Мастер, даривший радость / Вспоминая Зиновия Высоковского (Москва)

Выпуск №4-254/2022, Вспоминая

Мастер, даривший радость / Вспоминая Зиновия Высоковского (Москва)

«Я всегда любил этого артиста и высоко ценю его как автора.

Ведь не каждый актер обладает счастливым писательским даром.

У Зиновия Высоковского к тому же сочетание очень интересной

актерской индивидуальности и редкой наблюдательности дает

эффект одновременной неожиданности и узнаваемости...

Очень талантливо и смешно...»

Аркадий Райкин


Так великий Аркадий Райкин говорил о Зиновии Высоковском как своем коллеге - артисте эстрады. Бывал на его концертах, моноспектаклях, звал к себе в театр. А для Высоковского А.И. Райкин был «просто мастер, просто король, просто кумир». В своей книге, о которой речь впереди, он вспоминал, как ребенком впервые увидел Райкина на сцене: «Уже кончилась война, это был 45-й или 46-й год, когда в Тбилиси (семья была эвакуирована в Тбилиси) приехал Райкин. Родители взяли меня на концерт, и я увидел его первый раз в жизни. Помню, он пел на мотив Чаплина: «Живет он в Ленинграде, зовут его Аркадий, иль попросту Аркаша, иль Райкин, наконец...» Я с детства был шутом, клоуном. Но тогда интуитивно понял: это то, к чему я хочу стремиться... Я всю жизнь мечтал походить на Райкина. Не повторять, не подражать, не копировать, а именно походить... В меру отпущенного...»

Начиная с конца 60-х годов, Зиновий Высоковский был одной из самых ярких и любимых публикой звезд эстрады. Наивные и непутевые, но такие узнаваемые герои его монологов заставляли публику смеяться до слез, а рассказчик оставался серьезным, как будто недоумевая, как такое могло случиться с теми, о ком он рассказывал. Он создал, фактически, свой авторский театр абсурда.

Сколько его фраз, афоризмов ушли в народ: «Жена в шкафу, с ней всё в порядке» или знаменитый «Лёлёк», которого цитировали, по-моему, все. История весьма в те времена рядовая. Человек звонит жене из вытрезвителя, куда попадал регулярно. «Лёлёк» - имя его жены, которое он произносил по-разному, пытаясь объяснить, что случилось, но не мог выговорить очень важные для него слова, у него не получалось: Тимирязиський, мацацикл, к стенке прислонютый, цулую. Это было немыслимо смешно. Я помню мы все говорили: «мацацикл», «цулую», и т. д. Зиновий Высоковский владел великим искусством - игрой слов во всех своих монологах. Он создавал необыкновенно смешную абракадабру - так разговаривали его герои о самых серьезных вещах. В то время эстрадные концерты, в которых участвовал Высоковский, транслировались по ТВ, и их смотрели тысячи людей. Популярность его была огромная еще и потому, что его пан Зюзя, писатель, знаменитый зайцевед и зайцелюб был одним из главных героев знаменитого телевизионного «Кабачка «13 стульев», где, кстати, тоже было много его текстов. Семнадцать лет каждую неделю вся страна от мала до велика сидела у телевизоров и смотрела эту передачу. Для нас это был свежий ветер, осуществленная мечта - уютное кафе, где собирались друзья. Такие кафе в те времена в СССР были только в Риге и Таллине, ну и в Польше, конечно. В нашем «Кабачке» царил вольный польский дух, польская музыка, где встречались паны и пани - чудесные артисты Театра Сатиры: пани Моника - Ольга Аросева, пан директор - Спартак Мишулин, пан Ведущий - Михаил Державин, пан Спортсмен - Рудольф Рудин, пан Владек - Роман Ткачук, пани Тереза - Зоя Зелинская и другие, и среди них пан Зюзя - Зиновий Высоковский. (В ту пору советская интеллигенция очень увлекалась польским кино и театром.) Эти маски остались с актерами навсегда, как и любовь зрителей. В кафе царили веселье, легкость, изящество, остроумие. Женщины в роскошных туалетах, мужчины в смокингах. Звучали прелестные польские, французские песенки, которые «пели» все гости. Это была другая жизнь. А все споры и разговоры были вполне узнаваемы.

Двадцать лет назад к 70-летию Зиновия Высоковского вышла в свет его небольшая книга под названием «Жизнь моя - анекдот». На обложке портрет автора: легкая ироничная улыбка и грустные глаза. Слова Аркадия Райкина - эпиграф к этой статье - это эпиграф к книге. А одна из глав посвящена непростой истории «Кабачка "13 стульев"», который сделал знаменитыми и самодостаточными всех его участников и создавал им большие проблемы в театре. Руководитель Театра Сатиры Валентин Плучек ненавидел «Кабачок "13 стульев"», считал, что артисты (и Высоковский в том числе) вносят «эстрадную несерьезность в Академическую Сатиру», что влияло на распределение ролей. Вступительную статью написал Виктор Мережко в жанре, характерном для юбиляра, и закончил такими словами:

«Книга называется «Жизнь моя - анекдот». В названии ирония, грусть, печаль, усмешка. Так назвать, может быть, главное творение своей жизни может только тот, кто твердо знает себе цену и свое место в жизни. Зиновий Высоковский знает, чего он хочет. И хвала ему за это. Жизнь - анекдот! Подчас смешной, подчас печальный, подчас нелепый, как сама жизнь, но всегда достойный, с высоко поднятой головой. И кто знает, может быть, именно анекдот и есть высший жанр современной литературы. Потому что это жанр нашего с вами сегодняшнего бытия».

Эта книга - не автобиография. Но из нее можно многое узнать о творческой жизни артиста, о тех выдающихся людях, с которыми свела его судьба.

«Когда меня спрашивают: «Как вы стали зайцеведом и зайцелюбом паном Зюзей или «Лёльком Советского Союза?» - я отвечаю: «Это очень просто. Надо родиться в Таганроге, окончить школу им. А.П. Чехова с золотой медалью, потом там же радиотехнический институт, потом в Москве с отличием лучшее в мире Театральное училище им. Б.В. Щукина и после семь лет проработать в грандиозном Московском театре миниатюр под художественным руководством Владимира Полякова».

На самом деле всё было не так просто. Итак, Театральное училище им. Б.В. Щукина. 1952 год Июнь. Ректор Борис Евгеньевич Захава подписывает приказ о зачислении Зиновия Высоковского на первый курс. Счастливый, он возвращается в Таганрог. В августе приходит телеграмма. Главное управление учебных заведений не утверждает его кандидатуру. Не подходит его анкета. Б.Е. Захава ничего не может сделать. Прошло пять лет. Высоковский получает диплом инженера. Но судьба зовет его снова в Москву.

«Короче говоря, в 1957 году инженер по автоматической и космической телемеханике Зиновий Высоковский снова стоял на Арбате и снова стучался в Щукинское... И Захава, великий Борис Евгеньевич сказал: «Зиновий, я рад, что вы пришли, я вас все это время ждал»... Светлая память, земля пухом этому Человеку с большой буквы и низкий поклон... Захава навсегда останется в моей душе... В моем сердце ...»

Высоковский попадает на курс Владимира Этуша. «С 1 сентября 1957 года по июль 1961 го Этуш потратил очень много сил, энергии, здоровья, крови, чтобы превратить нас в тех, кем в большинстве своем мы стали... Он выковал из нас профессионалов».

На этом курсе вместе с Высоковским учились Ю. Авшаров, Л. Максакова, А. Збруев, И. Бортник, В. Смехов... Одним из дипломных спектаклей был «Мещанин во дворянстве» Мольера, где Высоковский играл главную роль, Журдена, а студент 3-го курса Андрей Миронов - учителя музыки, эпизодическую роль. Как заметил Высоковский, это был единственный такой случай. После училища они не расставались. Дружили семьями, жили по соседству. В 1967 году Высоковский пришел в Театр Сатиры, и они с Мироновым стали партнерами. Он прослужил в этом театре 21 год. Сыграл много ролей, в основном комедийных: смешной и трогательный Отец в «Затюканном апостоле» А. Макаёнка, Доцент в «Ремонте» М. Рощина, профессор Петр Евграфович в спектакле «Восемнадцатый верблюд» С. Алешина, Сиплый в пьесе А. Штейна «У времени в плену», Почмейстер в «Ревизоре», где Городничим был А. Папанов, а Хлестаковым - А. Миронов, в «Женитьбе Фигаро» - Доктор Бартоло, А. Миронов - Фигаро. Высоковский был непременным участником спектаклей режиссера Андрея Миронова. В спектакле «Прощай, конферансье!» по пьесе Г. Горина играл писателя-сатирика Лютикова. И в последнем спектакле Миронова «Тени» Салтыкова-Щедрина у него была большая серьезная роль - богача и гуляки Саввы Семеновича Обтяжнова. Ролей было много, но настоящего творчества было мало.

И атмосфера в театре была непростая. Зиновий Высоковский не мог простить руководству, что актерам не позволили приехать с гастролей ни на похороны Андрея Миронова, ни на похороны Анатолия Папанова. В его книге отдельные главы посвящены Андрею Миронову, Татьяне Ивановне Пельтцер, Анатолию Дмитриевичу Папанову, Владимиру Высоцкому. Никаких общих мест. Он писал о них как о выдающихся личностях и близких, дорогих людях: «У меня свое отношение к Высоцкому. Как к Райкину, к Папанову. Это люди штучные. То, что они делали на сцене, на съемочной площадке, на эстраде, необъяснимо!.. Высоцкий работал как каторжник и гулял как Соловей-разбойник! Как-то, приехав на свою родину, в пахнувший Азовским морем Таганрог, я получил от сотрудников музея «Домик Чехова» запись в журнале: «Там, где родились Высоковский и Чехов, гуляют сегодня Высоцкий и Смехов!» 

Фотогалерея