Внутри классического сюжета / Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус»

Выпуск №4-254/2022, Взгляд

Внутри классического сюжета / Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус»

Командировка в Златоуст заняла неделю и, благодаря удачно выстроенному графику показов, позволила узнать, чем дышит «Омнибус» - старейший на Южном Урале драматический театр, открывший 103-й сезон. Девять спектаклей детского и взрослого репертуара представили возможности труппы, в которой есть очень сильное старшее и среднее поколения, интересная молодежь, состоящая из недавних выпускников уральских и сибирских театральных вузов. А главное, умение держать в отличной форме постановки со стажем. Некоторые идут больше десяти лет, но в них нет ощущения усталости, что говорит о серьезной работе и художественного руководителя театра Бориса Горбачевского, и самих актеров. Наблюдая все эти дни за публикой, наполнявшей зал до отказа, шутливое замечание худрука о том, что «Омнибус» - градообразующее предприятие, показалось близким к истине. Театр в небольшом городе с богатой и уникальной историей действительно играет объединяющую роль, становясь центром притяжения для людей неравнодушных и мыслящих. Он говорит со зрителем только на языке высокой классики, выбирает знаковые для мировой драматургии имена и создает пространство живого общения.


Театральный урок - по расписанию

Никогда прежде не доводилось встречать так много старшеклассников, которые не воспринимают визит в театр как принудительную обязанность в рамках школьной программы по литературе. Они полностью включены в действие, живо реагируют на текст пьесы и еще, что вообще на уровне чуда, ни у кого ни разу не зазвонил телефон. Оказалось, что это абсолютно нормальная ситуация, и поколение Next в Златоусте именно такое. Но случилось это не вчера, а 35 лет назад, когда «Омнибус», в названии которого зашифровано «для всех», задумал особый проект - театральные уроки-спектакли для школьников Златоуста и близлежащих населенных пунктов. Директор театра Александр Романов называет их связующим звеном между детством и взрослостью. И действительно, уже несколько поколений прошли через необычные уроки, а теперь приводят в Златоустовский драматический своих детей. Так воспитывается собственный зритель, для которого театр со временем становится необходимостью, местом встречи с настоящим искусством. Этот важный смысл заложен в искренних детских стихах, посвященных «Омнибусу». Вот хотя бы в таких строках четвероклассницы Ани Лузиной из Миасса: «Театр - это чудо, / Не просто развлечение. / Когда мне очень худо, / Я там найду спасенье».

Театральные уроки-спектакли являются частью национального проекта «Образование», который поддерживается городскими властями Златоуста, и сегодня в репертуаре их уже тринадцать. Причем, некоторые сделаны самими актерами. Сценарий к «Болдинской осени» по творчеству А.С. Пушкина написал Александр Антонов и выступил режиссером-постановщиком. Своеобразный экскурс в славянскую мифологию «Хотите - верьте, хотите - нет» придумал и поставил Вячеслав Борисов. Посвященная творчеству Н.В. Гоголя работа «Горьким моим словом посмеюся...» по сценарию завлита театра Светланы Трофимовой стала режиссерским опытом Максима Фаустова. Ему же принадлежат «Сказы Уральских гор», поставленные в соавторстве с художником и актером «Омнибуса» Андреем Плакуновым. А недавно в афише появилась «Марина» - моноспектакль по автобиографической прозе Марины Цветаевой, созданный Викторией Фроловой.

Опыт театральных уроков оказался удачным, со временем подобные инициативы возникли и в других театрах Челябинской области, поэтому в 2019 году «Омнибус» при поддержке региональных министерства культуры и Союза театральных деятелей РФ организовал Первый открытый областной фестиваль театральных уроков-спектаклей «Приглашение в театр». А еще раньше в Златоусте стали проводить детско-юношеский конкурс «Я люблю театр» - своеобразный зрительский отклик, выраженный в исследовательских работах, стихах, эссе, рисунках. В качестве главного приза выбрана деревянная статуэтка забавного черного кота (это персонаж спектакля-урока «Приглашение в театр»), и его получает самая театральная школа. В конкурсе также участвуют учителя, и к сегодняшнему дню уже сформировался банк педагогических идей по воспитанию детей и подростков через их приобщение к театру.

У меня была возможность увидеть два урока-спектакля и, пожалуй, наиболее значимым для этого уральского города можно назвать «Иоанна Златоуста». Вместе с петербургским художником Валентином Александровым его поставил Борис Горбачевский на основе созданной им сценической композиции по произведениям мастера драматической поэзии Константина Скворцова. Выбранная тема достаточно сложная, она требует особой формы, глубокого переосмысления материала. Спектакль «Иоанн Златоуст» стал не просто наброском жития одного из трех Вселенских святителей и учителей, но и попыткой проследить духовный путь человека через поиски и сомнения к истинным высотам. Режиссер использует элементы античного театра и вводит в действие хор - Екатерина Крыгина, Вероника Небывалова, Ольга Семененко, Наталья Фаустова, Виктория Фролова - своего рода свидетель этого невидимого глазу таинства.

Характеры персонажей из окружения Иоанна намечены пунктирно, но они воспринимаются важными вехами в судьбе будущего архиепископа Константинопольского, нареченного за выдающийся дар проповедника Златоустом. Такими предстают его мать Анфуса Ольги Зацепиной, диаконисса Олимпиада Оксаны Заславской, священнослужитель Серапион Юрия Чулошникова, предводитель готов Гайна Андрея Плакунова. Режиссер сосредотачивает внимание на образе епископа Александрийского Феофила в исполнении Александра Антонова, потому что именно он разглядел в Иоанне богоизбранность и во многом повлиял на его духовный выбор. А вокруг главного героя спектакля создает особые зоны тишины, давая возможность прикоснуться к душе Иоанна. В тонкой игре Максима Фаустова отразилась огромная внутренняя работа его персонажа, неподъемная для простого человека. Давая обет молчания, погружаясь в себя, Иоанн постепенно обретает Слово, которое и есть Бог. Утешая страждущих и давая надежду, оно проливается на землю золотым дождем, и это становится важным элементом сценографического решения постановки.

Финал другого театрального урока-спектакля «Предложение» по пьесе-шутке А.П. Чехова оказался невеселым. В трактовке Бориса Горбачевского действие завершается не искрящимися пузырьками шампанского, а смертью жениха. Режиссер взял за основу один из черновых вариантов последней сцены, в котором Чехов вычеркнул примирительные реплики персонажей и усилил тему многолетней вражды между соседями-помещиками, показав, к каким необратимым последствиям в итоге это привело. Так в спектакле появляются два непримиримых клана - предки Чубуковых и Ломова. Давно покинув бренную землю, они продолжают влиять на потомков, подогревая сегодняшние распри. Причем, сторона Чубуковых более агрессивна и, кажется, всю свою злобу она передала по наследству Степану Степановичу и Наталье Степановне. Чубуков Юрия Чулошникова поначалу воспринимается безобидным добряком, но достаточно малейшего разногласия с Ломовым, и он проявляет жесткое противодействие. Его засидевшейся в девках дочери вообще неведомы полутона в диалоге с соседом, поэтому даже пустячный спор переходит в оглушительный скандал и смертельную схватку. В героине Екатерины Крыгиной нет и намека на душевность и сострадание, под ее натиском интеллигентный и великодушный Ломов Никиты Безрукова становится абсолютно беспомощным. И наивно полагать, что даже при хорошем исходе событий они сумели бы договориться и начать жизнь с чистого листа. Этот почти жизненный театральный урок заставляет о многом задуматься.

Если же в целом говорить о детском репертуаре «Омнибуса», в нем преобладают музыкальные постановки на основе классических сюжетов. Это «Кошкин дом» С. Маршака (режиссер Максим Фаустов), «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен (режиссер Михаил Филимонов), «Приключения Буратино и его друзей» по А.Н. Толстому, русские народные сказки «Морозко» и «Иван-царевич и серый волк» (режиссер Борис Горбачевский) и многие другие. Почти ко всем этим спектаклям музыку написал композитор Александр Романов. Не стала исключением и хрестоматийная сказка «Принцесса и свинопас» Г.-Х. Андерсена, поставленная на златоустовской сцене Владимиром Осьмининым (он же автор стихов к песням) совместно с художницей Лилей Файзулиной. Разноцветные декорации-витражи вкупе с оригинальными костюмами прекрасно обрамляют волшебный сюжет. Найденные актерами интересные характеры персонажей вызывают симпатию и добрую улыбку. А как иначе смотреть на Императора, в сущности, большого и доброго ребенка (Максим Фаустов), преисполненную достоинства Королевскую свинку (Екатерина Крыгина), запутавшуюся в своих желаниях Принцессу (Надежда Незнахина), строгую мечтательницу Фрейлину (Мария Лозунова). Появление Принца (Андрей Заварухин) взбудоражит привычную жизнь сказочного королевства, но позволит его обитателям увидеть мир в новых красках.


Между строк

Репертуар «Омнибуса» построен на классике, и в этом проявляется твердая позиция руководства театра. Но вот что ценно: выбирая лучшие произведения отечественной и мировой драматургии, постановщики не стремятся полемизировать с ними или искусственно осовременивать. Благодаря вдумчивому, внимательному прочтению пьесы скрытое между строк становится явным, возникает диалог с автором, раскрываются личности драматурга и режиссера.

«Пять вечеров» Александра Володина играют на малой сцене «Сфера», поэтому события пьесы оказываются как на ладони. Работая над постановкой, Михаил Филимонов убрал эпизоды, где фигурирует продавщица Зоя, и укрупнил линии главных героев. Режиссер размышляет на тему упущенной, непрожитой жизни. В минуту кризиса Ильин боится показаться слабым, не желает разделить беду с любимой, но тем самым наказывает не только себя, но и Тамару. Когда-то она была девушкой-звездой, теперь - человек-функция, чьи дни механистичны и безрадостны, и движет ею лишь чувство долга перед племянником. Через семнадцать лет появляется Ильин, но Тамара, кажется, не удивится, лишь вздрогнет как от удара. И все же героине Оксаны Заславской потребуется не так много времени, чтобы ее глаза вновь засветились счастьем, потому что не отреклась, сохранила любовь, которая, как в библейской заповеди, не все терпит, не гордится и никогда не перестает. Именно это поможет Ильину сделать шаг навстречу и, что самое важное, простить себя.

Несмотря на внешнюю независимость и умение создавать праздник одним лишь своим присутствием, импозантный Ильин Максима Фаустова испытывает постоянную душевную боль. Смотрит на максималиста Славика, узнает в нем себя, ненавязчиво дает ему советы по поводу отношений с Катей, стараясь уберечь от неверных поступков. Одна из самых пронзительных сцен спектакля, коренной перелом, происходит в привокзальном буфете. Ильин-Фаустов рассказывает Кате об их прошлом с Тамарой, через боль и слезы вновь проживает момент расставания и, быть может, впервые признается себе в совершенной ошибке, которая едва не перечеркнула их судьбы.

Дуэт Славы Александра Якунина и Кати Анны Гараевой искрится радостью жизни. Сквозь несерьезные ссоры и необидные пикировки уже угадывается абрис большого чувства, и теперь важно сохранить его, не расплескать. Возможно, став свидетелями драмы Тамары и Ильина, они впервые посмотрели на жизнь взрослыми глазами и убедились, какой разрушительной бывает недосказанность. Интересен Тимофеев Андрея Плакунова, в нем ощущается какая-то давняя потеря, нерастраченная нежность. Искренность Тамары неудержимо притягивает и пробуждает от спячки его одинокую душу.

Спектакль «Старший сын» Александра Вампилова начинается не с момента опоздания на электричку Бусыгина и Сильвы, а со сцены прощания Нины и Кудимова. Изучая ранние варианты вампиловской пьесы, Борис Горбачевский хотел показать, что на самом деле связывает эту пару. Вслушиваясь в сдержанный диалог молодых людей, становится понятно - они друг другу абсолютно чужие. Здесь нет даже легкого касания рук. Кудимов из тех, кто ни при каких обстоятельствах не упустит свой поезд, а для удачного распределения и быстрого продвижения по службе выпускнику военного училища необходимо срочно жениться. На персонаже Виктора Сорокина мешковатая, явно на вырост форма, он деловит, ему не до церемоний, и Нина лишь необходимое звено будущего проекта. Героиня Анны Гараевой это понимает, но неуютная обстановка в отчем доме и желание уехать как можно дальше вынуждают принимать условия Кудимова. И тогда объяснимы внезапные перемены в Нине после встречи с Бусыгиным: с первых минут между ними возникает необъяснимое притяжение. Происходит то, о чем писал Вампилов: «Время нужно только для того, чтобы разлюбить. Полюбить - времени не надо» (из записных книжек).

Основным элементом сценографии Виктор Хлыбов сделал деревянные фасады старых домов, напоминающие по форме скворечники, которые можно рассматривать как символы весны и возобновляющейся жизни. Если Нина и Васенька уедут, скворечник опустеет, между поколениями оборвется важная связующая нить. Двух бесшабашных парней в этой пьесе-предчувствии приводит в дом Сарафановых стечение обстоятельств, но дальнейшие события покажут, что все имеет свою судьбу. Не самая удачная шутка о якобы найденном отце в спектакле принадлежит Бусыгину. Сильва лишь изумится, но с легкостью подхватит выдумку товарища. Но когда постепенно раскроется острая неприкаянность героя Андрея Казачкова (он задает вопрос: «Как жить дальше?», и это не имеет никакого отношения к опозданию на последнюю электричку), его неожиданная ложь воспримется подсознательным стремлением отыскать собственного отца.

В отличие от Бусыгина Сильва Андрея Заварухина знает, как жить, его волнуют не вопросы морали, а возможное наказание за неблаговидный поступок, но в целом он неплохой человек. Встреча с жителями предместья и погружение в проблемы семьи Сарафановых в одном герое вызывает духовный переворот, помогает обрести почву под ногами, а в другом пробуждает все темное, и симпатичный парень становится подлецом. Импульсивный и доверчивый Васенька Александра Якунина успевает наломать дров, но его поступки не выглядят низменными. Наоборот, в нем внутренняя сила и чистота, и Макарская Виктории Фроловой, по сути, тоже одинокая и обездоленная, это чувствует.

Васенька - плоть от плоти своего отца, сумевшего даже в тяжелых жизненных обстоятельствах не утратить веру в человека. Сарафанов Александра Антонова из тех «блаженных», о которых очень точно сказал Л.Н. Толстой: «Зло есть все то, что разумно. Убийство, грабеж, наказание - основаны на логических выводах. Самопожертвование, любовь - бессмысленны». Непрактичный Сарафанов один воспитывает детей, он не сумел сделать карьеры, но всю жизнь преданно служит музыке, слышит ее звуки повсюду, пытается сложить в единое произведение, но труд этот мучителен и занимает годы. Для кларнетиста неважно, где играть - в симфоническом оркестре или городском ДК, потому что музыка делает человека совершенней, а истинное положение дел он скрывает лишь из желания уберечь близких от пересудов соседей. Сарафанова-Антонова не назовешь неудачником, потому что все в нем подчинено высшей цели. Он способен менять людей к лучшему, и это в конечном итоге происходит с Бусыгиным, Ниной, Васенькой, Макарской.

Метафорическое начало спектакля «Ревизор» Н.В. Гоголя в постановке Бориса Горбачевского и сценографа Алексея Киселева погружает в тяжелый сон Городничего, где маски-свиные рыла заполняют все пространство сцены. Появятся они и в финале как подтверждение неуязвимости взяточников и прохиндеев. А между двумя этими точками развернется сюжет, в котором мелкий мошенник Хлестаков всколыхнет застоявшееся болото уездного городка, оказавшегося в руках алчных чиновников.

Режиссер сталкивает бесшабашный, в чем-то даже наивный мир молодого прохвоста с мрачной действительностью российской провинции, где властвует солдафон Сквозник-Дмухановский Андрея Плакунова, и все сковано страхом и круговой порукой. Это ярко проявляется в характерах очерствевшего Земляники Юрия Чулошникова, недалекого и агрессивного ко всему нестандартному Хлопова Александра Антонова, легко подминающего под себя закон Ляпкина-Тяпкина Никиты Безрукова, не в меру любопытного Шпекина Дениса Коломина. Они действуют как единый организм и, кажется, даже двигаются и дышат в такт (хореограф Виктория Пестова придумала для каждого персонажа особый пластический рисунок).

У захолустного города нет шанса на нормальную жизнь, и это особенно чувствуется в эпизоде с полицейским Свистуновым Виктора Сорокина: перед начальством у него подгибаются колени, с ропщущим народом он превращается в цепного пса. Сочувствие вызывают лишь Бобчинский Андрея Заварухина и Добчинский Александра Якунина. Братья по несчастью, совестливые и нелепые, они не обладают деловой хваткой и всегда будут чужими в здешней среде. Ими помыкают все, включая Анну Андреевну Натальи Фаустовой и Марью Антоновну Валерии Шакировой. Крикливые дамы, одетые в одинаковые, напоминающие военные мундиры платья, всеми силами стремятся в высший свет, но даже если на минуту представить их жизнь в Петербурге, она окажется такой же скандальной и грубой.

На фоне подобного общества романтик Хлестаков Максима Фаустова воспринимается абсолютно безобидным. Он образован, с хорошими манерами, что сказывается даже на выборе слуги. Осип Александра Кузнецова - под стать хозяину, и тоже выглядит франтом. И все же этот тертый калач не столь наивен и первым чувствует опасность, исходящую от закостенелых чиновников. История со взятками вышла случайно и поначалу напоминает игру. Хлестаков удивлен происходящим, не сразу осознает, что его принимают за представителя высшей государственной власти, а потом забавляется сложившейся ситуацией. Кажется, искренне верит этим «хорошим людям», но лишь до того момента, как Земляника выражает готовность написать донос на Сквозник-Дмухановского. Даже для обманщика из Петербурга он однозначно «плохой человек». Рвущуюся в поисках правды толпу горожан сомнет полицейский кордон, и тогда Хлестакову станет по-настоящему страшно.

Фальшивый мир Гурмыжской в недавней премьере спектакля «Лес» А.Н. Островского окажется не таким устойчивым. Его постепенно поглотит, а потом и уничтожит недоучившийся гимназист Буланов. Так случается, когда ничтожество обретает власть и деньги. Для помещицы крах станет возмездием за лицемерие и жестокосердие к ближним. В сценографическом решении Виктора Хлыбова сцену обрамляют объемные изображения лесных угодий, но само имение Гурмыжской окружают уже только пни, и понятно, что это начало конца. Благополучная и внешне пристойная жизнь силою вещей обречена на гибель. Она обрушится не сразу, Раиса Павловна до какого-то момента еще будет терзаться сомнениями, но за одним предательством последует другое, и образ праведной особы, тщательно создаваемый долгие годы, исчезнет в одночасье. Она поймет это по сдержанным улыбкам Милонова Никиты Безрукова и Бодаева Юрия Чулошникова, которым уже очевиден печальный финал истории с замужеством.

Гурмыжская Виктории Фроловой постоянно меняет личины, и актриса это делает мастерски. С соседями-богачами ведет себя как дама, живущая лишь для благополучия ближних. Буланову пытается внушить свою особую утонченность. С Восмибратовым становится грубой торговкой, которая никогда не упустит выгоды. Наслаждается властью над Аксюшей и почти не скрывает ревности и зависти к ее молодости. Презирает племянника-актера за якобы низкую профессию, а на самом деле рада случаю присвоить его деньги. Восмибратов Андрея Плакунова хитер, прижимист, и все же никогда не пойдет на откровенную подлость. Тысяча рублей приданого за Аксюшу для него мелочь, но это дело принципа, и купец не отступит.

Вряд ли Аксюшу Анны Якушевой и Петра Андрея Заварухина связывает пылкая юношеская любовь. Два одиноких, никому не нужных человека, у которых украдено детство, понимают, что могут стать друг для друга единственной опорой, утешением. Восмибратов и Гурмыжская рассматривают сына и дальнюю родственницу как предмет торговли, но молодая пара готова пережить унижение, лишь бы обрести хоть какую-то независимость. Печальна судьба «гончей собаки» Улиты, в которой вдруг вспыхивает запоздалое чувство к Счастливцеву: она принимает его со всеми недостатками и даже простит комедиантство. Вероника Небывалова создает острогротесковый образ своей героини, но в нем отчетливо видна еще одна несчастная жизнь, зависимая от прихоти сильных мира сего. А вот Буланов Андрея Казачкова сочувствия не вызывает. Это тот случай, когда бедность - порок, и в человеке с мелкой душой она взращивает лишь фальшивое угодничество и неутолимую жадность. Пройдет совсем немного времени, обласканный Гурмыжской гимназист твердо встанет на ноги и уж точно не подаст руки никому из своего прежнего круга, а наступит момент - перешагнет и через свою благодетельницу.

Несчастливцев Алексея Тегленкова и Счастливцев Вячеслава Борисова - представители актерского братства, люди иной группы крови. Они не делят общество на богатых и бедных и свято верят в целительную силу искусства. Комику, с его искренней верой в лучшую долю, приходится играть в основном в паршивых водевилях, но в заветном узелке, с которым актер скитается по свету, множество хороших пьес. У трагика, при всей внешней суровости и несдержанности, нежная душа и чуткое сердце. Несчастливцев великодушен и наверняка простит Гурмыжскую, не жаден, а потому отдаст последнее Аксюше и пойдет своей дорогой. Однажды он сыграет Гамлета, встряхнет этот замшелый мир, заставит людей плакать и смеяться.

Постановщики комедии «Квадратура круга» Валентина Катаева Борис Горбачевский и Виктор Хлыбов наглядно показывают, что на одном «рабочем контакте» по-настоящему счастливую семью не построить, и все решает любовь. На сцене отражены приметы 1920-х, включая забавный лозунг «Да здравствуют красные супруги!», но сама история стара как мир: в любые времена важно найти свою и только свою «половинку», и тогда можно пережить самые тяжелые невзгоды. Виртуозны дуэты Васи Андрея Заварухина и Людмилы Екатерины Крыгиной, Абрама Александра Якунина и Тони Виктории Фроловой. Заражает оптимизмом «классик» новой волны Емельян Черноземный Никиты Безрукова, способный сочинять стихи в любое время суток. Человеку на все случаи жизни Никанорову отведены короткие эпизоды, но Максим Проскуряков сумел сделать своего персонажа запоминающимся, так же, как и исполнитель роли Флавия Александр Кузнецов.

В прологе спектакля появится «Богема» (Александр Антонов, Виктор Сорокин, Анна Гараева, Надежда Незнахина, Мария Лозунова и другие), а позднее этих загадочных людей приведет на свадьбу двух счастливых пар поэт Черноземный. В разноликой компании можно разглядеть желтую блузу Маяковского, безукоризненные костюм и шляпу Мариенгофа, экстравагантное платье Гиппиус (художник по костюмам - Лиля Файзулина). Так, ненавязчивым и элегантным штрихом, авторы спектакля обозначают время, в котором разворачиваются события пьесы.

Особое место в репертуаре «Омнибуса» занимает постановка Бориса Горбачевского и Виктора Хлыбова «На большой дороге» по раннему драматическому этюду А.П. Чехова. Это произведение «малой» чеховской драматургии в театрах практически не ставят, и широкой публике оно неизвестно. Между тем, писатель вложил в него глубокий философский смысл, благодаря чему бытовой сюжет переходит в иную плоскость и затрагивает такие темы, как жизнь и смерть, искупление грехов и раскаяние, утраченная вера и путь к свету. Действие происходит в придорожном кабаке, но при всей подробности сценографического рисунка (почерневший от времени прилавок с бутылками и самоваром, ветхие скамьи, солома) он воспринимается как нечто потустороннее и жуткое. Когда зрители входят в малый зал «Сфера», они видят на сцене застывшие фигуры персонажей и словно бы тоже становятся обитателями этого мрачного места.

Глубокой ночью придорожный кабак укрывает от дождя и грозы самых разных людей. В том, что они встретились здесь, на перекрестье путей, чья-то высшая воля. Им некуда идти, общее ощущение опасности обнажит характеры и помыслы, сделает явным глубоко скрытое. Богомолки Назаровна Ольги Семененко и Ефимовна Алены Михеевой беспрестанно крестятся, но эта суетливость только подчеркивает их фарисейство. Вот, кажется, представился случай проявить христианское милосердие, но они не ответят на мольбы несчастного Борцова и брезгливо отвернутся. Не проникнется сочувствием и фабричный парень Федя Дениса Коломина, который давно потерял себя, но еще грезит далекими городами, где ему никогда не побывать. И уж, конечно, не достучаться до содержателя кабака Тихона, утратившего все человеческое. У персонажа Юрия Чулошникова сгорбленная фигура, скованные движения и омертвелый взгляд. Зловещий старик зорко следит за постояльцами и каждому знает цену. Он презирает слабых и уважает силу, поэтому встречает бродягу Егора Мерика с нескрываемым восхищением и словно бы шутя предостерегает собравшихся здесь от возможного ограбления. В Мерике необузданная, темная сила, которая заполняет ветхое пространство кабака и в любой момент может разнести его в щепки. В герое Андрея Плакунова клокочет боль какого-то прошлого, искорежившего жизнь, он давно ходит по краю, и, кажется, от падения в пропасть его удерживает лишь нательный крест - это все, что осталось от былой веры. Но именно Мерик сразу видит в Борцове не горького пьяницу, а живую, израненную душу.

Роль разорившегося помещика, преданного женой и потерявшего все, потребовала от Максима Фаустова сильнейшего эмоционального напряжения. Артист решает образ Борцова скупыми средствами, но в такой сдержанности явственны черты цельной и сильной личности. От этого человека осталась лишь оболочка, ему не подняться с колен, но способность прощать и безропотно нести свой крест до конца поражают. Когда непогода приведет в кабак вполне успешную и довольную жизнью Марью Егоровну, она не сразу узнает бывшего мужа. В надменной героине Виктории Фроловой не мелькнет и тени сострадания и уж тем более чувства вины. И если верить в возмездие, финал ее жизни окажется страшным, а душа никогда не наполнится светом.

Свет исходит от странника Саввы Александра Антонова. В его персонаже соединились черты Луки из горьковской пьесы «На дне» и Ивана Флягина из «Очарованного странника» Н.С. Лескова, он немногословен и, кажется, пребывает в каком-то своем мире. И все же именно его присутствие усмиряет страсти, останавливает Мерика от крайнего шага, когда он бросается с топором на Марью Егоровну, дает надежду Борцову на обретение внутреннего покоя. Борис Горбачевский использует в музыкальном оформлении спектакля духовные песнопения мужского Хора Сретенского монастыря, и звучащие рефреном покаянные молитвенные слова очищают темное пространство кабака на большой дороге. В финале вокруг Саввы постепенно соберутся все персонажи этой глубоко метафорической пьесы. Последними к ним присоединятся Мерик и жена Борцова, словно подтверждая непоколебимую истину: пройдя через покаяние, даже самая грешная душа может получить прощение.

 

Фото Владимира НАКОРЯКОВА

Фотогалерея