На краю земли. Второй этап / Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» (Мурманск)

Выпуск №5-255/2023, Фестивали

На краю земли. Второй этап / Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» (Мурманск)

Второй международный этап фестиваля «Арктическая сцена» проходил с 18 по 24 ноября и, помимо мурманских спектаклей-победителей, представил театральные работы из Перми, Петрозаводска, Архангельска, Челябинска, Минска, Могилёва, Рязани. Онлайн участие заявили театры из Берлина, Молодечно, из грузинского города Сигнахи.

В мае на фестивале состоялся творческий смотр всей деятельности мурманских театров, а в ноябре появилась возможность увидеть самые интересные постановки гостей, понять, какие новые художественные тенденции существуют в российских и зарубежных театрах, беспристрастно оценить свою работу на фоне приглашенных участников.

Размышляя о концепции фестиваля, председатель жюри его второго этапа театровед Марина Корчак в интервью местной радиостанции заметила, что «идея сделать мощный большой фестиваль о проблемах народа и страны не состоялась», поскольку не позволили нынешние непростые условия. Она считает, что не сложилась «единая картина» фестивальных дней.

Однако если прочитать афишу внимательно, можно заметить ее преемственность по отношению к первому этапу «Арктической сцены» и цельность фестивальной концепции. Многие театры приехали с интерпретацией классической русской и зарубежной литературы - из тринадцати постановок шесть по творчеству Пушкина, Чехова, Льва Толстого, Леонова. «Мачеха Саманишвили» Константинова и Рацера по мотивам повести грузинского классика Клдиашвили вполне вписывается в этот ряд. Еще два спектакля интересны тем, что предлагают общий подход к современному прочтению классического наследия. Сохранилась в афише и тема Великой Отечественной войны. Замечательно, что спектакль из Челябинска по пьесе шведского драматурга Ларса Нурена продолжил знакомство зрителей с современной зарубежной драматургией, начатое в мае. Появилось и новое - постановка в духе «подросткового стендапа: ироничного, дерзкого» о современных детях (Ася Петрова «1/101», режиссеры Александр Баркер, Мирра Трубникова, специальный диплом «За острое чувство современности»). Традиции складываются.


Открытие фестиваля.

В жизни существуют совершенные вещи, которые не с чем сравнить, да они в этом и не нуждаются, обладая самодостаточностью. Так поднялся над афишей фестиваля спектакль «Мачеха Саманишвили» пермского театра «У Моста» в постановке художественного руководителя Сергея Федотова, им открылся новый этап «Арктической сцены». Театр именитый, участник 213 зарубежных и российских фестивалей, лауреат и «Золотой Маски», и «Звезды Театрала». Как мало значат эти факты, когда актеры играют вдали от дома перед незнакомой публикой! Жанр спектакля обозначен как музыкальная комедия, но это форма, а по сути, перед нами народная грузинская драма массового действия. Сюжет драмы имеет фольклорную основу и касается поиска невесты для семидесятилетнего Бекинэ (Владимир Ильин, лучшая мужская роль - альтернативное жюри). Невеста должна быть пожилой, чтобы не иметь общих детей, тогда наследство достанется семье сына Бекинэ Платону (Илья Бабошин). Нашли невесту, 60-летнюю Элене (Регина Шнигирь), выдали замуж за Бекинэ, они полюбили друг друга. Элене неожиданно для всех родила двойню, и детей вся семья приняла с радостью! Ситуация комическая, но поданная режиссером невероятно деликатно, без нажима и грубости. Сергей Федотов в сценографии и в костюмах приглушает краски, избегая пестроты, поскольку и рассказанная история, и сценические формы ее воплощения сами по себе обладают мощной энергией. Он не делает акцент и на социальных проблемах простых людей: все делятся последним, прощают долги, собираются за одним столом. Особую роль в художественном образе спектакля играет национальный грузинский колорит, он в деталях. В интервью журналистке Марии Пашенковой режиссер отмечает, что «декорации - точная копия местной деревни, настоящие костюмы, кинжалы из Тбилиси». Прикладное искусство органично вписывается в эпическую картину народного бытия. Национальный характер проявляется и в том, как красиво умеют жить и веселиться грузины. В музыкальном спектакле много прекрасно поставленных танцев, пения под живую музыку, достаточно сцен с винными чашами, которые воспринимаются как часть грузинской культуры. Аутентично звучит русская речь с грузинским акцентом, движения актеров обладают своеобразной пластикой, некоторые статичные мизансцены подчеркивают благородство образов. Эффект комического проявляется в диалогах, особенно хороша группа древних старушек, претендующих на брак с Бекинэ: слепые, глухие, скрюченные, но пылкие и задорные. Есть персонажи, традиционные для фольклора: неудачники, пьяницы (Дмитрий Мурзаев, Василий Скиданов, Вильдан Валиев), но и они - часть общего мира. Невеста, которая в чужой семье сгибается от непосильного труда, в любви расцветает. Спектакль смотрится на одном дыхании, он повествует о древнейших источниках народной жизни, которые сохраняют свой лад через века: доброта, мир, красота, родственные узы, смена поколений, культура, которую нельзя разрушить. Спектакль - удивительно гармоничное, благородное зрелище, в котором вся система художественных средств подчинена единому ансамблю, созданию эпического образа народной жизни.

«Мачеха Саманишвили» награждена Гран-при фестиваля и получила высшую награду альтернативного жюри - диплом «Сердце зрителя». Специального приза «За оригинальный ансамблевый аккомпанемент основного действия» удостоились актрисы, сыгравшие роли старушек-вдов.


Смотрим интерпретацию классики

В афише сценическая интерпретация литературной классики представлена наиболее полно. Наряду с постановками наших гостей в ней остались два спектакля мурманских театров - «Пиковая дама. Играем Пушкина» (режиссер Александр Шарапко) Театра Северного флота и Театра кукол «Саквояж доктора Чехова» (режиссер Петр Васильев). Эти спектакли, участники первого этапа «Арктической сцены», и сейчас получили награды. О них уже рассказывали на страницах «Страстного бульвара, 10» (№10-240, №10-250). Лауреатами стали: Елена Варцева (Графиня, «Пиковая дама») - диплом за лучшую женскую роль второго плана, Дмитрий Пастер (Чекалинский, «Пиковая дама») - лучшая мужская роль второго плана, альтернативное жюри, Алевтина Торик - диплом за лучшие костюмы к спектаклю «Саквояж доктора Чехова», Владимир Пьянков и Наталья Петрунина - специальный приз «Лучший актерский дуэт» в той же постановке.

Гости из Минска привезли спектакль по роману Л.Н. Толстого «Каренина», из Рязани драму в одном действии А.П. Чехова «Иванов», из Челябинска северную легенду Л. Леонова «Егорушкины птицы» (режиссер Евгений Гельфонд, «Новый художественный театр»). Последняя работа - прекрасная поэтическая сказка - заслужила приз за лучшее музыкальное оформление, а диплома за лучшую женскую роль Первой птицы удостоена Ксения Бойко.

Современное прочтение классики предполагает множество подходов, оценка результата редко бывает однозначной, часто противоположной. Это своеобразный феномен «Арктической сцены», поэтому и сложилось два официальных жюри: профессиональное и альтернативное (народное).

В беседе на местной радиостанции члены профессионального жюри заметили, что в спектакле «Каренина» (постановка, инсценировка, сценография Татьяны Самбук, театральный проект «ТриТформаТ», Минск, Республика Беларусь) не просматривается работа режиссера, а значит, и спектакль не состоялся. А вот мнение зрителя, театрала с большим стажем: «На первый взгляд, театр хулиганит. Вронский в косухе и джинсах, модный хипстер, поет песни Леди Гаги, Анна бьет степ с Вронским. Каренин ломает табуретки. Хулиганское прочтение, но талантливое и яркое. Трагедия человека представлена во всей полноте и мощи, характеры настоящие. Много песен, музыки, танцев, живой оркестр. Посыл один, почему мы так легко и бездумно ломаем свою жизнь и жизнь близких ради страсти и прихоти? Анна Каренина - Вера Полякова - украшение спектакля!» Авангардное прочтение классики стало штампом, но даже тривиальные приемы оправданы, если спектакль сложился как эстетическое зрелище.

Разные награды от профессионального и народного жюри получила замечательная постановка по пьесе А.П. Чехова «Иванов» (режиссер-постановщик и художник-постановщик Дмитрий Акриш, Рязанский государственный ордена «Знак Почета» областной театр драмы, лауреат III степени - награда профессионального жюри и диплом за лучшую режиссуру - народного).

Соглашусь с мнением народного жюри: режиссерская композиция, пространственное решение спектакля обладают исключительной цельностью. Постановщик намеренно убрал «все лишнее», создал аскетичное игровое пространство, обнажил режиссерские приемы, чтобы беспощадно высветить причины трагедии главного героя Николая Иванова (Валерий Рыжков, лучшая мужская роль). Исчезают побочные сюжетные линии, сокращается текст до одного действия, нет чеховских развернутых экспозиций. Саундтрек спектакля - глухие удары, похожие на стук сердца. Сужается пространство сцены, и на ней располагается длинная и невысокая конструкция, коробка, напоминающая тесный подвал или недострой. По краям фронтальной желто-серой стены два темных дверных проема - рама, которая высвечивает отдельные фигуры. Справа и слева глухие стены. В первой же мизансцене Иванов стоит боком к зрителям, упираясь взглядом в стену-тупик. За ним в затылок выстраиваются доктор Львов (Никита Левин, Владислав Пантелеев), настаивающий, чтобы герой обратил внимание на смертельную болезнь жены; управляющий Боркин (Роман Горбачёв) с требованием денег, которых нет; жена Анна Петровна (Анастасия Бурмистрова), больная и несчастная, с требованием любви.

В центре всех событий Иванов, он и движущая сила действия, остальные образы не меняются и, как в театре классицизма, являются воплощением одной идеи. Дмитрий Акриш воссоздает жанр драмы-дискуссии, популярный во времена Ибсена и Шоу. Страстные напряженные выяснения отношений достигают эмоционального накала и приводят к роковым последствиям. Монологи самого Иванова, интонационно контрастные, очень искренние, но они не проясняют, почему недавно полный жизни, молодой еще человек ощущает деградацию душевного мира и упадок сил. Фабула и развитие действия формально подчеркивают тему денег. Общество обвиняет Иванова в корыстных целях. Женился неудачно на бесприданнице, довел до тяжелой болезни и смерти, ищет молодую невесту с деньгами. Но этот событийный ряд не объясняет алогичный отказ Иванова от удачной женитьбы. Подтекст, который выстраивает режиссер, тоже не выявляет истину. Возможной подсказкой в понимании личной трагедии Иванова могли бы стать упоминаемые героем имена Гамлета и байроновского Манфреда, которые погубили любивших их женщин, однако они не более, чем поэтическое преувеличение.

Есть еще одна шекспировская аллюзия, когда Иванов после смерти Анны тщетно пытается стереть со стены, за которую она цеплялась, видимые только ему следы ее окровавленных рук - так делала Леди в «Макбете». Эта деталь свидетельствует о бессознательном переживании вины, что становится для героя навязчивой идеей. Режиссерская композиция предполагает бесконечное возвращение к исходной точке, и, наконец, замыкается круг повторением первой мизансцены, с теми же репликами и героями, просто умершую Анну заменила Саша (Полина Бабаева, Анна Егорова) с прежними требованиями любви и счастья. Роковой выстрел предопределен и логикой движения образов, и замыслом Дмитрия Акриша, который так и не дал ответа на вопрос о причинах самоубийства Иванова. Тем не менее, драма героя легко прочитывается в контексте литературы рубежа XIX-XX веков. В это время на первый план выходит тема пошлости жизни и одиночества человека, обладающего живой душой и совестью. Об этом произведения Ибсена, Стриндберга, Гауптмана, Гюисманса, Мопассана, Золя и Флобера, в них и заключен судьбоносный смысл эпохи, который не в силах вынести чеховский Иванов.


Общие подходы к интерпретации классики

Фестиваль представил сценические версии великих произведений, однако в двух постановках были предложены общие принципы, касающиеся интерпретации классики, причем в манере ироничной, гротескной, пародийной.

Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» (Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова, лауреат II степени) в постановке Андрея Тимошенко (диплом за лучшую режиссуру) создан по одноименной пьесе Михаила Хейфеца. Режиссер предлагает взглянуть на истолкование творчества Пушкина в советские времена в контексте официальной политики. В основе сюжета монолог Михаила Питунина (Михаил Кузьмин) о событиях своей жизни от детского сада до безвременной гибели, который иллюстрируют актеры. Голос Кузьмина, то отстраненный, то наполненный живыми интонациями, воскрешает и ушедшее историческое время, и простые события жизни. Великолепная сценография идеально совпадает с замыслом режиссера. Гротескное начало в спектакле связано с воссозданием тоталитарного образа советской страны в стиле соц-арта. Пионеры в валенках и красных галстуках с горнами и барабанами, с моделями самолетов и кораблей как будто сошли с картины Брускина «Фундаментальный лексикон», покинули красочные пространства Комара и Меламида, где художники иронизируют над образами массовой советской пропаганды. В этот стиль вписывается фигура Пушкина, парящая над пространством и падающая, как мишень в тире, «убитая идеологией и пропагандой». Полиэтиленовый пузырь, надувающийся на сцене и растиражированный во множестве летающих пакетиков, воплощает наглядный образ фальшивых символов и знаков. Под стать такому сценическому решению образы Училки, Воспиталки, Политрука, Пэтэушника в исполнении Нины Няниковой, Дмитрия Белякова (лучшая мужская роль второго плана), Ивана Братушева (лучшая мужская роль второго плана) - существа убогие и косноязычные. Сыграно талантливо, остро по форме, но образ Советского Союза как «страны ватников» в нынешнее драматическое время воспринимается как чуждый анахронизм. Судьба нашей страны была и страшной, и трагической, и прекрасной.

Канва жизни главного героя соединяется с фактами пушкинской биографии, сопровождается стихами поэта, в том числе и опошленными дворовой братвой, огрубленными воплями «советской училки», лирическими для любимой девушки. Есть внутреннее действие, связанное с развитием души героя, которая взрослеет вместе с неприятием официального образа поэта и пониманием истинной судьбы и поэзии Пушкина. Андрей Тимошенко выстраивает разветвленную композицию с параллельными линиями действия, активно использует буффонаду, клоунаду, маски, трюки с целью сделать сценический мир многонаселенным. Михаил Кузьмин играет рассказчика, своеобразного эпического рапсода, а его партнеры - это два актера и актриса, все остальные двадцать четыре роли, мгновенно перевоплощаясь. Особенно впечатлила игра Нины Няниковой, которая за секунды превращалась из страшноватой Училки в добрую маму Питунина, играла мужскую роль торговца книгами, а также пэтэушницу в курилке и Наталью Гончарову (приз за лучшую женскую роль от народного жюри, специальный диплом «За талант перевоплощения»). Андрей Тимошенко раскрывает на сцене мысль Михаила Бахтина о диалоге культур, которые «не сливаются, не смешиваются», но остаются «открытыми» для новой эпохи, нового взаимодействия. Так и Пушкин, новые смыслы его поэзии предопределены всем существованием искусства.

В спектакле «По Волге до Херсона» Мурманского областного драматического театра (режиссер-постановщик Вадим Данцигер, спектакль - лауреат I степени) мысль о диалоге культур не оспаривается, но переводится в план общения драматурга и режиссера. Жанр спектакля обозначен как исторический анекдот, и это история, которой не было в реальности. Драматург Нина Прибутковская использует композицию романа большой дороги, когда по мере путешествия персонажи попадают в разные переделки. На сцене подобие парохода, а на заднике спроецированы меняющиеся пейзажи (художник-постановщик Борис Шлямин, диплом за сценографию от народного жюри, приз за лучшее световое решение Павлу Куделькину).

Героями данной постановки становятся три великих писателя - Толстой, Чехов и Горький, которые в компании жен и подруг плывут на пароходе в Херсон по приглашению Мейерхольда, каждый на премьеру своей пьесы. В пути выясняется, что Мейерхольд соединил три драмы в одну, и авторы сначала намереваются жестоко с ним разобраться, а в финале соглашаются на эксперимент. Это спектакль-капустник, ревю, нечто схожее с американской плавучей оперой, когда актеры плывут по реке на пароходе и останавливаются в городках, чтобы давать представления. Реализуется своеобразная метафора «пьяного корабля». Действие драмы развивается произвольно: громыхает гроза, садятся на мель, Софья Андреевна Толстая бежит топиться, актрисы Книппер-Чехова и Андреева громко выясняют отношения, цыгане поют и пляшут на борту, Андреева берет путешественников в заложники. Эти эпизоды-скетчи можно перетасовать, есть затянутые и необязательные сцены. Действие прерывается вставными номерами: актрисы поют, читают стихи. Жюри щедро наградило Ирину Рыдзелеву (Книппер-Чехова), Олесю Трум (Андреева), Юлию Гусарову (Толстая) специальными дипломами «За музыкальную интермедию». Каждый из писателей обладает внешней узнаваемостью, Чехов (Владимир Равданович) в костюме, Горький (Владимир Морев) в кофте и шляпе, Толстой (Александр Водопьянов, Алексей Воронин), соответственно, в толстовке. Однако речь персонажей, даже при включении цитат из произведений, остается невыразительной, лишенной индивидуальности, поэтому и актерам, по сути, нечего играть: драматургия слабая, характеры не прописаны. Тем не менее, можно выделить Владимира Морева в роли Горького. Создавая рисунок роли, актер использует пластику, живую мимику, широкие жесты, оканье, подчеркивая сентиментальность и чувственность великого писателя. Комическое травестирование в театре существует с древнейших времен, и оно имеет цель: освобождение от штампов, возвращение к реальности, осмеяние, веселое шутовство. Конкретный замысел режиссера в этой постановке, на наш взгляд, расплывчатый, но идея интересная.

Современная зарубежная драма была представлена спектаклем «Демоны» по пьесе шведского драматурга Ларса Нурена (Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова, режиссер-постановщик, художник-постановщик Николай Осминов).

Спектакль получил от профессионального жюри приз «За честную актерскую работу с экспериментальным материалом», что несколько удивляет, потому что театр абсурда с элементами постмодернистской эстетики существует десятки лет. «Демоны» обозначены синтетическим жанром - «мелодраматический хорор». В сценографии Николай Осминов использовал черты минимализма, свойственные скандинавскому дизайну. Это простая почти условная мебель, стена, состоящая из секций - она же и экран, на который проецируется черно-белое кино о счастливой жизни, с намеком на «Земляничную поляну» Бергмана. Замысел режиссера совпадает с центральной для драмы абсурда идеей - абсолютной невозможностью человеческого контакта, ни при каких условиях. Вот эту историю и разыгрывают две супружеские пары (Николай Осминов, Наталья Катасонова, Денис Кирш, Алла Несова), в рисунке роли каждого персонажа преобладают алогичность движений и речи, но у каждого героя своя беда. Спектакль объединяет темы известных пьес Олби «Что случилось в зоопарке», «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Пейзажа» и «Сторожа» Пинтера, «Лысой певицы» Ионеско. Режиссер выстраивает подтекст, помещает на сцене колбы с песком, в которых тонут бытовые предметы, и тем самым намекает на пьесу Беккета «Счастливые дни» о распаде сознания. Есть узнаваемые живописные образы: «Венера перед зеркалом», раковина Афродиты, «Поцелуй» Магритта. Они напоминают о любви. Темп спектакля то замедляется, то резко ускоряется, актеры воссоздают напряженную атмосферу неизбежно повторяющейся катастрофы. «Демоны» в постановке Николая Осминова едва ли не классика жанра.

Фестиваль состоялся. Мы надеемся на долгую жизнь «Арктической сцены». В нынешней афише преобладает классика. Важно, чтобы продолжился диалог классики с современной драмой, русской и зарубежной. Желательно, чтобы не потерялся арктический вектор, чтобы северные театры приезжали с постановками на местную тему. Самый лучший повод приехать в Мурманск на следующий фестиваль обозначил Сергей Федотов, художественный руководитель пермского театра «У Моста», рассказывая о «Мачехе Саманишвили»: «Это наш лучший спектакль, который мы решили привезти в самую дальнюю точку, где мы побывали в России».

 

Фото О.Филонок


Фотогалерея