Королева наших сердец / Вспоминая Инну Чурикову (Москва)

Выпуск №5-255/2023, Вспоминая

Королева наших сердец / Вспоминая Инну Чурикову (Москва)

Первые ее роли - Лиса, Зайчик, Баба-Яга в Московском ТЮЗе.

Ее последняя роль - великая королева Елизавета II.

Она такой и была - королевой на сцене и на экране, хотя сыграла немало характерных и комедийных ролей.

Инна Михайловна Чурикова поступила в театральный институт с третьей попытки - слишком необычная внешность. Но опытные педагоги Театрального училища имени М.С. Щепкина сумели разглядеть талант девушки. Можно сказать, что ей повезло, а можно решить, что ее путеводная звезда, ее ангел-хранитель вел верной дорогой.

Еще будучи студенткой, она сыграла Марфушу - смешную, нелепую, капризную, с нарумяненными щеками, которая яростно колола орехи в сказке «Морозко». И вспомнить слова ее экранной мамаши: «Прынцесса... Нет, не прынцесса - Королева!»

Она стала ею - Королевой, первой актрисой самого любимого, востребованного, модного, потрясающего театра 70-2000-х - Ленкома. Марк Захаров нашел свою актрису - тонкую, нервную, сдержанную, яростную, смешную и трагическую - доверил ей главные роли практически во всех спектаклях, поражая зрителей многоликостью Инны Чуриковой, ее умением быть неотразимой и смешной, разнообразием красок, ее ироничностью и внутренней силой.

Первой ролью в Ленкоме стала Неле, возлюбленная Тиля Уленшпигеля. Она ждала, страдала, стояла в стороне от серьезных мужских проблем, но ни на минуту не терялась из виду. Жертвенность и внутренняя сила, вечно женское были поняты и продемонстрированы молодой актрисой, поразившей зрелым мастерством.

Роли у нее были отборные, о каждой можно мечтать. Через год - Сарра в «Иванове». Женщина, обманутая судьбой. Мечта и любовь обернулись предательством и отчаяньем. Она играла крушение идеалов и невозможность разлюбить того, кто стал смыслом ее жизни.

Еще через год - Офелия в спектакле Андрея Тарковского «Гамлет». Уникальный случай - Чурикова еще раз сыграет в «Гамлете», уже в постановке Глеба Панфилова появится в роли Гертруды. Сильной женщины среди слабых рефлексирующих мужчин.

Ее Комиссар в «Оптимистической трагедии» была женщиной, которая прятала свое сердце, полное любви и чувств, за жесткой кожанкой. Она была негромогласна и немногословна, но стальной стержень внутри, вера и понимание долга вели ее вперед, позволяли увлечь за собой толпу, превратив ее в отряд единомышленников.

Она могла быть игривой, женственной и обольстительной. Она покоряла мужчин обаянием, умело спрятанным умом, той высшей хитростью мудрой и влюбленной женщины, которая действует куда убедительнее надутых губок и задорных кудряшек. Мамаева в «Мудреце» - хитрая, несытая дамочка была неким подступом к блистательной Аркадиной. Игранная-переигранная пьеса Чехова «Чайка» заискрилась новыми красками. Умная, расчетливая, умеющая держать себя в руках и не быть «фефёлой», эта Аркадина всё видела, всё чувствовала, но не всегда могла совладать с отчаяньем, которым грозила подступающая старость. Чурикова блистательно избегала пошлости, сыграв драму женщины, ощущающей уходящее время...

Инна Чурикова удивительно чувствовала суть женского характера. Огромный талант, тонкий ум, мастерство, с каждым годом и с каждой ролью сияющее новыми гранями.

Актриса легко перешла на возрастные роли, потому что играла прежде всего характер и судьбу.

Она могла быть героиней, но с особым шиком играла характеры, которые позволяли лирику соединить с гротеском. Так было с ролями Бабуленьки - Антониды Васильевны в спектакле «Варвар и еретик», с ролью Филумены, сильной, любящей, удивительной матери в «Городе миллионеров», Элеонорой в «Tout payé, или Всё оплачено», с Фёклой Ивановной в «Женитьбе».

Но она с неменьшим пафосом и силой играла роли трагических персонажей, таких, как Элинор Аквитанская в «Аквитанской львице» и Бабушка в спектакле «Ложь во спасение» по пьесе с многозначительным названием «Деревья умирают стоя».

У Инны Чуриковой - уникальная творческая судьба, потому что рядом с ней оказались мужчины, сумевшие увидеть, разгадать, развить ее талант и бросить к ее ногам свои знания и умения.

Глеб Панфилов и Марк Захаров - два верных рыцаря, поднявших свою королеву на ту вершину, которой она была достойна в силу удивительного, неповторимого таланта.

Не всякому удается равно блистать на сцене и на экране. Фильмы «В огне брода нет» и «Начало» (символическое знаковое название!) стали началом творческого и крепчайшего гармоничного семейного союза с режиссером Глебом Панфиловым. Именно он увидел подлинный масштаб дарования в смешной, немного нелепой, странной актрисе с огромными лучистыми глазами, наивно раскрытыми навстречу миру и людям, требовательно взирающими на все несправедливости, глупости и жестокости окружающего.

Да, она была той самой отважной, наперекор обстоятельствам и людям идеалисткой, защищающей добро, любовь и все лучшее, что есть в человеке. Жанна Д'Арк, дева победительница и страстотерпица.

В первых фильмах - «Морозко», «Старшая сестра», где Инна Чурикова играла дурнушку Нелли, режиссеры подчеркивали некрасивость, нелепость актрисы. Глеб Панфилов увидел в актрисе и личности истинную красоту, прекрасную в своей устремленности к свету, истине, добру юную женщину, умеющую любить, защищать то, что ей дорого, быть великодушной. Он увидел идеал, воплощенный в обыкновенной женщине.

В одной из самых сильных ролей советской драматургии, в Вассе Железновой Максима Горького, Чурикова играла трагедию женщины, потерявшей смысл жизни, мужа, детей и цель существования. Сильная личность, она мечтала о гармонии в жизни, искала ее во всем.

А как интересно было наблюдать за актрисой, которая бесстрашно рисовала безумно-гротескный образ Прасковьи Алексеевны КроликовойШирли-мырли»), вечно пьяной, плохо вменяемой, не ориентирующейся в абсурдных ситуациях и уморительно смешной. В этой роли она оказалась в одном ряду с великими кинокомиками, ибо доводила любую ситуацию до логического конца, демонстрировала владение жанром клоунады, изумляла самоиронией и... всепроникающей добротой. Эту самоиронию, лукавство, беззаботное снижение пафоса и удивительную способность к сопереживанию Чурикова демонстрировала и в образе блестяще сыгранной актрисы КунинойБлагословите женщину»).

В обычных, казалось, почти бытовых ситуациях она поднималась до пронзительного драматизма, как было в ролях Веры в «Военно-полевом романе», Лидии Алексеевны в «Курьере». В ХлоеПлащ Казановы») показала трагедию разрушенной, растоптанной мечты женщины, униженной мелочностью и подлостью жалкого мужчины.

Каждая ее работа - материал для подробного исследования и изучения. Одна из непревзойденных актрис нашего времени, она была любима, востребована, обласкана, награждена высокими правительственными и профессиональными наградами.

Поразительно, Инна Михайловна только хорошела с годами. Прожитые роли, сильные неординарные характеры оставляли след на ее лице, пластике, манерах. Она заслуживала эпитетов «эффектная», «царственная», «благородная».

Она подарила нам свой талант. Мы ответили ей любовью и обожанием, восхищением.

Прощай, королева наших сердец, несравненная Инна Михайловна Чурикова!

Фотогалерея