуществится в этом доме никогда, но продолжающая терпеливо выжидать своего часа, который непременно настанет...

Полусумасшедшая Барыня, которая почти во всех постановках «Грозы» пугала не только Катерину, но и всех вокруг безумным видом и бесноватыми манерами, в спектакле студентов предстает элегантной дамой с ярко накрашенными губами, в черном одеянии и затейливой шляпке (Анастасия Иванова), по-современному ироничной и лукавой, не столько пугающей, сколько пытающейся поведать о своем опыте несчастной любви. И страхи Катерины (Нарыыйя Шадрина) рождены не ее россказнями, а глубоким внутренним ощущением готовности совершить грех, вырваться на свободу из душного-бездушного дома Марфы Кабановой (Айаана Егорова), где все пронизано лицемерием, лживостью, фальшью. Свобода для Катерины, как рисуют ее режиссер и актриса, понятие не отвлеченное, знакомое. Насколько она была свободна, свидетельствует одна из выразительнейших сцен, когда Катерина произносит хрестоматийный монолог: «Почему люди не летают, как птицы?..», заканчивающийся вопросом Варваре: «Так ты меня жалеешь?.. Так ты меня любишь?..» И так самозабвенно, счастливо начинают они кружиться, взявшись за руки и выкрикивая слова «жалеешь», «любишь», что глаз не оторвать от светящихся лиц девушек!

Что же касается мужа Катерины Тихона (Мичил Хомподоев) и возлюбленного Бориса (Василий Романов), молодые артисты подчеркивают не различие, а, скорее, сходство: оба нерешительные, полностью подчиненные нравам и правилам дома Марфы Кабановой и Дикого (Иван Кузьмин), не способные отстоять свое право на нормальную жизнь. Свобода может быть для них явлением кратковременным (как для Тихона, отправляющегося из дома предаваться пьяному загулу), но понятие «воля» им неведомо. Потому так недоступна их пониманию мольба Катерины, чтобы взяли ее с собой - на время поездки, обращенная к мужу, или навсегда, как умоляет она Бориса. И единственное, что отличает этих молодых мужчин - горькие, искренние рыдания Тихона над телом жены. Они настолько глубоко раскрывают артиста, что и в зрительном зале слышатся всхлипывания, а сам он даже на поклоне все еще пребывает там, в мире, из которого ушла Катерина, обретя волю...

Может быть, немного не хватило в раскрытии образа Дикого его внутренней брутальности, вечной озлобленности. Как не достает азарта рассказчицы всезнающей страннице Феклуше (Юлия Санникова) - ее небылицы, поведанные Марфе Кабановой, выразительно и очень смешно раскрывает своим подслушиванием их диалога девушка Глаша (Аида Еремеева), живо и ярко реагирующая на «отчет о путешествиях» странницы.

В этом спектакле состоялось главное - традиции русского психологического театра помогли раскрыть законы существования на сцене национального театра Якутии. Эти ребята получили отменную школу. Пусть она проложит им путь в большое искусство!

Фотогалерея