Незабываемое / Вспоминая Евгению Евгеньеву (Волгоград)

Выпуск №4-254/2022, Вспоминая

Незабываемое / Вспоминая Евгению Евгеньеву (Волгоград)

Стоит в Волгограде на площади Павших борцов прекрасное здание бывшего Драматического театра им. М. Горького... Печальное это слово - «бывшего» - безотносительно к причинам, возможно, объективным, его породившим. В 1988 году театру исполнилось бы 70 лет. Успел выйти нарядный плакат-календарь, который украшал самые разные учреждения в городе и квартиры волгоградцев. Не успел выйти юбилейный буклет, зафиксировавший многие славные страницы его истории. К сожалению, так и не хватило заинтересованности и настойчивости у часто сменявшегося руководства, внутреннего и внешнего, чтобы создать настоящий музей театра. Деятельность энтузиастов-актеров и работников драмтеатра, много лет собиравших уникальные материалы, так и осталась не завершенной. А потом, когда прежний творческий коллектив распустили, большинство этих материалов было просто утрачено.


Вот с такой грустной ноты когда-то давно началась наша беседа со старейшей актрисой, почти 25 лет прослужившей на сцене нашего драматического театра в лучшие его периоды, заслуженной артисткой РСФСР Евгенией Яковлевной Евгеньевой.

- Да, всё это, конечно, невесело и обидно. Не думала я, что переживу свой театр, с которым связана, в общем, вся жизнь, более пятидесяти последних лет. Хотя, вы знаете, я всегда считала и до сих пор убеждена - не должны актеры долго задерживаться в одном театре, в одном городе. Все-таки договорная система, к которой сейчас возвращаются, была разумней. Это лучше и для актеров в творческом отношении, и для зрителей - меньше опасности надоесть им.

- Вы, Евгения Яковлевна, насколько знаю, не успели надоесть нашим зрителям. Судя по тому, что нет ни одного театрала в городе, по крайней мере, старшего поколения, который бы вас не знал. Многие помнят вас в замечательных ролях, сыгранных здесь. Помнят Абигайль в «Стакане воды» Э. Скриба, Елену в «Мещанах» М. Горького, Полин в «Мачехе» О. Бальзака, Миранду в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони, замечательные образы, созданные в советском репертуаре военной поры. А как и когда вы оказались в Сталинграде?

- Я приехала сюда осенью 1937 года. До того более десяти лет играла на сценах театров Днепропетровска, Полтавы, Твери, Николаева, Ростова-на Дону. В последнем сыграла в «Оптимистической трагедии» роль Комиссара в постановке приглашенного из Москвы знаменитого режиссера Александра Яковлевича Таирова. На премьеру пришла телеграмма от Алисы Коонен, игравшей Комиссара в Камерном театре: «Комиссару Евгеньевой. Держите марку военного Красного Флота. Комиссар Алиса Коонен». (Это последние слова в роли - Г.Б.). Потом был еще Таганрог, в котором сыграны Надя во «Врагах» и Людмила в «Вассе Железновой» Горького, Сондра в драйзеровской «Американской трагедии». В ту пору меня приглашал Николай Павлович Охлопков в Москву, в Театр Революции играть у него в «Аристократах»... Но я выбрала наш город, потому что хотела поработать с известным в провинции режиссером В. Энгель-Кроном, руководившим тогда Сталинградским театром. Интересно, что накануне, будучи в Москве, я была потрясена МХАТовским спектаклем «Анна Каренина» с знаменитой Аллой Тарасовой. Приехав в Сталинград, первый спектакль, который я увидела, был тоже «Анна Каренина». Главную роль исполняла Е.П. Мязина. Я буквально влюбилась в эту женщину. Потом мы много с ней работали как партнеры. Она действительно была любимицей публики. Одним из самых любимых спектаклей тех лет был «Живой труп» Л. Толстого, где я играла Машу. В роли Феди Протасова незабываемым остался Наум Соколов. Тогда много было прекрасных актеров в труппе: Г. Сальников, М. Горбатова, А. Красовский, И. Лапиков, удивительный артист И. Овчаренко, всю жизнь игравший небольшие роли...

- И.Г. Овчаренко незадолго до смерти рассказывал, как однажды, не выехав на гастроли, театр всё лето показывал один спектакль - «Анну Каренину», и каждый день зал был полон. Вы помните такой факт?

- Конечно, помню. Вообще, я должна сказать, что сталинградцы были замечательными, самоотверженными зрителями. Во время войны, когда город уже бомбили, театр продолжал работать. Очень часто спектакли прерывались воздушной тревогой. Выходил администратор, просил зрителей спуститься в бомбоубежище, а мы, не разгримировываясь, бежали дежурить на свои посты. Так вот, после бомбежки люди непременно возвращались в зрительный зал и досматривали спектакль.

- Евгения Яковлевна, видимо, период Великой Отечественной войны для вас особенно важен и незабываем...

- Жизнь каждого человека разделена на этапы: что-то главное, что-то проходное. Для тех, чья зрелость пришлась на сороковые годы, главное - это война. Она определяла каждому свое место. В начале войны театры прекратили работу, актерам предложили ждать открытия госпиталей или поехать работать в колхоз. Я сочла работу в колхозе более нужной в то время. Но телеграммой от руководства вернули к профессии. Было потрясением узнать, как быстро враг продвигается по нашей земле.

- Что вы играли тогда?

- Играли «Чапаева» Д. Фурманова (в главной роли был Г. Сальников), «Полковник Суворов» В. Соловьева, «Парень из нашего города» К. Симонова - тут блистал К. Синицын. И еще одну симоновскую пьесу, самую дорогую - «Жди меня». Но успехом пользовались не только спектакли на военную тему. Тринадцать лет, захвативших и годы войны, у нас шла, например, мелодрама Бальзака «Мачеха». Роковая любовь, коварство возлюбленного, отравление героини. Играли Е. Мязина - мачеху, я - падчерицу, любовника - А. Красовский. Зрители рыдали...

Нам тоже не раз приходилось рыдать - от ужасов военных будней. Я помню, как в 1942 году нам, актерам, поручили встретить ленинградцев, эвакуированных в Сталинград. Мы пришли на вокзал с цветами. Но когда увидели этих изможденных людей, трупики не доехавших детей и женщин, было уже не до цветов и улыбок. Вот тогда война посмотрела нам прямо в глаза.

Помню еще встречу-концерт с бойцами танкового подразделения, которая проходила в бомбоубежище и продолжалась всю ночь. Утром ребята ушли в наступление. А через несколько дней нам рассказали, что они попали в окружение и все до одного погибли.

- А как был спасен коллектив драмтеатра?

- После одного из массированных налетов нам объявили приказ об эвакуации коллектива. Ночью с 25 на 26 августа мы погрузились на переполненный плот и перебрались на другой берег. Двое суток шли по степи... Через месяц добрались до Куйбышева, там знакомый режиссер местного театра предложил мне остаться, но был приказ сохранить сталинградский театр, и я со всеми ушла дальше, в Сызрань.

- Когда театр вновь вернулся в Сталинград?

- Ровно через две недели после разгрома немцев в нашем городе директора театра, Аркадия Семеновича Разина, вызвали в Сталинград, и он привез нам оттуда указание вернуться домой. В августе 1943 года мы уже работали на сцене рабочего клуба «Сталгрэс» в Бекетовке, единственном не разрушенном районе города.

- Я много слышала от бывших актеров и коренных жителей-театралов об успехе спектакля «Сталинградцы» Ю. Чепурина, поставленном к первой годовщине победы в битве на Волге.

- Да, я думаю, для всех, кто помнит это событие, оно останется одним из самых волнующих в жизни. 2 февраля 1944 года на премьере присутствовали защитники города. Рядом со мной сидела красивая девушка. Когда она потом вышла на сцену получать орден, я заметила, что у нее нет руки....

В тот вечер и нам, группе актеров и работников театра, вручили медали «За оборону Сталинграда». После спектакля нас поздравляли московские артисты, среди которых были И.С. Козловский и Л.А. Русланова. Всех объединяла общая радость.

- Военный и послевоенный периоды считаются самыми творчески плодотворными в истории нашего театра.

- Это, действительно, так. Коллектив тогда укрепили целой группой московских актеров с замечательным режиссером С. Майоровым. Позже приезжали актеры из других городов, среди них В. Акимов, В. Бурэ, Д. Ярский, М. Соколова, В. Крымов, А. Машков, В. Бондаренко, А. Высоцкий и другие. В театре с успехом шли классические спектакли «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Фома Гордеев» М. Горького, «Хозяйка гостиницы» Гольдони. Театр считал своим долгом помочь людям вернуться к мирной жизни.

Вспоминается эпизод, связанный с постановкой комедии А. Мюссе «Подсвечник». Когда С. Майоров предложил этот изящный водевиль о любви, выбор пьесы показался кощунственным. Но режиссер сказал: «Вы ничего не понимаете, война кончается, и надо, чтобы мужчины вспомнили, что они мужчины, начали бриться, сбросили валенки. После премьеры мне встретился редактор газеты А .Филиппов и говорит: "Спасибо за спектакль. Я даже сегодня с утра побрился и надел галстук". "Ура! - закричал я. - Мы этого и хотели».

Помню, как плакала журналистка, видя на сцене худых, изможденных артистов: «Города нет, кругом развалины, а у них сияют глаза, потому что они дома! Они знают, что скоро всё наладится, отстроится театр!»

- Евгения Яковлевна, я, к сожалению, по возрасту не видела тех спектаклей, о которых вы рассказываете. Но одну вашу роль успела увидеть и запомнить. Я имею в виду Долорес Ибаррури в спектакле «Сыновья». Мне кажется, и для вас она была значительной, важной.

- Да, эту роль я очень любила и много над ней работала. Местный драматург А.М. Шейнин был впечатлен двойной драмой, случившейся во время войны. Русская мать потеряла сына-летчика в испанском небе (Хользунова), а испанская мать потеряла сына над сталинградской землей (Долорес Ибаррури и ее сын Рубен). Так появилась пьеса «Сыновья». Досадно было - приехала в Москву посмотреть материалы об этой замечательной женщине, а мне говорят: «Вчера только Долорес Ибаррури уехала из Москвы, вы могли бы с ней познакомиться». Очень я расстроилась...

Было интересно жить, заниматься творчеством. Нам везло на режиссеров. В те годы в театре работали настоящие художники: Л. Фатин, С. Майоров, В. Иванов, Ф. Шишигин, А. Михайлов, И. Колтынюк, Н. Покровский...

- Вы относительно рано ушли из театра, в начале 60-х. Могли бы еще работать...

- Нет, не захотела. После смерти Покровского театр начал терять высоту - и творческую, и человеческую. Меня пригласили преподавать сценическую речь в Волгоградском театре кукол, а затем в открывшейся там театральной студии, и это оказалось очень увлекательным делом для меня. Удалось собрать также труппу из любителей театра: медиков, педагогов, студентов, школьников и ставить спектакли на местном телевидении, участвовать в различных программах, которые пользовались большой популярностью. В городе проводились различные театральные конкурсы среди профессионалов и участников художественной самодеятельности - мне было интересно работать в жюри. Избирали меня председателем Волгоградского отделения ВТО (ныне СТД), вот уж где было обширное поле деятельности. Так что грех жаловаться, жила активно и наполнено. Есть что вспомнить.


Заслуженная артистка РФ Евгения Яковлевна Евгеньева умерла в январе 1994 года в возрасте 90 лет.

Фотогалерея