Шанс на спасение/Камерный музыкальный театр «Арбат-опера»

Выпуск №1-121/2009, Премьеры Москвы

Шанс на спасение/Камерный музыкальный театр «Арбат-опера»

 

Не помня прошлого, мы забываем дорогу в будущее – такова идея новой мировой премьеры, представленной в Третьяковской галерее молодым, но весьма перспективным камерным музыкальным театром «Арбат-опера» под руководством оперного режиссера Ольги Ивановой и международным оперным центром «Арт», «Моц Арт». Две одноактные оперы американского композитора Джералда Л.Моргуласа – «Реквием» по мотивам стихотворений А.А.Ахматовой 1935-1940-х годов и «Демон» по мотивам одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова – объединены концептуальным подходом постановщиков и любовью к России автора – личности сколь многосторонней, столь и талантливой. Будучи не только композитором, но и продюсером, музыковедом, писателем, драматургом и даже юристом, Дж.Моргулас, с юных лет влюбленный в русскую культуру, – автор самой разнообразной в жанровом отношении музыки, в которой значительное место занимают сочинения на русские сюжеты. С некоторыми из них наш слушатель уже имел возможность познакомиться, благодаря деятельности того же камерного театра «Арбат-опера» и Ольги Ивановой, поставившей на сцене Дома актера в 2005-2008 годах три оперы композитора: «Анна и Дедо» на текст самого композитора о периоде знакомства Анны Ахматовой с Амадео Модильяни, «Несчастье» и «Знакомый мужчина» по мотивам рассказов А.П.Чехова.

В нынешнем проекте Ольги Ивановой в трактовке театра «Арбат-опера» вниманию зрителей были представлены два новых творения композитора: «Демон» и «Реквием». Музыкальной постановкой руководил главный режиссер театра Игорь Сукачев, в распоряжении которого были скромные по составу камерный хор и оркестр, а также приглашенные молодые солисты. А режиссером-постановщиком стала начинающий оперный режиссер, студентка четвертого курса кафедры режиссуры музыкального театра Санкт-Петербургской консерватории и воспитанница Творческой лаборатории оперных режиссеров при СТД под руководством Ольги Ивановой Марина Голякова. Но, несмотря на молодость постановщиков и исполнителей, представление вышло зрелым и убедительным.

Концептуальный подход и оригинальный метод постановки (видео-арт) – общие основы двух опер, поэтические первоисточники которых разделены расстоянием длиною почти в сто лет.

Монолог Анны Ахматовой на ее же стихи 1935-1940-х отсылает к конкретному историческому периоду в жизни нашей страны – он напоминает о горе и боли страшных годов репрессий, «большого террора».

Диалог Тамары и Демона, исполняющийся на английском языке и заимствованный из поэмы о вечном законе мироздания – лермонтовского «Демона» – вне времени, его философская поэзия призывает помнить о том, что истинные Любовь и Вера всегда оставляют шанс на спасение.

Оба сочинения символичны по содержанию. Вместо конкретного сюжета в них представлены скорее музыкально-поэтические размышления о вопросах жизни и смерти, Добра и Зла. Вместо привычного действия – концертная версия и сценическая видео-инсталляция, усиливающая впечатление от талантливой музыки.

Ставшие почти привычными на современной театральной сцене приемы видео-арта, видео-инсталляций, медиа-арта сравнительно недавно оформились в самостоятельный жанр медийной оперы. Возникнув в творчестве современного композитора Ираиды Юсуповой, медиа-опера, объединяющая на основе музыкальной драматургии визуальное искусство, поэзию и мультимедийный ряд, успела за последнее десятилетие прочно войти в современное культурное пространство и утвердить в нем свои права. Нынешние постановки Дж.Моргуласа, не будучи изначально задуманными в жанре медиа-оперы, оказались весьма близки этому явлению, представив яркую музыку, обретшую иную жизнь в своей новой плоти – видео. Художественный эффект вышел впечатляющим.

Черно-белый видеоряд обеих постановок, тщательно продуманный Мариной Голяковой, непрерывен и гипнотичен. Он ассоциативен, абстрактен и обращен к подсознанию. «Демон», ассоциированный с природными первоэлементами камня и воздуха, с дымом и облаками, разрезанными трещиной, терпит постоянные метаморфозы, то соприкасаясь с солнечным светом и святыми ликами, то вновь раскалываясь «трещиной сомненья», губительной для Веры и Любви. Дуэт Ирины Алексеенко, исполнившей нежно-хрупким и пластичным сопрано Тамару, и Валерия Дубовского, передавшего ровным тенором бесстрашие и душевное волнение Демона, раскрыл эмоциональный замысел композитора. Обреченность демонической природы подчеркнута мотивом средневековой католической секвенции Dies Irae, утвердившимся в романтической музыке как символ смерти. Этот мотив «роковым кольцом» охватывает тридцатиминутную композицию оперы, обрекая полный романтической неги дуэт в балакиревском духе на безысходность. Стилизованные восточные мелодии, интонации протяжных народных песен, архаичный хорал, трепетное вибрато струнных и щемящий душу дуэт флейты и гобоя, предвосхищающий и дублирующий красивый диалог Тамары и Демона, – все это заставляет вспомнить лучшие страницы русской музыки и поистине удивляет «включенностью» американского композитора в душу русской культуры.

В еще большей степени композиторский почерк Дж.Моргуласа удивляет в «Реквиеме», где автор создал интонации, переполненные ярчайшей музыкальной экспрессией омузыкаленной поэзии Анны Ахматовой. В традициях Мусоргского и Шостаковича Дж.Моргулас передал через музыкально-интонируемое слово трагедийную силу стиха великой поэтессы. И Юлия Корпачева, исполнившая роль Анны, – обладательница уникального по выразительности и гибкости сопрано, сумела оживить этот образ, вдохнув в него драматические переживания, глубоко трогающие каждым словом, каждой микроинтонацией. А музыкальному руководителю постановки Игорю Сукачеву удалось аккуратно и дифференцированно выстроить сложную оперно-симфоническую ткань музыки, соединив ее в органичное целое.

Десятичастная часовая композиция «Реквиема» со вступлением и эпилогом погружает в безысходный ужас женщины времен «ежовщины» – жены, матери, личности… Впечатление от музыки, соединившей тревогу атональной экспрессии и душевную красоту народной песни, многократно усилено хроникальным видеорядом, специально подобранным Мариной Голяковой в Ленинградском архиве документальных фильмов. Этот видеоряд, не имеющий четкой сюжетной схемы, постоянно взаимодействует с черным квадратом Малевича, как символом разразившейся исторической трагедии – то сжимающимся в точку, то вновь застилающим весь экран. Подобранные хроникальные видеофакты – немое свидетельство силы духа предков, живая историческая Память потомков.

 Фото с сайта http://fulljazz.ru/

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.