"Я влюбился в этот театр..." / Вспоминая Ваге Шахвердяна (Ванадзор, Армения)

Выпуск №5-255/2023, Вспоминая

"Я влюбился в этот театр..." / Вспоминая Ваге Шахвердяна (Ванадзор, Армения)

31 октября 2022 года ушел из жизни Ваге Суренович Шахвердян, выдающийся армянский режиссер, общественный деятель, театральный педагог, чья работа отмечена еще в советский период почетным званием «Заслуженный деятель искусств Армянской ССР» (1989), а в 2001 году - званием «Народный артист Армении».

В жизни театра родного для Шахвердяна Ванадзора (в 1945 году он здесь родился, тогда город назывался Кировакан) Ваге Суренович занимал огромное место. Здесь прошла его театральная молодость, здесь он жил и работал многие годы, здесь с ним и прощались его близкие, коллеги и зрители. В этих «здесь» и между ними - вся его театральная судьба. В жизни самого Ваге Суреновича Ванадзорский государственный драматический театр имени Ованеса Абеляна занимал огромное место. Трудно представить Ванадзор без Шахвердяна, и столь же трудно представить Шахвердяна без его театра в родном городе.

Это был и есть театр его детских лет, юности, молодости, зрелости. «Мне было лет шесть-семь, не больше, когда я впервые оказался в этом театре, - рассказывал Ваге Суренович, - это был первый театр, который я увидел в своей жизни. Тогда моя сестра взяла меня с собой, и я смотрел спектакль "Венецианские близнецы" Гольдони. Я не знаю, что со мной случилось, но это был тот час, та секунда, когда я влюбился в этот театр и влюбился на всю жизнь». В одиннадцать лет ему впервые довелось выйти на сцену. Режиссер О. Карапетян ставил спектакль «Мачеха» по О. Бальзаку, где нужен был одиннадцатилетний мальчик на роль маленького Наполеона. Театральным кружком, куда ходил будущий режиссер, руководил актер Кироваканского театра А. Геворгян, он и порекомендовал юного артиста в спектакль. Так началась большая и успешная жизнь Ваге Шахвердяна в театре.

В 1966 году Ваге Шахвердян начал учиться на режиссерском факультете Ереванского государственного художественно-театрального института. На курсе было десять студентов. Им суждено стать одиннадцатым выпуском режиссерского факультета. Художественный руководитель курса - профессор Рафаэль Джрбашян, советский и армянский театральный режиссер, педагог, народный артист Армении. Ваге Шахвердян вспоминал ставшие важными для него слова своего мастера: «Сложно быть хорошим режиссером, если ты не актер». С этих слов Рафаэля Джрбашяна началась учеба Ваге в институте.

На четвертом году обучения Шахвердян с однокурсниками отправились на два месяца в Москву на стажировку. Каждый поехал смотреть спектакли того театра, который ему по душе. Им важно было увидеть в московских спектаклях что-то принципиально новое. Шахвердяна распределили на стажировку во МХАТ, где посчастливилось посмотреть великий спектакль Вл. И. Немировича-Данченко «Три сестры». Может быть, именно тогда у него родилась мечта поставить в Армении свой спектакль по этой пьесе. Можно представить, как он был рад оказаться на стажировке именно в этом театре. Днем ходил на репетиции, а вечерами смотрел спектакли.

Ходил и в другие театры. В тот период славился Театр на Таганке, и в него почти невозможно было попасть, но посчастливилось посмотреть спектакль Юрия Любимова по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Любимов воспринимался начинающим режиссером Шахвердяном как авангардист, смелый экспериментатор, его спектакли были другими - и по стилистике, и по технике режиссуры, но именно Любимов и его театр навсегда остались ориентиром в режиссерской жизни Шахвердяна. А еще были спектакли «Современника» и многих других московских театров. Всё это было замечательной школой для молодого режиссера.

В 1971 году Ваге Шахвердян завершает обучение в институте дипломными спектаклями «Антигона» Жана Ануя и «Такая любовь» Павла Когоута. Спектакль «Антигона» заставлял вслушиваться в каждую фразу персонажей. В напряженных сценах встреч Антигоны с Креоном видна была не традиционная схватка добра и зла, а непримиримое столкновение взаимоисключающих взглядов. Жестокость в устах Креона оправдывалась необходимостью твердости власти, незыблемости законов. Антигона не принимала эти законы, в основах своих античеловеческие. Беззащитная девушка, восставая против них, оказывалась сильнее своих противников... Таким увидел этот спектакль театральный критик Грант Лалаянц. Он отмечал правильно акцентированные основные эпизоды, интересно использованные элементы древнегреческой трагедии, которые не отдаляют от зрителя события, происходящие на сцене, а напротив, усиливают современное звучание, вскрывают общечеловеческий характер проблемы. Уже в этом спектакле видны были черты складывающегося авторского режиссерского почерка Шахвердяна - условное решение сценического пространства и яркая театральность.

В 1972 году, после окончания института, проработав год в ереванском Театре имени Сундукяна, молодой режиссер Ваге Шахвердян приехал в Кировакан, чтобы поставить пьесу Нодара Думбадзе «Не горюй, мама». Ему пришлось не просто начинать свой профессиональный путь, а... выручать театр, в то время находившийся в застое. Театр, который был всегда с ним - и в годы учебы на факультете математической кибернетики, и в годы учебы на режиссерском факультете. Думал, что приехал на одну постановку, а остался навсегда.

Шахвердяну пришлось многое начинать в театре практически заново. В небольшой труппе (около 20 актеров) только двое имели высшее образование, да еще несколько человек окончили театральную студию. Молодых актеров не хватало. Не печатались традиционные программки к спектаклям, зрители приходили в зал в верхней одежде, а Шахвердян несколько месяцев стоял рядом с вахтером у театральной вешалки и убеждал снимать ее. Так профессиональная деятельность в родном театре для Ваге Суреновича в прямом смысле началась с вешалки, как и для жителей родного города, постепенно становящихся преданными своему театру зрителями.

А потом случилась беда. Сгорело здание театра. В это трудное время Шахвердяна назначили директором. Отступать было некуда. Три года театр жил без своего здания, но, несмотря на это, на гастролях в Ереване, Сочи, Сухуми, Тбилиси, Степанакерте и районах Армении показывал новые спектакли.

Здание отремонтировали, пусть и похоже оно было больше на сельский клуб, чем на храм искусства. Труппа увеличилась вдвое, многие молодые актеры приехали из Еревана, среди них - ученики Шахвердяна. Театру повысили категорию - с третьей на вторую. Дела театральные пошли на лад, и важно было заняться поисками нового репертуара, - сначала доступного и знакомого, а потом - глубокого по содержанию и разнообразного по жанрам. И большое внимание к зрителю: для него - встречи, дискуссии. И в окошечке кассы все чаще стало появляться объявление «Билетов нет».

Режиссер ввел для актеров трижды в неделю занятия классическим танцем, сценическим словом, историей театра. Еще одно его важное нововведение - доска «Недостатки сегодняшнего спектакля», на которую вывешиваются замечания, касающиеся игры и режиссуры, сценографии и административных сторон. Шахвердян ввел обязательную магнитофонную запись всего спектакля, которая затем совместно прослушивалась, чтобы понять, где проблемы с дикцией, где звук не дошел до зрителя.

Наверное, победить ситуацию, построить свой театр Ваге Шахвердяну помогла любовь к своему театру, к его истории. Он выделял в истории театра спектакли 50-60-х годов. Сильное впечатление оставил спектакль «Зимняя сказка» У. Шекспира, который впервые в Армении именно в Кироваканском театре поставил О. Карапетян. Запомнился спектакль «Такая любовь» П. Когоута, его поставил режиссер С. Акмакчян. Так запомнился, что именно эта пьеса была выбрана для дипломного спектакля Ваге Шахвердяна. Славными страницами истории армянского театра стали и спектакли самого Шахвердяна, поставленные на родной сцене: «Три сестры» А. Чехова, «Ричард II» У. Шекспира, «Хаос» А. Ширванзаде. И этот список можно продолжить.

В жизни Ванадзорского театра не раз были сложные периоды. Один из них - 90-е годы. Армении было очень трудно, это переходный период от жизни в составе Советского Союза к независимости. Было трудно не только Ванадзорскому театру, но и армянскому театру в целом. Для Ваге Суреновича это время оказалось парадоксальным: «В эти годы Ванадзорский театр приобрел всеобщую популярность и славу, потому что тогда театр объездил много стран, гастролировал и участвовал в фестивалях... У нас дома было очень трудно и сложно, но мы бывали в Москве, в Португалии, во Франции...» А на родной земле - полное или почти полное отсутствие воды, нет отопления и электричества. Спектакли идут два раза в неделю днем, постоянно прерываются, поскольку то и дело возникают перебои с подачей электричества. Французский журналист Жан-Пьер Тибода описывает это так: «В такие минуты актеры на какое-то время застывают в темноте, пока не вступит в строй генератор, которым Ванадзорскому театру удалось обзавестись». Однако театр не опустил руки.

Легче Ванадзорскому театру не стало и на рубеже 90-х и 2000-х. Шахвердян уехал в Ереван руководить Академическим театром оперы и балета, отсутствовал около тринадцати лет и руководил театром как консультант. Эти годы были наиболее сложными и для него, и для театра. Но предшествовал этому 1988 год, когда Кировакан сильно пострадал от землетрясения. Более ста тысяч погибших, тысячи и тысячи оставшихся без крова, среди которых и Ваге Шахвердян, живший после землетрясения во временном домике у служебного входа в театр.

В конце 2000-х Шахвердян вернулся в Ванадзор, в свой театр. Размышляя о жизни в Ванадзорском театре, он выделял несколько постановок. Впервые на армянской сцене поставил «Трех сестер» А.П. Чехова. Поставил так, что спектакль вошел в историю не только советского, армянского, но и европейского театра.

Постановка родилась до землетрясения, до обретения Арменией независимости, до первой Карабахской войны. Но в ней очевидно предчувствие грядущих бед и потрясений. Многие критики считают, что ее долгая сценическая жизнь во многом объясняется одной из ключевых фраз, принадлежащей Ольге: «Будем жить!» Особый смысл эти слова приобретают в стране, которая многие годы, по сути, не живет, а выживает. Спектакль описан во многих критических статьях. Ваге Суренович поставил очень русскую пьесу, «отправив» ее звучание к истокам армянской культуры. И спектакль пронзительно зазвучал армянскими смыслами. Патрик Мерль, посмотревший этот спектакль в Париже в театре «Жимназ», писал: «Драматический театр имени Абеляна из Ванадзора не довольствуется воспроизведением Чехова 1901 года. Он вглядывается в собственные свои истоки, обращается к раздумьям народа, до сих пор раскачиваемого историей».

Еще одни спектакль, который выделял Шахвердян - «Ричард II» У. Шекспира. Эту шекспировскую пьесу он поставил в пространстве Советского Союза первым. Но спектакль был не просто первым, но и отличался как злободневностью звучания темы власти, так и вечным ее смыслом. В нем не наказывается зло, не торжествует справедливость. Ричард II добровольно передает корону Болингброку. Новый король, восходя на престол, озирается с воровской опаской. Зритель легко прочитывал мысль, что любая власть, опирающаяся на деспотизм и вероломство, не будет долговечной, поскольку изначально ущербна. Эта тема и являлась стержневой для спектакля Шахвердяна. Шекспир, как и Чехов, занимал в его творчестве особое место. Обращаясь к актерам, режиссер говорил, что они должны чувствовать шекспировский дух и чеховский психологизм, и неважно, что сейчас играется на сцене - Чехов, Шекспир или Достоевский. Эти три автора были основной опорой творчества Ваге Суреновича.

Шекспиру было явно хорошо на ванадзорской сцене. Свидетельством тому последняя шекспировская премьера Шахвердяна - «Король Лир». В рецензии Соны Мелоян на этот спектакль отчетливо прочитываются режиссерские принципы театра Шахвердяна, а именно - ему чужды традиционно-фундаментальные представления об историзме, он избегает конкретно-исторической среды, уходя в метафору, создаваемую лаконичным использованием сценографических средств (три подвижные лестницы, которые сдвигаются, пропуская алые всполохи света). Так режиссер создает метафору истории и образ трагедии. А в том, как движутся лестницы - вдоль и поперек, сметая на пути всех, угадывается знаменитый занавес Давида Боровского из любимовского «Гамлета» в Театре на Таганке. И трудно не согласиться с критиком, который пишет, что эта сценографическая установка, лишенная красивых зрелищных функций, говорит на языке надвигающихся катастроф и сбывающихся пророчеств.

Шахвердян впервые в Армении поставил «Синюю птицу» М. Метерлинка, предложил очень современное прочтение народной драмы «Ануш», написанной О. Туманяном в форме лирической поэмы. Большую популярность, особенно в Грузии, на родине автора, получил спектакль «Измена» по драме-легенде А. Сумбатова-Южина. Русская драматургия была важнейшим материалом для постановок Шахвердяна. Значимое место в этом ряду занимает спектакль «Маскарад» М.Ю. Лермонтова. Шахвердян взялся за постановку «Маскарада», идя навстречу давнему желанию одного из ведущих артистов театра - Акопа Азизяна. Внимание к актеру, стремление в полной мере реализовать его творческие возможности - тоже черта режиссера и руководителя театра Шахвердяна. В его спектаклях вырастали большие артисты: народная артистка Армении Аруса Худанян, замечательно игравшая роли армянских матерей, актриса Лена Пашинян, создавшая очень яркие шекспировские образы - Дездемону и Леди Макбет. Роль Арбенина - одна из важнейших в биографии Акопа Азизяна.

Критик М. Ованесян, говоря о «Маскараде» в постановке Шахвердяна, дает очень точную характеристику творческого кредо режиссера: «...не любит пересказывать, скорее всего, он толкователь. Для него фабула пьесы - условна и служит главным образом для раскрытия его мыслей, порожденных данным произведением». Шахвердян прочитывал главную тему «Маскарада» как взаимоотношения аристократического Класса и его заблудшего сына, которого Класс объявляет беспутным, потому что он отверг его нравственные принципы. Для раскрытия этой темы режиссер создал условный образ Класса, который он выявил в лермонтовском тексте. Особая группа из участников маскарада от картины к картине становится непреодолимой силой, готовой безжалостно уничтожить каждого, кто попытается воспротивиться ей. Все это свидетельствует об интерпретаторской смелости Шахвердяна, о нестандартности его режиссерского мышления.

Большое место в жизни Ваге Суреновича занимала театральная педагогика. Более 30 лет он преподавал в театральном институте, у него много выпускников - и актеров, и режиссеров, которые работают в театрах Армении.

Будущее своего театра Шахвердян видел в тесной зависимости от будущего Армении. И в наши дни, непростые для его страны, он выпустил спектакль, название которого говорит само за себя - «Страна родная». В спектакле рассказывается о настоящем, но через прошлое, - языком прошлого и языком театра. После войны между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах в 2020 году Шахвердян долго искал произведение, в котором описана история предательства, из-за которого была проиграна война. Так он вышел на историческую драму Д. Демирчяна «Страна родная». Одна из главных тем спектакля - предательство, из-за которого страна оказывается в сложнейшей ситуации. На сцене - сегодняшняя жизнь Армении, размышления о том, что будет в ближайшем будущем, на сцене - люди, живущие рядом, со своими мечтами, проблемами, сложными поступками и характерами. Спектакль за короткий период стал одним из самых обсуждаемых в Армении, успел принять участие в фестивале в Ереване, и на всех спектаклях - аншлаг. Зритель принимает идею Шахвердяна, это означает, что спектакль остроактуальный и крайне нужный.

Разговор о творчестве Ваге Шахвердяна всегда приходит к одной точке - к Ванадзорскому драматическому театру имени Ованеса Абеляна. Разговор о последних пятидесяти годах жизни этого театра всегда возвращается к разговору о человеке, отдавшем ему свою жизнь и талант - о Ваге Шахвердяне, человеке, когда-то давно влюбившемся в этот театр и сделавшем его своим.

 

 

Фото из свободных источников в Интернете



Фотогалерея